В рейтингах, выясняющих кто из киноактрис прошлого и настоящего «всех румяней и белее», нет недостатка, разнообразны и варианты распределения призовых мест - на вкус и цвет, как известно, нет товарищей, но встречаются тем не менее случаи редкого единодушия. Для жителей Тосса-де-Мар, например, самой-самой была, есть и, наверняка, останется навсегда несравненная Ава Гарднер.
Прошло 67 лет с того момента, как голливудский концерн Metro-Goldwyn-Mayer отправил сюда съёмочную группу фильма «Пандора и Летучий Голландец», и мир узнал, что есть на карте и такая точка. Сейчас рыбацкая деревушка, каких на побережье было сотни, выросла и стала вполне приличным курортом, а тогда здесь не было асфальтированных дорог, а население удивлялось тому, что «дикие» иностранцы едят на завтрак яйца и пьют апельсиновый сок.
Действительно, прошло много лет, живых свидетелей съёмок, наверное, уже и не осталось, но те четыре недели, что Ава Гарднер, игравшая главную женскую роль, провела здесь в апреле-мае 1950 года, подарили Тосса-де-Мар столько впечатлений, что тихим соседним городкам вполне хватило бы на несколько веков.
Воспоминания очевидцев тех событий, вне зависимости от пола, национальности, профессии и семейного положения, всегда начинаются с восхищения красотой актрисы и признаний в любви. Влюбиться в Аву действительно было легко, а любить - безопасно для головы и сердца - так мы любим восходы солнца, журчанье горного ручья, пение птиц и свежесть сосновой рощи: ни изнуряющей зависти, ни физического влечения, просто смотрим и наслаждаемся отменными результатами труда матушки-природы. Ну, можно ещё поцокать языком и добавить «бывает же такое!».
Нашёлся, однако, в съёмочной группе пошляк, разрушивший эту платоническую идиллию вдребезги.
Марио Кабре, испанский актёр, тореро и любимец местных женщин был приглашён режиссёром Альбертом Левиным на роль Монтальво, мрачного матадора, потерявшего от Пандоры голову, пол-фильма склонявшего её к замужеству и погибшего в финале картины на корриде при исполнении служебных обязанностей. Познакомившись с Авой, Марио сразу решил, что выбора у него нет и для поддержания реноме героя-любовника он просто обязан разбить ей сердце. Чтобы никто не ставил под сомнение истинность чувств и силу переживаний, Марио завёл поэтический дневник, в котором ежедневно фиксировал, где была его богиня, чем занималась и как на это реагировала мятущаяся душа матадора. Скрывать свои страдания у жителей Средиземноморья не принято, и время от времени избранные стихотворения декламировались друзьям и журналистам.
Местная пресса с радостью ухватилась за информационный повод: американская кинозвезда и испанский тореро - какая прекрасная тема для читающей публики! В историю добавляло пикантности то обстоятельство, что актриса находилась в отношениях с Фрэнком Синатра, и у звёздной пары не всё хорошо складывалось: Фрэнк безуспешно пытался получить развод у своей первой жены Нэнси, а недовольная Ава психовала и ставила ультиматумы.
Очередной номер журнала Fotograms вышел в конце апреля с сенсационными заголовками:
«Ава Гарднер льёт слёзы по тореро»,
«Звезда умоляет, чтобы мы опровергли слухи о её отношениях с Фрэнком Синатра»,
«Коста Брава - сцена фиктивной любви и настоящего романа».
На центральных страницах издания появились стихи Марио, посвящённые Аве, а на обратной стороне обложки - фото, где матадор, с трагическим видом обнимая актрису, прижимался носом и губами к её щеке.
От возникшей шумихи поначалу выигрывали все: прессе было чем угостить читателя, кинокомпания привлекала внимание к своей картине, Марио Кабре как плейбой выходил на международный уровень, а Ава Гарднер приняла игру, чтобы позлить ревнивого Фрэнка.
Вскоре появились первые жертвы: когда фотография Авы и обнюхивающего её матадора добралась до американских журналов, Фрэнк Синатра на очередном из своих выступлений потерял голос, а потом отменил все ближайшие концерты и полетел в Испанию.
Марио Кабре довольно скоро тоже оказался в глубоком «минусе», несмотря на казалось бы эпохальное событие: после одной из многочисленных вечеринок с цыганами и крепким алкоголем Ава Гарднер обнаружила себя утром в его постели. Много лет спустя актриса назвала происшедшее «чудовищной ошибкой», что слегка выбивалось из контекста её рассказа - лучше бы подошли фразы «с кем не бывает» и «один раз не считается». Бедолага Марио никак не ожидал, что отношение кинозезды к нему после столь громкого успеха совсем не изменится, не вышел вовремя из роли и втрескался по-настоящему. Управляющий отеля, где жил Марио Кабре во время съёмок, вспоминал, что матадор днями ничего не ел, постоянно звонил Аве, плакал в трубку, повторяя I love you - этой фразой исчерпывалось его владение английским, и мучал администрацию и постояльцев отеля новыми стихами. В итоге тореро похудел на восемь килограмм и его шикарный костюм с блёстками, в котором Марио представал перед быками, пришлось заужать, чтобы он не висел на храбром матадоре мешком.
Прибывший спасать отношения Синатра справился с «ремонтом» за три дня, после чего сразу вернулся в Нью-Йорк, а через неделю после его отъезда подошёл к концу испанский период съёмок «Пандоры и Летучего Голландца», и Ава Гарднер покинула Коста Брава, улетев в Лондон.
Фильм не принёс Metro-Goldwyn-Mayer ни больших денег, ни хорошей критики, но в провинции Жирона, разумеется, был очень популярен. Фрэнк Синатра получил, наконец, развод и женился на Аве Гарднер в 1951 году. Марио Кабре через несколько месяцев после отъезда Авы опубликовал свои любовные поэмы в барселонском издательстве Ediciones Cobalto.
В 1998 году благодарная Тосса установила на лучшей обзорной площадке города статую актрисы в натуральную величину (работа Сио Абельи), одно из самых популярных фото, которые туристы привозят домой после отдыха на Коста Брава, - «я в обнимку с Авой Гарднер».
В 15 километрах вверх по побережью в урбанизации Rosamar можно встретить другую статую, на этот раз без каких бы то ни было табличек, поясняющих, как зовут скульптора и кого он запечатлел в камне. Но, помня, что в фильме Пандора плыла к яхте Голландца в чём мать родила, и держа перед глазами фотографии актрисы на пляже Тосса-де-Мар, можно легко догадаться, кто послужил для неизвестного мастера источником вдохновения.