П.Я. МИРОШНИЧЕНКО, Н.П. МИРОШНИЧЕНКО
Часть 8.
8.Национализм и государственная власть.
Ещё в незапамятные времена человеческий труд утратил свой изначальный универсализм - в нём стали формироваться и обособляться отдельные специальности. С появлением профессионального разделения труда общество утратило свою и социальную однородность. Разнообразные человеческие функции вступали в союзы между собой, нередко плодотворные и длительные, как, например, между администраторами и военными. Древнейшие государства и были созданы как раз жрецами - первыми исполнителями управленческой функции, и военными - источниками функции насилия, террора и принуждения. Не случайно главными государственными богами были боги войны. Изначально государства были предназначены для грабежа «чужих» и защиты «своих». Хотя очень скоро насилие, предназначенное для «чужих» развернулось в обратную сторону - и обратилось на «своих». Следом за организацией общественных работ корыстолюбивые чиновники и военные стали постепенно привлекать свободных, но безоружных и неорганизованных соотечественников к работам на самих себя. Протесты и сопротивление соотечественников умело подавляли и очень скоро «свои» стали по сути уже «чужими», а точнее этнически своими, но социально - чуждыми. А ещё позже пришлось заняться упорядочиванием эксплуатации «своих» и её оснащением бессовестной, но мастерской ложью. Тогда то в мозгах коварных служителей культа (профессиональных вралей) родились мифы о «соборности» и этническом патриотическом «единстве» всех египтян перед лицом всех не египтян, всех немцев перед лицом всех не немцев, и даже всех украинцев перед лицом всех не украинцев. О том, что настоящие единство и соборность предполагают социальную справедливость, хитрые «бойцы идеологического фронта» по понятным причинам предпочитают умалчивать. Зачем дразнить быдло себе в убыток?
В средние века государство сначала было организацией феодалов-воинов, которые смысл войны видели, прежде всего, в грабеже, а позже - в захвате чужих земель, чтобы, обложив их данью (средневековыми налогами) присваивать труд чужеземцев. А вскоре экономическая эксплуатация и военное насилие против недовольных были обращены и на земляков. Причём, как оказалось, гораздо безопаснее воевать с безоружными и неорганизованными своими, чем с «чужаками», которые для сопротивления тоже формировали военные отряды, из которых впоследствии вылупились новые государства. В интереснейшем труде Жака Ле Гоффа «Цивилизация средневекового Запада» (М., 1992) автор цитирует поэтический апофеоз войны Бертрана де Борна, поющего славу воинам, «разбойничающим в своё удовольствие».
Общественный идеал Донцова в «Духе нашей старины» - княжеская Русь с её мужественными, мудрыми, благородными князьями. Он поверхностно знал историю Киевской Руси и, вдобавок, идеализировал её, безбожно перевирая содержание и смысл её событий. На самом деле история княжеской Киевской Руси это непрестанные войны, взятие городов «на щит», грабежи, убийства, насилия, порабощение и нелепое варварское погубление с таким трудом создаваемых материальных и духовных ценностей. Выжженные и вытоптанные поля, сады, сёла, реки крови соотечественников, нескончаемые предательства, измены, подлость и клятвопреступления. Войны кончались недолговечным миром с крестоцелованием. Князья по-христиански смиренно целовались, прикидывая одновременно как бы половчее и неожиданнее нанести «брату» новый смертельный удар. Об этом написано превосходное исследование Б.А. Романова «Люди и нравы древней Руси». Не случайно народные массы многих стран осмысливали историю, как борьбу добра и зла, света и тьмы, Бога и Дьявола. Примечательно, что русская, украинская и белорусская крестьянская правда-справедливость порождена только трудом и ничего общего с войной не имеет. Хотя эпос многих народов создал наряду с культурными мирными героями (Прометей, Вяйнямейнен, Микула Селянинович) и героев-воинов. Но эпические герои-воины Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович воюют только чтобы обеспечить мирный труд земледельцев. Крестьянин Микула Селянинович выше и сильнее князя с его дружинниками. А для Донцова кормящие нацию пахари и строители - низшая раса.
