Обычно я сам предваряю кратким или не очень предисловием чужие публикации, но на сей раз этого не нужно - даю слово самому её автору, моему соратнику по экологическому движению, замечательному российскому экологу, живущему в Майкопе, Валерию Бриниху. Этими словами он предварил свой обзор «нелицеприятной правды» всего часа полтора назад в Фейсбуке:
«Мы все наслышаны о высоком уровне переработки отходов в развитых странах Европы и Северной Америки, но лишь неожиданное для властей многих из этих стран решение Китая прекратить с января 2018 года прием на утилизацию зарубежных отходов приоткрыло завесу тайны одного из тех механизмов, благодаря которому развитые страны имеют возможность отказаться от размещения у себя отходов, особенно токсичных, на специальных полигонах.
Наши более продвинутые в новейших технологиях обращения с отходами соседи учат нас раздельному сбору отходов, требуют уделять больше внимания их углубленной переработке, активно внедряют у нас мусоросжигание, продавая нам свои устаревшие заводы и технологии. На практике всё оказалось гораздо проще: чтобы экологическая обстановка в стране обеспечивала ее населению достойную жизнь, нужно всего лишь перенести переработку и захоронение наиболее вредной части собираемых отходов производства и потребления в другие страны, где цена человеческой жизни, а значит, и оплата труда, и требования экологической безопасности гораздо ниже, чем в стране-экспортере отходов. Стоимость захоронения опасных отходов в промышленно развитой стране может достигать 5000 долларов за тонну, а при вывозе в одну из африканских стран - лишь около 10 долларов за тонну.
Как в свое время справедливо написал Карл Маркс в «Капитале»: «Обеспечьте капиталу 10% прибыли, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти, хотя бы под страхом виселицы».
Далее читайте на сайте партии «Зеленые». Узнаете много нового».
Мы все наслышаны о высоком уровне переработки отходов в развитых странах Европы и Северной Америки, но лишь неожиданное для властей многих из этих стран решение Китая прекратить с января 2018 года прием на утилизацию зарубежных отходов приоткрыло завесу тайны одного из тех механизмов, благодаря которому развитые страны имеют возможность отказаться от размещения у себя отходов, особенно токсичных, на специальных полигонах.
Наши более продвинутые в новейших технологиях обращения с отходами соседи учат нас раздельному сбору отходов, требуют уделять больше внимания их углубленной переработке, активно внедряют у нас мусоросжигание, продавая нам свои устаревшие заводы и технологии. На практике всё оказалось гораздо проще: чтобы экологическая обстановка в стране обеспечивала ее населению достойную жизнь, нужно всего лишь перенести переработку и захоронение наиболее вредной части собираемых отходов производства и потребления в другие страны, где цена человеческой жизни, а значит, и оплата труда, и требования экологической безопасности гораздо ниже, чем в стране-экспортере отходов. Стоимость захоронения опасных отходов в промышленно развитой стране может достигать 5000 долларов за тонну, а при вывозе в одну из африканских стран - лишь около 10 долларов за тонну. Как в свое время справедливо написал Карл Маркс в «Капитале»: «Обеспечьте капиталу 10% прибыли, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти, хотя бы под страхом виселицы».
В обществе потребления наиболее массовой и вредной частью отходов являются различные пластмассы и особенно так называемые электронные отходы (компьютерная и оргтехника, средства связи, бытовые электроприборы и пр.). Пластмассы занимают второе место в общем объеме твердых коммунальных отходов, а по стоимости - первое. Однако переработка таких отходов по «зеленым» и безотходным технологиям является процедурой затяжной, дорогой и потому невыгодной. Инвестиции в эту сферу оказались «долгоиграющими», поэтому инвесторов в этой отрасли не так уж и много.
