Злой Дух Яхве

Feb 15, 2016 21:00

Злой Дух (ruaḥ ra‘a) упоминается в двух эпизодах Еврейской Библии, причём в обоих случаях его источником является Яхве. В первом случае он вызывает вражду и взаимное истребление между Авимелехом и сихемцами: «И послал бог (’elohim) Злого Духа (ruaḥ ra‘a) между Авимелехом и между господами Сихема, и не стали покоряться господа Сихема Авимелеху, дабы таким образом совершилось мщение за семьдесят сынов Иеровааловых, и кровь их обратилась на Авимелеха, брата их, который убил их, и на господ Сихема, которые подкрепили руки его, чтоб убить братьев его» (Суд. 9, 23-24).

Второй эпизод, рассказывающий об отношениях между Саулом и Давилом, содержит гораздо более подробные сведения. Он начинается со схождения на Саула Духа Яхве по слову пророка Самуила: «[Самуил Саулу:] Ты придёшь на холм бога (ha-’elohim), … и когда войдёшь там в город, встретишь сонм пророков, сходящих с высоты, и пред ними псалтирь и тимпан, и свирель и гусли, и они пророчествуют (mitnabbə’im); и сойдёт (ṣalḥa) на тебя Дух Яхве (ruaḥ yhwh), и ты будешь пророчествовать (hitnabbita) с ними и сделаешься иным человеком… Когда пришли они к холму, вот встречается им сонм пророков, и сошёл (tiṣlaḥ) на него (Саула) Дух Божий (ruaḥ ’elohim), и он пророчествовал (yitnabbe’) среди них» (1 Цар. 10, 5-6, 10).

Когда Саул утрачивает божественную милость, Дух Яхве отходит от него и сходит на Давида, на Саула же взамен сходит Злой Дух Яхве: «И взял Самуил рог с елеем и помазал его (Давида) среди братьев его, и сошёл (tiṣlaḥ) Дух Яхве (ruaḥ yhwh) на Давида с того дня и после… А от Саула отступил Дух Яхве (ruaḥ yhwh), и возмущал его Злой Дух от Яхве (ruaḥ ra‘a me-et-yhwh). И сказали слуги Сауловы ему: вот, Злой Дух Божий (ruaḥ ’elohim ra‘a) возмущает тебя; пусть господин наш прикажет слугам своим, которые пред тобою, поискать человека, искусного в игре на гуслях, и когда придёт на тебя Злой Дух Божий (ruaḥ ’elohim ra‘a), то он, играя рукою своею, будет успокаивать тебя… И когда Дух Божий (ruaḥ ’elohim) бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, - и отраднее и лучше становилось Саулу, и Дух Зла (ruaḥ ha-ra‘a) отступал от него» (1 Цар. 16, 13-16, 23).

Далее описывается воздействие Злого Духа на Саула: «И было на другой день: сошёл (tiṣlaḥ) Злой Дух Божий (ruaḥ ’elohim ra‘a) на Саула, и он пророчествовал (yitnabbe’) посреди дома, а Давид играл рукою своею на струнах, как и в другие дни; в руке у Саула было копье. И бросил Саул копье, подумав: пригвожду Давида к стене; но Давид два раза уклонился от него» (1 Цар. 18, 10-11); «И Злой Дух Яхве (ruaḥ yhwh ra‘a) был на Сауле, и он сидел в доме своем, и копье его было в руке его, а Давид играл рукою своею на струнах. И хотел Саул пригвоздить Давида копьём к стене, но Давид отскочил от Саула, и копьё вонзилось в стену; Давид же убежал и спасся в ту ночь» (1 Цар. 19, 9-10).

В процитированных отрывках Злой Дух именуется также «Злым Духом от Яхве» (ruaḥ ra‘a me-et-yhwh), «Злым Духом Божьим» (ruaḥ ’elohim ra‘a), «Духом Зла» (ruaḥ ha-ra‘a) и «Злым Духом Яхве» (ruaḥ yhwh ra‘a). Он противопоставляется просто «Духу Яхве» (ruaḥ yhwh), которого Яхве посылает сначала Саулу, а потом, когда Саул впадает в немилость, Давиду. Однако между этими двумя Духами имеется существенное сходство. И тот, и другой может называться «Духом Божьим» (ruaḥ ’elohim), они оба сходят (ṣalaḥ) на человека, зримым признаком присутствия и того, и другого является способность пророчествовать (tanabba’). И самое главное - источником обоих Духов (Злого и другого, противопоставляемого ему, но не определяемого как Благой) в совершенно равной степени является Яхве.

Это подтверждает то, что нам известно из прямых утверждений Еврейской Библии, а именно - Яхве является творцом как добра, так и зла: «Зиждитель света и творец тьмы, создатель добра и творец зла - я, Яхве, создатель всего этого» (yoṣer ’or uḇore ḥošeḵ ‘ośe šalom uḇore ra‘ ’ani yhwh ‘ośe ḵol-’elle) (Ис. 45, 7) (ср. синодальный «перевод»: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю всё это»); «Не из уст ли Вышнего исходят зло и добро?» (mippi ‘elyon lo teṣe ha-ra‘ot wə-ha-ṭoḇ) (Плач. 3, 37-38) (ср. синодальный «перевод»: «Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие?»); «Бывает ли в городе зло, которое сотворил не Яхве?» (im-tihye ra‘a bə‘ir w-yhwh lo ‘aśa) (Ам. 3, 6) (ср. синодальный «перевод»: «Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?»).

Никакого другого источника зла, кроме Яхве, ЕБ не знает. Иудейский Яхве отнюдь не является совершенно благим Богом, как его понимают зороастризм и христианство.

Религиозная история, Яхвизм

Previous post Next post
Up