Изначально в основание всемирно-исторической драмы заложена диалектически противоречивая, но неизбывная борьба двух основных антагонистических импульсов человеческого бытия: с одной стороны - творческого труда, с другой - грабежа, войны, как наиболее энергетически «экономного» средства его (чужого труда) присвоения. Творчество и паразитизм, труженичество и лентяйство, деятельность и безделие - вечные спутники человеческой цивилизации, её проклятые соблазны, творящие изнутри энергию её саморазвития и движения. Их противоречие всегда абсолютно, а все их нравственные оценки всегда относительны, поскольку иногда именно «лень», как инстинкт экономии энергии, становится причиной усовершенствований, изобретений и открытий, двигающих вперёд человеческую цивилизацию. Конечно, собственно это уже и не лень, а скорее перенесённая во внутренний психический план внешняя мускульная работа или, как говорят психологи, интериоризированная внешняя деятельность, изменившая вследствие качественной трансформации свою изначально мышечную и рефлекторную природу на ментальную. Но с тех пор, как умные люди реабилитировали в сознании человечества непотный умственный труд и доказали его полезность и значимость, несправедливость противоречия тружеников и бездельников ещё более обнажилось, поскольку стало можно отличить «чистого лодыря» от «думающего бездельника».
С этих пор становится очевидно, что те народы, которые сумели свести к минимуму число своих «чистых» бездельников и паразитов и умножить количество «бездельников думающих», так ускорились в своём развитии, что стали недосягаемы. Особенно теми, кто по разным причинам ещё либеральничает со своими «лентяями». Необходимость присутствия в современном разделении труда военной и административной функций отнюдь не меняет существа военной и административной профессий, носителям которых генетически свойственны, хотя и трагически необходимы, худшие проявления человеческой природы - способность к насилию, принуждению, грабежу и убийству. И хотя объективная необходимость в профессиях «Родину защищать» и «Родиной управлять» исчезнет не скоро, полезно помнить, что их носителям органически свойственны злоупотребления функциями командования и распоряжения, насилия и принуждения, террора и убийства. Поэтому все они требуют строжайшего контроля со стороны общества, делегировавшего некоторым своим членам эти по большому счёту порочные, неблагодарные, но, увы, ещё неизбежные функции.
Нельзя не заметить странной, если не патологической тяги всяких националистов вообще, а украинских в особенности, к занятию именно такими рискованно неблагодарными профессиями - военных и начальников. Может быть, и в этом проявляется их патриотическая жертвенность? Но справедливости ради нельзя не признать, что, сколько бы не командовали националисты и их герои своей страной - всей сразу или только её фрагментами - в самые разнообразные исторические моменты, всякий раз не только без всякой пользы и для себя, и для Украины, но и к всеобщему стыду, позору и разорению. И сколько бы ни воевали они за неё - с самыми разными противниками - своими и чужими, всякий раз фатально были биты. Кажется для счастья Украины одной истерической, хотя бы и искренней, даже жертвенной любви к ней всё-таки мало? Но что ещё для этого нужно? И как это объяснить националистам?
9.Паразитический потенциал современного украинского национализма.
Человека и культуру создал творческий труд. Сущность культуры в справедливости человеческих взаимоотношений: в распределении продукта человеческой деятельности по труду и в отрицании любого паразитизма. Жизнь течёт между силами мирного и честного собственного труда и силами военного посягательства на чужой труд и его продукты. Труд - это культура, война - абсолют контркультуры. Есть люди мира (труда) и люди войны (паразиты и разбойники). Жизнь диалектична: бывают справедливые войны - в защиту своего труда, против паразитов, «смертию смерть поправ». Агрессивный националист вне физического и духовного творческого труда. Он человек войны. А. Стрелянный в одном из своих очерков характеризует всех украинских националистов как бездельников. Это точная характеристика художника-публициста. Наш народ таких бездельников называет «лобурь», «лобуряка», «ледащо» (лентяй). У Шевченко встречается ещё более злобная характеристика такого типа - «ледаче ледащо». А в решениях учредительного съезда Конгресса украинских националистов сказано: «В украинском обществе необходимо… лелеять культ воина». И лелеют, будто мало профессиональных вооружённых бездельников осталось нам в наследство от Советского Союза. Уже взлелеяны крупные вооружённые формирования боевиков, которые проходят стажировку в карабахской, абхазской, приднестровской, чеченской националистической резне. Иногда телевидение показывает вымуштрованность этих здоровых, хорошо откормленных молодых парней. Им бы только работать, богатеть самим и обогащать своим трудом Украину! Но их патриотизм - военный. Им не до работы. Их труд - грабить чужое. И одинаково чужим для касты военных паразитов является, что «свой» украинский свинопас, что «чужой» пастух коров, овец или коз - русский, татарин или монгол.
