Роль евреев в славянской работорговле раннего средневековья

Jun 01, 2008 21:35

Этот текст был мною написан в середине девяностых годов, но опубликовать его тогда не получилось.

После падения власти императоров на западе Римской империи, в эпоху раннего средневековья, европейская торговля была фактически монополизирована еврейским капиталом. Причиной этого, с одной стороны, было покровительство светских властей. Крупнейшими государствами в Европе этой эпохи были Франкское королевство в Галлии и Омейядский халифат в Испании. С правителями Франкского государства у евреев сложились хорошие отношения еще при Меровингах, а при Каролингах эти отношения еще более окрепли - франкские князья постоянно занимали у еврейских финансистов средства, даруя им за это многочисленные привилегии. Такие же сердечные отношения сложились у евреев и с Омейядами, в чьем государстве они занимали высшие посты. В качестве примера можно привести Хасдая ибн-Шапрута, бывшего первым министром халифата.
Другой причиной, способствовавшей развитию еврейской коммерции, было то, что в результате арабских завоеваний VII в. Средиземноморье оказалось разделенным на две половины - христианскую и мусульманскую. Эти две половины практически постоянно находились в состоянии войны между собой, по причине чего поездки христианских купцов в мусульманские земли и мусульманских купцов в земли христиан оказались чрезвычайно затруднены. В подобной ситуации еврейские купцы оказались в очень выгодных условиях - только они могли свободно ездить по всему Средиземноморью, как в христианские земли, так и в мусульманские. В результате этого к IX в. транзитная торговля между Европой, Азией и Африкой оказалась целиком в руках евреев.
Третьей причиной процветания еврейской торговли явилось то, что нашелся товар, пользовавшийся огромным спросом и приносящий огромные прибыли. Этим товаром оказались рабы, прежде всего славянские. Почему же именно славянские? Дело в том, что христианское законодательство того периода сильно ограничивало права христиан на обладание рабами-христианами и категорически запрещало это иудеям. Примерно такие же ограничения существовали в мусульманском законодательстве в отношении рабов-мусульман, поэтому евреи могли торговать только рабами-язычниками. В VIII в., когда началась широкая транссредиземноморская работорговля, все славяне были еще язычниками, поэтому их земли и стали основным источником поступления рабов на рынки христианской Европы и арабского мира.
Основной объем славянской работорговли осуществлялся евреями через торговую корпорацию Рахдания. Ее база находилась на юге франкской Галлии в районе городов Арль и Марсель. Согласно данным нумизматики, славянские земли в качестве рынка рабов были открыты рахданитами примерно в середине VIII в. Еврейские купцы покупали рабов-славян за арабские серебряные монеты - дирхемы.
Мы имеем подробное описание торговых путей рахданитов, дошедшее до нас благодаря арабскому автору Ибн Хордадбеху, который возглавлял разведывательную службу Аббасидского халифата и потому прекрасно знал маршруты купцов, посещавших халифат. В своем сочинении «Книга путей и стран», написанном между 840-ми и 880-ми гг., он сообщает следующее:
«Путь еврейских купцов Рахдания. Они говорят по-арабски, по-персидски, по-гречески, по-франкски, по-испански и по-славянски. Они путешествуют с востока на запад и с запада на восток по суше и морю. Они привозят с запада евнухов, рабынь, мальчиков, парчу, шкуры бобров и другие меха, сабли и мечи. Они садятся на корабли во Франкии на Западном [Средиземном] море и высаживаются в ал-Фараме [порт в Египте]. Здесь они навьючивают свои товары на животных и идут в ал-Кулзум [порт на Красном море]. Потом они садятся на корабли на Восточном [Красном] море и плывут от ал-Кулзума в ал-Джар и Джудду. Потом они идут в Синд, Индию и Китай... Иногда они выбирают путь позади Греции через землю славян и потом в Хамлидж [Итиль], город хазар. Потом они едут через море Джурджан [Каспийское], и потом в Балх и Маверранахр, и потом в Урт Тогузгуз, и потом в Китай».