Первое место пластические отходы занимают и по вредности, так как срок их разложения исчисляется многими столетиями, а при переработке они выделяют множество токсичных веществ. Электронный мусор составляет всего лишь 2-5% производимых в развитых странах бытовых отходов, но тоже создает массу проблем. В основном, из-за неизбежности применения массового ручного труда, а также специфики состава таких отходов, содержащих пластик и тяжелые металлы. А ведь общемировой годовой объём электронных отходов можно представить в виде колонны из 1,15 млн. тяжелых грузовиков длиной более половины длины земного экватора.
В январе 2018 года, когда демарш Китая вступил в силу, Еврокомиссия озвучила «пластиковую стратегию», направленную на то, чтобы к 2030 году всю пластиковую упаковку можно было перерабатывать или повторно использовать. По расчетам, это создаст 200 тысяч рабочих мест. Однако это потребует вчетверо увеличить способности стран Евросоюза сортировать и перерабатывать отходы. Кроме того, в декабре 2017 года страны ЕС договорились о повышении показателей переработки других материалов (бумаги и картона, металлов и стекла) до 70% к тому же сроку. Пересмотренная Директива о полигонах, согласованная институтами ЕС в декабре прошлого года, ограничила захоронение муниципальных отходов на 10% от всего объема к 2035 г., но дала дополнительные пять лет для удовлетворения этого требования европейским государствам с высокими тарифами на вывоз мусора.
Таким образом, в связи со сложившейся ситуацией для стран Евросоюза пока остается три малоэкологичных пути: сжигание отходов, их захоронение либо вывоз в другие страны (теперь кроме Китая). Без сомнения, третий путь - самый простой и быстрый для достижения искомого результата.
Во всем мире экспортируется около половины пластикового мусора, предназначенного для переработки. 51% (по некоторым оценкам - 56%) мирового экспорта использованных пластмасс (более 7 млн. тонн) в 2016 году отправились в Китай. Остальное - в развивающиеся страны Африки и Юго-Восточной Азии. Есть еще одно направление экспорта отходов - вывозить их в Восточную Европу. Дело в том, что такие страны, как Болгария, Эстония, Греция, Кипр, Мальта, Румыния и Словакия из-за очень низких налогов на размещение отходов захоранивают на полигонах большую часть своих отходов (Болгария - около 80%). Почему бы за дополнительные деньги не закопать у себя еще и мусор из более развитых стран - партнеров по Евросоюзу? Деньги ведь не пахнут!
По данным ООН, ежегодно развитые страны производят более 50 млн. тонн электронных отходов. Еще примерно столько же производится в странах третьего мира. Однако лишь четверть этого объема отходов электронной промышленности перерабатывается в соответствии с экологическими требованиями. Остальной электронный хлам либо закапывается на свалках, либо (что более вероятнее) вывозится в менее развитые страны, такие как Китай (до недавнего времени), Гана, Филиппины, Нигерия, Сомали, Бангладеш, Кения, Гвинея, Индия и ряд других.
Конечно, международное законодательство (в первую очередь, Базельская конвенция по контролю за трансграничной перевозкой опасных отходов, вступившая в силу в 1989 году) запрещает экспортировать отходы электроники даже с целью утилизации. Ее подписали 166 стран, однако компании-экспортеры б/у электронных устройств находят лазейки, чтобы обойти международные запреты. Отходы электронного оборудования завозятся в страны «третьего мира» под видом гуманитарной помощи для компьютеризации школ, университетов, больниц, либо для ремонта сломавшейся техники. А там отправляются прямо на свалки - для разборки либо захоронения. Значительная часть электронного лома доставляется в страны «третьего мира» контрабандой. Лишь одна развитая страна ничем себя не ограничивает, открыто вывозя за границу до 80% своего электронного хлама. Это - США, до сих пор не подписавшие Базельскую конвенцию.
В дополнение к Базельской, в 1991 году была принята Бамасская конвенция, вступившая в силу в 1998-м. Она направлена на защиту здоровья населения и окружающей среды африканских стран и прямо запрещает импорт всех опасных и радиоактивных отходов, сброс или сжигание опасных отходов в океанах и внутренних водах Африканского континента. Однако и эта конвенция не помешала превратить многие уголки Африки в мировые полигоны опасных отходов. Наиболее крупные и известные находятся в Гане и Нигерии.