Ненависть и умного ослепляет. А паразитическая привычка боевика-националиста есть чужой хлеб, помноженная на тупую убеждённость в том, что «они» - виновники всех наших бед, напрочь лишает его способности понимать главное в окружающей действительности - диалектику её внутренних противоречий.
Величайший философ античности Сократ оставил завет: «Познай самого себя». Самокритичность - пружина саморазвития личности, но «единство нации и единицы», единомыслие всех с фюрером исключает духовный прогресс, как рядового националиста, так и его фюрера. Он всегда совершенен, иначе не был бы фюрером.
Диалектика саморазвития личности проявляется в развитии, как интеллекта, так и нравственности. Глубинной пружиной эволюции духовности человека является совесть. Совесть - мыслительный процесс, продукт самосознания личности, оценки ею своей деятельности с точки зрения справедливости, отражающей интересы тех людей, в единстве с которыми личность убеждена.17 Этнографический материал по истории русской, украинской и белорусской общины подтверждает гегелевскую догадку об общинном происхождении совести. В сознании патриархального крестьянина совесть была главным качеством созданной Богом души. «Это дело у меня на душе (на совести)» - гласила крестьянская пословица. «Добрая совесть - глаз Божий». Сознание патриархального крестьянина было ограничено пределами сельского мира, а совесть - глаз Божий, она могла приобретать высший, божественный и общечеловеческий смысл. Яркая тому иллюстрация - народное общественное движение духовных христиан во многих губерниях России и Украины в конце XVIII века. Вера духовных христиан в единого Бога всего человечества естественно приводила их к надежде на грядущее братство всего человечества. С подобными тенденциями развития крестьянской совести мы встречаемся и у Шевченко, подымавшегося до понимания значимости общечеловеческих ценностей, освящённых кровью Христа.
По своему глубоко индивидуальному происхождению совесть совершенно несовместима с единомыслием любого тоталитаризма. Отсюда ненависть к ней Гитлера. «Я освобождаю вас от отвратительной химеры, именуемой совестью!» - обращался он к своим боевикам.
Неразвитость самосознания и рудиментарность совести в картине мира националиста помогает понять не только, почему он так легко лжёт (во имя интересов нации!), но и почему современный национализм не выдвинул ни одного действительно выдающегося деятеля культуры. Больше того, самый крупный националист нашей эпохи (своего рода живой художественный образ нациста) А. Гитлер - смертельный враг немецкой национальной культуры.
Разве украинские арийцы лучше немецких?
10.Национализм и религия.