Как видим, Ибн Хордадбех описывает два пути, по которым рахданиты везли рабов, - южный (из Франкского государства через Египет и дальше на восток) и северный (через Хазарию и Среднюю Азию). Однако южный путь описан им не полностью - Ибн Хордадбех не знал о его первом отрезке, о том, как рабы попадали в район Марселя, где их грузили на корабли. К счастью, другие источники позволяют нам восстановить этот путь достаточно подробно.
Основным районом, из которого на запад поступали славянские рабы, было славяно-германское пограничье, в основном баварская Восточная марка. Захваченных во время столкновений славян бавары продавали евреям, которые везли их для продажи на запад. Существовало два пути, по которым двигались караваны работорговцев. Первый из них вел из Восточной марки через Австрийские Альпы и Аквилею в Венецию - крупнейший в тот период рынок рабов. Именно на этом пути документы XI-XII вв. фиксируют около 15 поселений с названиями типа Judendorf. Говоря об этом пути, представляется интересным вспомнить один эпизод из истории славянской культуры.
Как известно, после смерти епископа Великой Моравии и одного из апостолов славян Святого Мефодия его ученики были схвачены противниками славянской литургии и проданы в рабство. Как сообщает житие одного из этих учеников - Святого Наума, проданы они были именно еврейскому работорговцу, который и погнал их по дороге через Альпы в Венецию, где собирался погрузить на корабли и отвезти для продажи в арабские земли. К счастью для учеников Кирилла и Мефодия, в Венеции их увидел чиновник греческого императора и выкупил у еврея. Если бы не эта счастливая случайность, плоды трудов просветителей славян погибли бы и славянской культуре был бы нанесен непоправимый ущерб.
Что касается второго пути еврейских работорговых караванов на запад, он был более северным и шел через Южную Баварию и Регенсбург к Брегенцу и далее в долину Роны - в Арль и Марсель, где, как говорилось выше, находилась главная база рахданитов. В Марселе рабов грузили на корабли и везли на продажу в арабскую Испанию. Часть рабов из Испании поступала далее в Северную Африку, а также через Антиохию и Багдад в Ирак и Иран, но основная их часть все же оставалась в Испании.
В арабской Испании славянские рабы-сакалиба уже в IX в. составляли значительную прослойку населения. Большая часть их подвергалась кастрации, о чем подробно повествует арабский географ ал-Макдиси. Он пишет, что из франкских земель славян привозили в порт Печина, где их покупали купцы-евреи и везли в город Лусену, абсолютное большинство жителей которого в средние века также составляли евреи. Там специально подготовленные люди подвергали рабов кастрации. Это была трудная и болезненная операция, рабы - в абсолютном большинстве дети - часто умирали. Поэтому цена на кастрированного раба была примерно в 4 раза выше, чем на некастрированного. Однако, как сообщает итальянский хронист Лиутпранд Кремонский, работорговцы из Франкского государства не хотели терять большие прибыли и поэтому в самом Франкском государстве, в городе Вердене, создали целую фабрику по производству евнухов из славянских рабов, которые уже кастрированными и по более высокой цене продавались далее в Испанию.
В Омейядском халифате славяне-евнухи служили, главным образом, в гаремах халифов, причем не только как охранники. В странах арабского мира в средние века педерастия была настолько широко распространена, что считалась фактически нормальным способом половых отношений. По этой причине славянские мальчики, которым давали арабские имена типа Йумн (Счастье), Бишр (Веселье), Наджа (Спасение) и т.д., ценились в гаремах халифов очень высоко.
Кроме гаремов, сакалиба составляли также отборную часть халифского войска. В Кордове, столице арабской Испании, уже при эмире ал-Хакаме (796-822) существовал 5-тысячный корпус мамалик (славянских воинов-рабов). При халифе Абд-ар-Рахмане (912-961), по одной из переписей населения, в одной только Кордове насчитывалось 13750 славянских рабов. Эти цифры дают некоторое представление о размахе той работорговли, которую вели еврейские купцы.
С увеличением численности сакалиба в Испании росло и их влияние на дела государства - они все чаще начинали играть самостоятельную роль. Это привело к тому, что в XI в., после падения халифата Омейядов, сакалиба укрепились в Валенсии и фактически создали там собственное государство. Однако рассмотрение данного вопроса не входит в нашу задачу, поэтому вернемся к Хазарии.
