Иранский источник иудейского представления о семичастном творении

Jul 07, 2011 16:39

В первых двух главах Книги Берешит (Бытия) содержатся две существенно различающиеся версии рассказа о сотворении мира. Более древнюю из них приводит Яхвист (цитирую в основном по синодальному переводу с исправлением мест, искажающих еврейский оригинал):

Вот рождение (TOLEDOT) неба и земли, при сотворении их, в тот день, когда бог Яхве (YAHWEH ELOHIM) создал землю и небо. И никакого полевого кустарника ещё не было на земле, и никакая полевая трава ещё не росла, ибо бог Яхве не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, но пар поднимался с земли и орошал всё лицо земли. И слепил бог Яхве человека из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек душою живою. И насадил бог Яхве рай в Эдене на востоке, и поместил там человека, которого слепил. И произрастил бог Яхве из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи… И сказал бог Яхве: не хорошо быть человеку одному; сотворю ему помощника, соответственного ему. И слепил бог Яхве из земли всех животных полевых и всех птиц небесных… И навёл бог Яхве на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из рёбер его, и закрыл то место плотью. И создал бог Яхве из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку.
Быт. 2.4-22
Сразу же бросается в глаза архаичность данного повествования и влияние на него мифов соседствовавших с евреями народов. Яхве, лепящий человека и животных из земли, является отражением египетского бога Хнума, который, по поверьям египтян, слепил людей на гончарном круге (отождествление Яхве с Хнумом засвидетельствовано документами еврейской военной колонии на египетском острове Элефантина). Создание женщины по имени Хавва («жизнь») из ребра является бездумным заимствованием из мифологии шумеров, в языке которых слова «ребро» и «жизнь» звучали одинаково (в еврейском языке они звучат по-разному, поэтому на еврейской почве смысл этого мифа оказался утерян).

Начало отрывка, в котором вскользь упоминается о сотворении неба и земли, по всей видимости, является поздней вставкой, призванной обеспечить связь с предшествующим текстом. В собственном рассказе Яхвиста мир до творения представлен как безводная и бесплодная пустыня - вполне в духе семитских кочевников древнего Ближнего Востока. Яхве лепит из земли человека и животных и произращивает деревья, чем и ограничивается его творческая деятельность.

В более позднем повествовании Священнического кодекса, представленном в 1-й и начале 2-й главы Книги Берешит, картина сотворения мира выглядит совсем по-другому. Она состоит из чётко структурированных семи частей, в каждой из которых описывается определённый этап творческой деятельности бога:

В начале сотворил бог (ELOHIM) небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и дух бога (RUAKH ELOHIM) (=сильный ветер?) носился над водою. И сказал бог: да будет свет. И стал свет. И увидел бог свет, что он хорош, и отделил бог свет от тьмы. И назвал бог свет днём, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

И сказал бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй.

И сказал бог: да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал бог сушу землёю, а собрание вод назвал морями. И увидел бог, что это хорошо. И сказал бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду её, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий.

И сказал бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и да будут они для знамений, и сроков, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал бог два светила большие: светило большее, для управления днём, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днём и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвёртый.

И сказал бог: да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землёю, по тверди небесной. И сотворил бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу крылатую по роду её. И увидел бог, что это хорошо. И благословил их бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый.

И сказал бог: да произведёт земля душу живую по роду её, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел бог, что это хорошо. И сказал бог: сотворим человека по образу нашему, по подобию нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил бог человека по образу своему, по образу бога сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их бог, и сказал им бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле… И увидел бог всё, что он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой…

Совершены небо и земля и всё воинство их. И совершил бог к седьмому дню дела свои, которые он делал, и почил в день седьмой от всех дел своих, которые делал. И благословил бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел своих, которые бог творил и созидал.