Разобраться в культурном типе националиста невозможно, упустив из виду отношение националистической идеологии к христианству. Обычно, декларируя верность христианству, национализм использует церковь и религию как духовное оружие в политической борьбе. С. Стецько в упомянутом докладе обосновывала свою программу «украинским христианством» (украинского Христа назначить ещё не решились). С точки зрения классического христианства человек должен служить Богу, а не Бог - человеку. В последнем случае религия превращается в идолопоклонство. Но дело не только в этом. Нацеленность на войну, агрессивность вопиюще противоречат истинному христианству с его заповедью «Не убий!» Не говоря уже о том, что христианство проповедует братское единство всего человечества: «…ни эллина, ни иудея, ни скифа, на варвара…». И разве не показательно, что с санкции нашего Министерства просвещения арийское происхождение украинцев в торжественном уроке «Возрождение Украины» обосновывалось сектантским учением Родной Украинской Народной Веры, готовящей духовную революцию против христианства. А апологет научного национализма П. Соколов в упомянутой публикации газеты «Освіта», объясняя читателям, что националист это настоящий сознательный украинец, доказывает, ссылаясь на авторитет Донцова, необходимость отбросить христианские добродетели во имя ницшеанского идеала сверхчеловека.18
Рассматривая соотношение нашего национализма с украинской национальной культурой и с таким её компонентом, как христианство, приходишь к выводам, которые могут показаться парадоксальными: культурный тип личности современного агрессивного украинского националиста - результат деукраинизации и дехристианизации человека. Украинский национализм противостоит и украинской национальной культуре, и христианству. Но это ещё не всё: культурный тип украинского националиста в сущности своей тождественен культурному типу и русского, и немецкого и, очень вероятно, сербского националиста. Они, конечно, отличаются языком, могут отличаться антропологическим типом, причёской, усами, одеждой…. Но национальный язык для них не конденсат духовности нации, а, и причёска, и усы, и костюм - своего рода униформа, позволяющая отличать «своих» от «чужих» сначала в локальных погромах и потасовках, а затем в масштабной резне.
11.Украинский национализм и современная украинская национальная культура.
Украинский философ, сформировавшийся в североамериканской диаспоре, М. Шлемкевич написал честную и горькую книгу «Загублена українська людина». О том, почему наш многочисленный народ выдвигает так мало выдающихся деятелей культуры. В стремлении этого автора проследить историю украинской личности - от Сковороды, Гоголя и Шевченко до наших дней немало интересного. Что же касается главного, то, думается, что начавшееся с ХІХ века отставание украинской культуры от русской объясняется не только русификаторской политикой царского правительства и зверским удушением национальных культур интернациональной советской властью, не только искусственно спровоцированным коммунистами голодом начала 30-х годов ХХ века и страшной мясорубкой Великой Отечественной войны. Главная причина отставания украинской личности - украинский национализм, дезориентирующий часть социально активных и патриотически-настроенных граждан. Вместо культуротворческих, созидательных установок идеологи и вожди национализма внушают доверившимся им людям бесплодные, человеконенавистнические ориентиры вражды к другим народам. Вместо того, чтобы учиться у соседей, как жить лучше, они зовут их разорить и разграбить. Вместо того, чтобы писать лучше русскоязычных писателей, националистически повёрнутые украинские литераторы призывают власти в административном порядке закрыть дорогу конкурентам на украинский книжный рынок м в украинское информационное пространство. Вместо того чтобы обеспечить качественное преподавание украинского языка в учебных заведениях Украины, его примитивно избавляют от конкуренции со стороны русского языка. Проведенные сотрудниками НИИ Содержания и Методов Обучения АПН СССР в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века в самых разных школах преимущественно Восточной и Южной Украины опросы общественного мнения с целью определения рейтинга учебных предметов однозначно оценивают украинский язык и литературу, как самые нелюбимые детьми предметы - наряду с начальной военной подготовкой (НВП), трудами и обществоведением. Разумеется, в этом нет вины собственно языка и литературы. Всё дело в более низкой методической культуре преподавателей украинского языка и литературы по сравнению с преподавателями русского, английского языков, математики, физики. А также - в более низком уровне художественности украиноязычных литературных феноменов. Так может быть в этом, а не в пресловутых кознях Москвы кроется ответ на вопрос: почему даже этнические украинцы, живущие в Украине, не знают украинского языка? Оказывается, их ему скверно учат. С самого детства! Так вот почему чиновникам сформированного ещё в коммунистические советские времена Министерства «освіти» так мил национализм. Оказывается, он избавляет их от ответственности за угробленное ещё в их коммунистическую бытность национальное просвещение! Что проще: сделать так, чтобы украинский язык и литература стали любимыми учебными предметами или ругать «москалей» за языковые диверсии в культурное пространство «незалежной» от здравого смысла, но зато так зависимой от недобросовестной бюрократии Украины?