Как мы уже упоминали, из Испании славянские рабы поступали как в Северную Африку - в Аглабидский эмират и Фатимидский халифат, так и на территорию халифата Аббасидов - в Ирак и Иран. Тем не менее, основная часть славянских рабов шла в восточные арабские земли по другому, более близкому пути - через Среднюю Азию. Именно этот северный путь купцов-рахданитов, наряду с южным, упоминает в своем сочинении Ибн Хордадбех. Основным источником доставлявшихся по этому пути рабов было тюркско-славянское пограничье, прежде всего Хазарский каганат. Хазары продавали славян евреям, которые везли их вниз по Волге и Дону через Хорезм в Багдад и другие города халифата Аббасидов. В Хорезме, как и в Вердене и Лусене на западе, существовала специальная фабрика по производству евнухов из славянских рабов.
Здесь мы вплотную подошли к вопросу об обращении хазар в иудаизм. По этому вопросу было высказано множество разных догадок и предположений, однако представляется наиболее вероятным, что это обращение - дело рук еврейских купцов-работорговцев. Хазария на востоке имела для рахданитов такое же значение, что и Бавария на западе. Что касается баваров, вопрос об их обращении в иудаизм не стоял - во-первых, потому что они уже в VIII в. были христианами, а во-вторых, потому что в конце VIII в. Бавария вошла в состав Франкского государства, с правителями которого, как уже упоминалось, у евреев и так были прекрасные отношения.
Совсем иначе обстояло дело с хазарами - они были язычниками, а потому и оказались легкой добычей религиозной пропаганды своих торговых партнеров - евреев. В результате примерно в середине VIII в. начинается процесс постепенной иудаизации Хазарского каганата. То, что это было делом именно еврейских купцов и преследовало с их стороны чисто корыстные цели, также очевидно. Факт обращения хазар в иудаизм вплоть до X в. оставался совершенно неизвестным в основных еврейских религиозных центрах - в Вавилонии, Константинополе и Палестине. Такого не могло быть, если бы обращение хазар оказалось результатом деятельности специальной религиозной миссии, которая могла исходить из этих центров. С другой стороны, если бы купцы-рахданиты осуществили иудаизацию хазар с собственно религиозной, миссионерской целью, они не преминули бы сообщить об этом в те же самые религиозные центры иудаизма. Тем не менее, они этого не сделали, и, похоже, вообще не стремились особо афишировать этот факт. Объяснить это странное поведение можно только тем, что, обращая хазар в иудаизм, рахданиты преследовали только свои коммерческие цели, а именно - поставить каганат себе на службу с целью дальнейшего развития работорговли.
Наиболее правдоподобный рассказ об обращении хазар в иудаизм содержится в так называемом «Кембриджском документе» - письме, написанном неизвестным хазарским евреем Хасдаю ибн Шапруту. В нем говорится о том, что один из евреев, проживавших среди хазар, по имени Сабриэль, прославился как удачливый полководец. Первоначально он занимал должность командующего войском. Под его влиянием хазары приняли иудаизм, а его самого избрали своим беком (евр. melex, арабск. malik). Эти события можно отнести примерно к 740-м годам. В то же время, первоначально у евреев был свой тюркский правитель из рода Ашина, носивший титул кагана, которого Кембриджский аноним называет «судьей». После принятия хазарами иудаизма этот хазарский правитель и его потомки были отстранены от реальной власти, которая перешла в руки беков еврейского происхождения. Согласно сведениям арабского автора X в. ал-Масуди, каган пребывал в безраздельной власти у бека и без его разрешения не мог даже покидать свой дворец в Итиле. Если страну постигал голод или иное бедствие, народ объявлял виновным в этом кагана и требовал его смерти, после чего судьба его решалась беком. Другой арабский автор - Аль-Истахри - писал, что «у кагана власть номинальная... хотя каган и выше бека, но его самого назначает бек». Наконец, по сведениям Ибн Русте, «бек не дает отчета никому, кто бы стоял выше его... он сам распоряжается получаемыми податями и в походы ходит со своими войсками». Как видим, к X в. правители еврейского происхождения полностью отстранили тюркских каганов от власти, превратив их в чисто декоративные фигуры. Цель рахданитов была достигнута - Хазарский каганат оказался под их контролем.