Гана
Вблизи поселения Агбогблоши, в Гане, образовалась самая большая в мире одноименная свалка электронного хлама из Европы, Северной Америки и Австралии. Ежегодно сюда свозят около 200 тысяч тонн подобных отходов (ежемесячно более 500 контейнеров ), переработка
приносит Гане от 150 до 250 млн. долларов. На самой свалке работает 20 тысяч человек (очень много детей и подростков), ещё около 200 тысяч человек имеют какое-либо отношение к этому бизнесу (члены семей рабочих, охранники, перекупщики, логистики, коррумпированные чиновники, пр.). Работа на свалке по 12 часов в сутки приносит добытчикам около 2 долларов за день.
Основной добычей обитателей Агбогблоши являются цветные, благородные и редкоземельные металлы, содержащиеся в микросхемах.
Нигерия
В 1992 году в столице Нигерии - портовом городе Лагосе проживало около 7 млн. жителей, а свалка находилась далеко за городом, так что туда можно было добраться только на автомобиле. Сегодня в этом городе проживает 21 млн. жителей. Город стал таким большим, что его границы достигли свалки, а сама свалка, в свою очередь, так разрослась, что стала неотъемлемой частью столицы. В частности, непосредственно посреди свалки пролегают шоссе, функционируют больницы и школы.
Свалка вмещает не менее 66 тыс. тонн отходов из Европы, четверть которого является токсичной для окружающей среды. Из США поступает около 7% мусора от всего объема свалки. В основном это - вышедшая из строя бытовая эдектротехника. Ежемесячно сюда поступает в контейнерах до 500 тысяч старых телевизоров, мониторов, ксероксов, холодильников и другого оборудования. При этом 75% содержимого прибывающих туда контейнеров не подлежит ни повторному использованию, ни ремонту, ни перепродаже. Весь этот хлам попадает на свалку, где его сжигают в целях экономии места. Реально перерабатывается, с извлечением полезных компонентов, не более 10% поступающего мусора. Однако, по документации, в Лагос везут совсем не мусор, а работающее бытовое оборудование, автомобили и иную продукцию, предназначенную для ведения домашнего хозяйства.
Китай
До января 2018 года еще одной мировой свалкой отходов была целая страна - Китай. В течение последних двадцати лет страна импортировала огромное количество отходов, в первую очередь, пластмассы из промышленно развитых стран, включая Соединенные Штаты, Великобританию и Японию. Пластиковый лом в Китай перенаправляли также страны, входящие в Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (ASEAN).
Фактически, по оценкам независимых экспертов, вся система переработки отходов в Евросоюзе базировалась на экспорте значительной отходов, собираемых в развитых странах Европы. Евросоюз еще в 2012 году экспортировал в Китай 87% собираемых там пластиковых отходов. Одна лишь Велибритания за 5 лет, с 2012 года, отправила на утилизацию в Китай и Гонконг 2,7 млн. кубометров отработанного пластика. Из 8,4 млн. тонн собранных в Европе пластиковых отходов в Китай в 2016 году попали 1,6 млн. тонн. Всего же Китай в 2016 году импортировал 7,3 млн. тонн пластиковых отходов, что составляет более 50% всего мирового экспорта пластикового мусора. Из 56,4 млн. тонн собранных в 2016 году гражданами Евросоюза бумажных отходов 8 млн. тонн приобрели китайские предприниматели, превратившие их в картон и отправившие обратно в Европу в виде упаковки к китайским товарам. Из США в 2016 году было вывезено в Китай почти 70% всех собираемых там бумажных отходов, подлежащих утилизации, и более 40% пластиковых отходов. Самая богатая бизнес-леди страны Чжан Инь заработала свое состояние на импорте использованных картонных коробок из США. Более 70% всех отходов электроники и бытовой электротехники на планете (около 50 млн. тонн в год) импортировалось в Китай.