Быт. 1.1-31, 2.1-3
Очевидно различие между двумя проведёнными повествованиями. В рассказе Яхвиста, как и в других текстах Танаха, отсутствуют всякие намёки на идею семичастного творения, которую выражает Священнический кодекс. Можно предположить, что эта идея не имела собственных еврейских корней и была в определённый момент заимствована со стороны. Тем более, что поиски её источника не занимают много времени: она входит в число основополагающих доктрин зороастризма. В нём семи этапам творения и семи основным элементам мира соответствуют семь Бессмертных Святых - гипостазированных творческих сил Ахура-Мазды (нужно отметить, что их количество в различных источниках колеблется между семью и шестью в зависимости от того, включается ли или нет в их число Спэнта-Майнью - Святой Дух, иногда отождествляющийся с самим Богом):

Нравственные понятия воплотились в шести Амэша-Спэнта («Бессмертных Святых»), которых Ахура-Мазда создал первыми из всего благого творения. Определение «спэнта», переводимое как «святой», - важнейшее понятие в учении Заратуштры. По своему происхождению это слово означало первоначальную полезную (благодетельную) силу. Шесть Бессмертных Святых такие: Воху-Мана («Благая Мысль»), Аша-Вахишта («Лучшая Истина»), Спэнта-Армати («Святое Благочестие»), Хшатра-Варья («Власть Избранная»), Харватат («Целостность») и Амэрэтат («Бессмертие»). Во главе с Ахура-Маздой они образуют «семерку единосущных», покровительствующих всем семи благим творениям соответственно: человеку, скоту, огню, земле, небу, воде и растениям.
История Востока. Т. 1. Восток в древности. М., 1997. С. 588 (Глава XXXIII. Коренные перемены в мировоззрении. 4. И.М. Стеблин-Каменский. Проповедь Заратуштры)
Идея семичастного творения, выраженная в косвенном виде уже самим Заратуштрой в «Гатах», наиболее полно представлена в пехлевийских богословских трактатах:

«Бундахишн»: (Ормазд) создал свои творения. Сначала он создал Вахмана, с помощью которого возникали творения Ормазда… Первым из материальных творений Ормазд сотворил (небо, а из благого движения(?) света - Вахмана), с которым была добрая маздаяснийская вера, и это потому, что ему было известно о том, что к творениям придет воскрешение. Затем появился Ардвахишт, затем Шахревар, затем Спандармад, затем Хордад, затем Амордад… Из творений Ормазда в материальном мире первое - небо, второе - вода, третье - земля, четвёртое - растения, пятое - скот, шестое - человек.
Зороастрийские тексты. Суждения духа разума (Дадестан-и меног-и храд). Сотворение основы (Бундахишн) и другие тексты. М., 1997. С. 267-268

«Шайаст-на-шайаст»: В этом моём материальном мире Я, Ормазд, (отвечаю) за праведных, Вахман - за скот, Ардвахишт - за огонь, Шахревар - за металлы, Спандармад - за землю и праведных женщин, Хордад - за воды, Амордад - за растения.
Зороастрийские тексты. Суждения духа разума (Дадестан-и меног-и храд). Сотворение основы (Бундахишн) и другие тексты. М., 1997. С. 315
Отметим, что количество творений в разных источниках также колеблется между семью и шестью в силу особого статуса последнего из них - огня: «Согласно “Бундахишну”, огонь был последним из семи творений, но он отнюдь не всегда упоминается в их числе, как он отсутствует в древнем “Фравардин-яште”, неоднократно взывающем к остальным. По этой причине вероятно, что рассмотрение его в качестве одного из творений было вопросом истолкования. Полностью развившееся учение могло гласить, что этот элемент впервые вошёл в бытие шести творений в собственном смысле после их одушевления, образовав как бы их жизненную силу» (Mary Boyce. A History of Zoroastrianism. Vol. 1. Leiden/Koeln. 1975. P. 141).

Представим семь этапов творения мира в зороастризме и иудаизме в виде сравнительной таблицы:



Обращает на себя внимание гораздо менее разумный и последовательный порядок этапов в иудейской версии по сравнению с зороастрийской - сотворение света в первый день, а светил только в четвёртый, объединение сотворения земли и растений в один день и, наоборот, разделение сотворения животных между два днями. Кроме того, иудейская версия ничего не говорит о сотворении вод. В этом проявляется влияние общесемитской мифологии, которая представляла себе состояние вселенной до творения в виде водной бездны. Именно эта бездна (TEHOM - слово, родственное имени аккадской богини Тиамат) предшествует творению согласно Священническому кодексу. Если учесть, что в обеих версиях седьмые этапы, хотя и не совпадают формально, выделяются из остальных этапов своим особым статусом, в картине творения, представленной в Священническом кодексе, можно с полным основанием видеть искажённое отражение иранских богословских идей.

Ариохристианство

Previous post Next post
Up