На рубеже IX и X вв. еврейская работорговля на западе пережила определенные трудности, связанные с приходом венгерских кочевников в Подунавье. На какое-то время дунайский участок прямого пути от Киева до Регенсбурга перестал функционировать. Однако, как позволяют судить источники, путь еврейских торговых караванов просто сдвинулся к северу и стал проходить через чешские земли. В связи с этим Прага в X в. стала крупнейшим невольничьим рынком. По сообщению еврейско-арабского путешественника Ибрагима ибн Якуба, в Праге уже в 967 г. существовала значительная еврейская колония. Работорговля в Чехии достигла такого масштаба, что в 989 г. Св. Адальберт-Войтех, епископ Праги, вынужден был сложить с себя епископский сан из-за невозможности остановить продажу христиан в рабство евреям.
После поражения венгров в битве с немцами при Аугсбурге в 955 г. возобновилась и еврейская работорговля на территории Венгрии. Примерно в 990 г. папская курия обратилась к венгерскому князю Гезе и его сыну Вайку с просьбой освободить в их владениях всех христиан, находящихся в руках иноверцев (читай - евреев). Таким образом, очевидно, что к концу X в. работорговля на территории Венгрии не только возобновилась, но и достигла значительного размаха. По сравнению с соседними Чехией и Польшей, в Венгрии сохранилось значительное количество документов XI-XII вв., связанных с евреями. Как и следовало ожидать, абсолютное большинство упоминаний о евреях в этих документах говорит о их занятии работорговлей. Посетивший Венгрию в 1150-1153 гг. арабский путешественник Абу Хамид аль Гарнати был удивлен широким выбором невольников и низкими ценами на них.
Несмотря на это, необходимо отметить, что в XI-XII вв., как в Венгрии, так и в других европейских странах происходило постепенное изменение характера коммерческой деятельности евреев - от работорговли они все активнее переходили к ростовщичеству. Причиной этому было, с одной стороны, то, что язычников, которых можно было обращать в рабство, становилось все меньше, а меры против владения евреями рабами-христианами все более ужесточались. С другой стороны, за время активного занятия работорговлей в VIII-X вв. евреи сумели заработать огромные капиталы, которые они теперь и стали пускать в рост, что было гораздо выгоднее и безопаснее, чем отправляться с караванами в дальние страны.
Необходимо отметить, что, хотя разгром Русью Хазарского каганата в 965 г. и нанес сильнейший удар по еврейской работорговле, он все же не положил ей окончательный конец. Она не прекратилась полностью, а уменьшилась в масштабах и приняла иные формы.
Евреи продолжали покупать славянских пленников, хотя теперь не у хазар, а сначала у печенегов, а потом у половцев. Механизм этой торговли известен нам благодаря Слову 16 Киево-Печерского патерика. В нем рассказывается о судьбе одного из печерских монахов - Евстратия постника, который в 1097 г. вместе с другими монахами и работниками монастыря был захвачен половцами, совершившими набег на окрестности Киева. Пленники были отведены половцами в Крым, в Херсон, где проданы еврею-работорговцу. Еврей стал принуждать их к отречению от христианства. В результате все они умерли от голода, отказавшись принимать еврейскую пищу, а Евстратий был распят и убит евреем, взбешенным его упорством. Из сведений, содержащихся в Слове, очевидно, что греческие жители Херсона не покупали своих православных единоверцев, покупкой же живого товара занимались исключительно евреи, специально для этого приезжавшие каждый год в Херсон. Желание еврея, купившего пленников у половцев, принудить их к отречению от христианства понятно - как уже упоминалось, греческое законодательство категорически запрещало евреям владеть рабами-христианами.