Методически «путь к счастью и избавлению» националистов дьявольски похож на дорогу «к светлому будущему» коммунистов, призывающих «забрать и разделить», а не «тоже разбогатеть». Наверное, всё-таки в основе менталитета и националиста, и коммуниста живёт какой-то чисто уголовный рефлекс, укоренённый в чувствах зависти и ненависти ко всему, что лучше и иначе. Национализм так губителен для человеческих мозгов и душ, так выжигает их ненавистью и местью, что, даже попав в качественно иную социально-экономическую и культурную атмосферу, например в эмиграции, его носители так и не смогли создать ничего позитивного для сокровищницы национальной культуры. Своеобразное свидетельство тому - довольно многочисленная украинская диаспора. Имею в виду украинцев, живущих в странах с высоким уровнем культуры. Немало её представителей сумели в отрыве от Родины обогатить её культурный потенциал, как, например, историки Д. Дорошенко, О. Субтельный или историк, философ и культуролог О. Прицак. Но что же общего у этих патриотов Украины с украинскими националистами, кроме языка и эмигрантской судьбы? И как убого и жалко выглядят патриотические напутствия и наставления «любить Украину» заезжих «из-за бугра» комиссаров национализма в адрес нас, живущих в постсоветской Украине! Вспомним Киевский международный конгресс украинцев. Или возьмём изданную в Торонто в 1985 году книгу В. Семчишина «Тисяча років української культури». В самом начале этого объёмистого и богатого фактами труда утверждается, что украинцы отличались от москалей ещё в эпоху палеолита (!). Такой мотивацией в нас хотят возбудить украинский патриотизм?
Вернувшись из изгнания на родину, украинские националисты привезли в багаже огромную массу ненависти, боли и унижения, накопленную за долгие годы холуйского пресмыкательства перед всякой иностранщиной - немцами, французами, англичанами, канадцами, американцами, сулящей хотя бы отдалённо надежду на соучастие в вооружённом противостоянии с их заклятыми врагами - коммунистами. В Украине их встретили растерянные холопы КПСС, очутившиеся на развалинах кровавой империи, рухнувшей от груза собственных глупости, горя, лжи и предательства, наслаивавшихся год за годом с достопамятного 1917 года и достигших к началу 90-х годов ХХ века критической массы. Бывшие враги, имеющие одну великую общую цель - жить паразитами на горбу своего народа, легко забыли былые противоречия, примирённые необходимостью строить новое бюрократическое государство - одно на всех. Признав обоюдно взаимную элитарность и простив былые обиды, они поделили без остатка право управлять демократическим быдлом. Объединив исторический опыт обмана и подавления тружеников, они первым делом принялись укреплять и реставрировать древнее и дряхлое здание коррумпированной державности.
Станет ли население Украины терпеть на своей шее эту свору паразитов и как долго продлится этот «нациоаналистический» аттракцион сегодня сказать трудно. Ясно одно: воспитанные в «Совке» холопы рано или поздно вымрут, и их место займут и уже занимают люди, воспитанные «незалежной» Украиной. Что они будут не такие послушные перед владыками, как «граждане» СССР очевидно. Хватит ли у них ума и чувства собственного достоинства коренным образом сменить похабную систему власти вместо того, чтобы подло уживаться с ней по принципу: кто кого перехитрит, кто кого переворует? - покажет время.
Украинские же националисты, взятые в долю экс-коммунистами, в первые же 10 лет пребывания у власти легко растеряли изначальный уголовный кураж и боевитость. Допущенные к власти без боя, они за ненадобностью сменили хищные криминальные повадки на доходный парламентский имидж, превратившись из хищников-революционеров в респектабельных травоядных казнокрадов, мирно похрюкивающих на элитных выгонах «батькивщини» и у бездонной кормушки государственного бюджета, прекрасно уживаясь со старыми заклятыми коммунистическими братьями по бюрократическому классу.
