Режиссёр Рустам Хамдамов
2017 г.
Действие фильма, жанр которого я бы определил как «фантасмагория на русские темы», происходит в двух временных планах - в условную эпоху Александра III и в средневековье. Во дворец к некоему члену императорской фамилии приглашается чтица (однозначно звёздная роль Светланы Немоляевой), чтобы прочитать ему сказку об убийстве. Кстати, их диалоги в значительной степени состоят из аллюзий на русскую классическую литературу (а сколько из них узнаете вы?).
Сюжет сказки основан на рассказе Рюноскэ Акутагавы «В чаще», по которому ещё в 1950 г. Акиро Куросава снял свой знаменитый «Расёмон». Напомню сюжет рассказа: самурай с женой едет верхом на коне через лес. Там их видит местный разбойник, который решает овладеть женщиной, заманив самурая в чащу. Дальше события излагаются в трёх версиях - разбойника, женщины и духа убитого самурая. Хамдамов перенёс действие в русский условный шестнадцатый век, и через лес у него с женой едет царевич. Также присутствуют люди-грибы, медведь и ведьма (неузнаваемая Алла Демидова).
«Мешок без дна», как и все картины Хамдамова (достаточно вспомнить «Рабу любви», присвоенную Михалковым), фильм с трудной судьбой (снимался с большими сложностями в течение пяти лет), и, как и все картины Хамдамова, сказочно прекрасен. Но здесь, на мой взгляд, режиссёр превзошёл все свои прежние достижения. Любоваться можно практически каждым кадром. Убедитесь сами.