Таким образом, очевиден один из способов получения евреями рабов после падения Хазарского каганата. Другой способ заключался в обращении их в рабство за долги. В этом главная роль принадлежала еврейской общине Киева. Как известно, Киев возник как хазаро-еврейский город, значительное еврейское население сохранялось в нем и после его завоевания Русью - вплоть до монгольского разгрома. Из исторических источников видно, что основным занятием евреев в Киеве было ростовщичество. Особенно широкий размах оно приняло в конце XI - начале XII вв., когда в Киеве правил Святополк II, оказывавший еврейским ростовщикам свое покровительство. В результате этого закабаление и продажа в рабство евреями жителей Киева и его окрестностей приняли огромные размеры, что привело к первому зафиксированному в русской истории еврейскому погрому, произошедшему в Киеве в 1113 г. после смерти Святополка II. Ипатьевская летопись сообщает о нем следующим образом: «Кияни же разъграбиша дворъ Путятинъ тысячкого идоша на жиды и разъграбиша я». Разгром двора тысяцкого Путяты наряду с погромом евреев вполне естественен - в обязанности тысяцкого входил разбор судебных дел по коммерческим сделкам. Призванный после погрома в Киев Владимир Мономах немедленно созвал специальный съезд, на котором был принят так называемый «Устав Владимира Мономаха», посвященный вопросам, связанным с ростовщичеством. Устав содержал положения, направленные на сокращение злоупотреблений ростовщиков по краткосрочным займам, ограничение существовавшего до того огромного процента по долгосрочным займам, а также предотвращение порабощения евреями-ростовщиками смердов и других представителей низших классов. То, что ростовщики, против которых были направлены меры Устава, были именно евреями, ясно из описанных выше обстоятельств, предшествовавших созданию данного юридического документа.
Внимание ученых достаточно давно привлек к себе внимание тот, казалось бы, парадоксальный факт, что в средневековых еврейских источниках славянские земли называются «Ханааном», а их население - «ханаанеями». Термин «Ханаан» первоначально означал в ветхозаветной традиции потомков Хама - хамитов (египтян и ливийцев), а также доеврейское семитское население Палестины - ханаанеев и финикийцев. Славяне как обитатели Европы должны были считаться согласно библейской традиции потомками Иафета. Почему же евреи отождествили их с потомками Хама?
Дело в том, что уже в Танахе («Ветхом завете») термин «ханаанеян» стал приобретать не только национальный, но и социальный смысл. Ханаан, «земля обетованная», был завоеван евреями в XIII в. до н.э. Некоторой части ханаанейского населения удалось избежать физического истребления, но их ждала не менее завидная участь - они были превращены евреями в рабов. В связи с этим уже в книгах Танаха слово kena’an/kana’an (ханаанеян) стало синонимом слова ‘ebed (раб). Подобное положение дел было узаконено составителями Книги Бытия в рассказе о проклятии Ноя. Узнав о том, что Хам, отец Ханаана, видел его пьяного лежащего голым в своем шатре и рассказал об этом братьям, Ной сказал: «проклят Ханаан, раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов, Ханаан же будет рабом ему» (Бытие, 9, 25-26).
Однако в средние века термин «Ханаан» вновь приобрел для евреев этнический смысл, но на этот раз им стали именовать славян. Впервые подобное обозначение встречается в книге «Иосиппон», составленной в Италии не позднее 950 г. Позже, в XI-XIII вв., оно встречается в еврейской литературе повсеместно. «Ханаанейским языком» (leshon kena’an) евреи называли и славянский язык. В сочинениях еврейских авторов XI-XIII вв. из Германии и Франции (Гершома бен Йехуды, Йехуды бен Меира ха-Когена и др.) встречаются многочисленные глоссы из славянского языка, называемого «ханаанейским».
Разгадка же парадоксального факта наименования евреями славянских земель «Ханааном» проста - эти земли назывались евреями так потому, что представляли для них рынок рабов. Еврейский путешественник Вениамин Тудельский, посетивший славянские земли в XII в., пишет о их населении: «и зовут их евреи потомками Ханаана, ибо люди страны той продают сыновей и дочерей своих всем».
В IX-X вв. и во многих европейских языках прежние слова, обозначавшие невольника, забываются, а на смену им приходит новое слово - «славянин», постепенно теряющее свое этническое значение и приобретающее просто значение «раб»: франц. esclave, исп. esclavo, нем. Sklave, англ. slave, новогреч. sklavos и т.д.

Йеху

Previous post Next post
Up