Культурный тип деукраинизированного и дехристианизированного агрессивного националиста сравнительно немногочислен. Этот конденсат, экстракт национализма представлен преимущественно бездельниками и уголовниками боевиками. Но они играют решающую роль катализаторов и детонаторов национальных взрывов. Они зачинщики провокаций, драк и большой резни. Произносится обоюдно острый клич: «Наших бьют!», пробуждаются древнейшие инстинкты вражды и ненависти к «ним», в движение приходят массы. И не только носителей бытового национализма. Ни один азербайджанский интеллигент или аксакал не выступил против гнусностей азербайджанского национализма в Сумгаите. В Боснии толпы сербских женщин и детей преграждали путь караванам с гуманитарной помощью мирным жителям истекающего кровью Сараево. Красно-коричневые средства массовой информации обеспечили в Сербии «единство нации и единицы». Как это делается, мы тоже ещё хорошо помним из собственного опыта плакатного «единства партии и народа».
Распространение националистической эпидемии в самых разных регионах земного шара вызывает всё большее беспокойство многих проницательных наших современников. Известный американский писатель и публицист Д. Лукач, подводя итоги ХХ века, считает, что наиболее опасной разрушительной силой нашего времени стал национализм, который в ХХI веке может привести к торжеству нового варварства. Похожи и прогнозы З. Бжезинского, первого учёного, предсказавшего развал Советского Союза. Теперь он прогнозирует в посткоммунистической Восточной Европе разгул национализма, который приведёт к анархии и хаосу. Трагические последствия разрушительных межэтнических противоречий грозят и главному оплоту современного миропорядка и цивилизации - США, и реликтам религиозного фундаментализма - Ираку, Ирану, Пакистану, Индии и Индонезии.
Интереснейший русский филолог и историк культуры С. Аверинцев в статье о русском святом Сергии Радонежском высказал поразительную мысль о труднейшей проблеме историософии: «Законы общества вправду существуют». Но это законы дьявола - князя мира сего. «Действуют они всегда против христианства».19 Эволюция украинского национализма и успехи национализма даже в экономически развитых странах, в том числе уже обжёгшихся на фашизме (Италия, Германия), по-видимому, подтверждают эсхатологическое умозаключение русского мыслителя-христианина. Однако здесь мы выходим за пределы науки. Наука же свидетельствует, что мысли о наступлении Царства Антихриста не раз распространялись в переломные, кризисные эпохи истории.
Мы рассмотрели эволюцию украинского национализма в контексте всемирной истории человечества в трёх переломных её моментах - при возникновении человеческого общества, при зарождении наций и буржуазного общества и, наконец, в период «заката Европы», заката буржуазных наций и общества массовой культуры, который так ярко обозначился в торжестве «казарменного социализма» Советского Союза и фашизма в Германии. Вырождение национальной идеи с её лозунгами свободы, равенства и братства в идею националистическую с её тоталитаризмом, идеалом агрессивной державности свидетельствуют, кажется, о том, что нация, как историческая общность и основа государственности, изжила себя. Объединение Европы, интеграционные процессы в Америке, возможно, свидетельствуют о формировании новых исторических общностей. - Цивилизаций? Возможно, основой этой исторической общности и является тот «дух демократического капитализма», о котором пишет М. Новак, получивший в США престижнейшую первую премию за развитие нравственного сознания. Наиболее грозную опасность ХХI века М. Новак, кажется, тоже видит в фашизме и национализме. Эти напряжённые усилия человеческой мысли понять, куда мы идём, обнадёживают. Один из наиболее выдающихся учёных современности К. Леви-Стросс, изучавший начало человеческой истории, тоже прогнозирует возможность её конца: «ХХI век будет веком гуманитарных наук, или его вообще не будет». Первым из четырёх главных уроков ХХ века наступающему ХХI веку М. Новак считает необходимость руководствоваться истиной. Это соответствует традиционным убеждениям русской и украинской народной культуры: «Молітесь Богові одному, \\ Молітесь правді на землі, \\ А більше на землі нікому \\ Не поклонітесь…» (Т. Шевченко). Важнейшая задача гуманитарных наук донести до общества истину о национализме, его исторических корнях, психической природе, условиях распространения и неизбежно трагических последствиях.
Донецк 09.06.1994 г.
П.Я. Мирошниченко,
профессор Донецкого государственного университета,
доктор философских наук,
кандидат исторических наук.
Донецк 02.09.2003 г.
Н.П. Мирошниченко,
свободный мыслитель.