Эта работа была сделана мной для международного конкурса Bead Dreams (далее - BD), который проводится раз в год в США. Для тех, кто занимается бисером, это Оскар, Олимпиада, Каннский фестиваль и Мундиаль в одном флаконе. То есть почетно, хлопотно, дорого и весьма волнительно. К нему долго готовятся, воплощая свои самые смелые идеи, и с нетерпением ждут результатов…
Собственно, это предисловие: без него людям, далеким от темы, будет непонятно мое воодушевление по данному поводу. А повод таков: мое колье «Viva la vida!» вышло в финал BD и поедет в США на шоу конкурса.
Она посвящена творчеству мексиканской художницы Фриды Кало, и отражает мое представление о Мексике в целом... Любовь и смерть, страдание и жизнь, и все такое прочее. Это и еще пару гладких фраз я поставила в описании работы, отправляя фото на конкурс. Хотя на самом дела мне есть что сказать гораздо больше: это не просто украшение, это завершение некоторого этапа в моей жизни, воплощение долго зреющей идеи - ради чего, собственно, и делаются такие вещи.
К тому же выяснилось, что многих интересует что же я такое курю генезис моей творческой мысли. И даже мою маму, а уж она, казалось бы, должна знать всех моих тараканов по имени-отчеству. Мне и самой интересно читать про других, как им в голову приходят и потом воплощаются сюжеты, только мало кто пишет… А я вот напишу.
Фрида
Я увидела Фриду и ее работы в начале девяностых, кажется, в журнале «Крестьянка» или «Работница», который имел обыкновение культурно просвещать своих читателей.
Вот так она хмуро смотрела со страницы - с фото и многочисленных работ-автопортретов. Не могу сказать, что они мне понравились. Что-то было в этом притягательное и отталкивающее одновременно. Странное сочетание детской манеры исполнения и жутковатых сюжетов: как если бы ребенок подсмотрел то, что ему видеть не положено, и нарисовал со свойственным возрасту бесстыдством и откровенностью. Жутко, но не оторваться.
Две Фриды
Корни
Три жителя Мехико
Сон (или мечта?)
Что мне показала вода
Самоубиство Дороти Хейл (Что характерно, эту картину Фрида написала для подруги несчастной девушки. Та, закономерно, пришла в ужас)
Дерево надежды, стой твердо
Любовные объятия вселенной
Автопортрет с остриженными волосами
Диего и Фрида
Ее биография общеизвестна: в детстве переболела полиомиелитом и осталась хромой, в юности попала в страшную аварию, от последствий которой страдала потом всю жизнь; увлекалась коммунистическими идеями и лично Л. Троцким; вышла замуж за мексиканского художника Диего Риверу, гения и бабника. Жили они бурно, разводились, снова женились, скандалили, изменяли друг другу - до самой ее смерти, довольно ранней и мучительной. И все это время она рисовала свои яркие страшноватые картинки: себя, мужа, Мексику, натюрморты, - но в основном себя.
На заднем плане - одна из самых страшненьких работ Фриды, встравлять ее сюда не хочу
И все же, несмотря на довольно скромное художественное наследие, Фрида создала из своей жизни миф, которому удалось затмить в глазах потомков действительно невероятное творчество ее мужа. Ее тяжелый взгляд под сросшимися бровями - едва ли не самый узнаваемый образ после Ван Гога с отрезанным ухом. А цветисто-пестрые наряды, которыми она бросала вызов своей физической немощи - до сих пор предмет вдохновения и подражания. Не говоря уже о достаточно свободном отношении к любви, которое не мешало ей, обожая своего Диего, искать плотских радостей за пределами брака - чему до сих пор готовы подражать морально нестойкие богемствующие девы.
Не могу сказать, почему это так зацепило меня лично - я человек северный, внешний и внутренний антипод нашей героини. Может быть, завораживает неукротимо прущая витальность, которой в наших широтах так не хватает. Или откровенность, на которую нормальному человеку не решиться… Не знаю. А может быть, романтика далекой жаркой страны, (которая исчерпывающе описывается строчкой из песни: "Откуда у хлопца испанская грусть") - где кипят страсти, смерть и любовь ходят под руку, и все это на прахе древних кровавых цивилизаций и преступлений эпохи Кортеса.
Работа Диего Риверы. Эти чертовы мексиканцы даже корешки умудряются нарисовать так, что я, порядочная женщина, краснею.
Немного монументальных работ Риверы:
Он ее тоже рисовал - на двух последних картинах в центре.
И не только ее (вообще любил женщин):
Немало впечатляет еще и фильм с Сельмой Хайек а Альфредом Молина, который похож на события тех лет так же, как роскошная Хайек на неказистую Фриду. А какая музыка! Торрентов в те времена еще не придумали, и диск с саундтреком, а также записи мексиканских певиц я правдами и неправдами добывала через друзей в Штатах. Заиграла эти три диска до дыр - долгое время не было для меня ничего милее пронзительного голоса Лайлы Даунс и хриплого карканья Чавелы Варгас. Эпизод, где Фрида спивается на пару с древней, как мумия, Чавелой, а та поет ей надтреснутым голосом песенку «Ты мой жгучий зеленый перчик» - один из первых в моем личном кино-топе. А лесбийское танго Фриды, а сцена, где она режет волосы... (Хотела вставить видео, но не преуспела. Не беда: пусть будут просто ссылки:
http://my.mail.ru/video/mail/ivanovii91/video/96/17225.htmlhttp://my.mail.ru/video/mail/e_skorodumova/video/128/1811.html Не откажу себе в удовольствии показать несколько кадров из фильма:
Слева Джеффри Раш в роли Троцкого, хе-хе
Полгода я носила длинные юбки, косы и шали, слушала резкоголосых мексиканок, обожала (правда, втайне и в высшей степени невинно) - своих учителей-художников, а тогдашний мой возлюбленный, хоть рисовать и не умел, но темперамент по женской части имел истинно латиноамериканский и даже внешне был похож:
Ранний автопортрет Диего Риверы
Пробовала пить текилу, но не пошло - противная. Подумывала также о том, чтобы по примеру Фриды, в разгар моральных страданий, обрезать волосы - но ни один повод не показался мне достаточным для этого, а на ровном месте как-то глупо. Все-таки в такие игры важно играть, да не заигрываться.
Потом все это увлечение пошло на спад и до поры не проявлялось.
(Спохватилась)
Что-то затянулся мой рассказ. И чтобы не утомить читателей, поставлю здесь жирную запятую. Продолжение следует, и следует, и следует...