Для Китая утилизация отходов производства и потребления, в первую очередь, импортируемого в страну, стала очень выгодным бизнесом. За 3 доллара в день тысячи рук сделают то, что в развитых странах будет стоить 3 млн. долларов за одну лишь технологическую линию, до которой весь мусор еще должны рассортировать высокооплачиваемые рабочие. В Финляндии служащий завода по переработке отходов зарабатывает до 2,5 тыс. евро в месяц, в США - 1,5 тыс. долларов.
Одна лишь переработка телефонов и компьютеров приносит владельцам этого бизнеса 3 млрд. долларов прибыли в год. Ведь в 100 тыс. мобильных телефонов содержится 2,4 кг золота,
25 кг серебра, более 900 кг меди, а также другие ценные металлы, включая редкоземельные, на общую сумму около полумиллиона долларов. Всего же оборот бизнеса по переработке электронных отходов составлял порядка 3 млрд. долларов.
Таким образом, Китай в полной мере использовал «мусорный» бизнес в качестве источника сырьевых ресурсов для обеспечения мощного подъема собственной экономики. Однако с годами ситуация изменилась кардинально и Китай в принципе перестал нуждаться в привозном сырье. Ежегодно в самом Китае образуется до 200 млн. тонн бытовых и 3,3 млрд. тонн промышленных отходов. Две трети китайских городов плотно окружены переполненными мусорными свалками (у одной четверти городов уже нет места для захоронения отходов). Общая масса бытовых отходов составляет 7 млрд. тонн, 97% которых просто размещаются на полигонах и многочисленных незаконных свалках.
Министерство охраны окружающей среды КНР официально объясняет введенный с начала 2018 года запрет на ввоз 24 видов отходов (металлы или их соединения, содержащие мышьяк, текстильные изделия, несортированная макулатура, пластиковые отходы, в том числе ПЭТ- бутылки и пр.) тем, что к зарубежным бытовым отходам примешивается огромное количество грязных или даже опасных отходов, которые нельзя использовать в качестве сырья. Ухудшение качества собираемых населением отходов подтверждают и европейские эксперты.
До 20% ввозимых в Китай отходов не рассортированы и официально запрещены Базельской конвенцией к вывозу за границу. Контрабанда опасных отходов является еще одной причиной запрета на ввоз отходов из Европы и США. В порт Гонконга ежедневно прибывало до сотни нелегальных контейнеров только с электронным мусором, который скапливался в одном месте - китайском районе Гуйю в промышленном регионе Гуанчжоу. Согласно данным Таможенного управления Китая, в первом полугодии 2017 года были пресечены попытки провоза через границу свыше 260 тыс. тонн незаконных отходов, возбуждено 146 дел.
США
Запрет Китая на импорт американских отходов окажет катастрофическое влияние на рынок труда в США и повысит внутренние расходы на утилизацию отходов. По данным Института индустрии переработки отходов США (ISRI), только в 2016 году экспорт американских отходов в Китай, составил 5,6 млрд. долларов и обеспечил внутри страны 155 тыс. рабочих мест. Ежегодно из США экспортируется до 1/3 всех собранных отходов, в т.ч. 80% эдектронных отходов (компьютеры, оргтехника и высокотехнологичное бытовое оборудование).
В то же время Китай уже начал проводить политику замещения недоброкачественных пластиковых отходов и активно закупает в качестве пластикового сырья продукцию американских химических компаний, отличающуюся низкой себестоимостью из-за выгодных цен на добываемый в США природный газ. По экспертным оценкам, экспорт полиэтилена в Азию из США увеличится в пять раз и достигнет к 2020 году около 5 млн. тонн.
Великобритания
Гораздо хуже ситуация в Великобритании. Решение Китая стало огромным ударом для Великобритании в частности, которая 2/3 своего отработанного пластика и отработавшей IT- техники отправляла на утилизацию в эту страну либо в Западную Африку. По мнению экспертов, только в 2016 году Великобритания вывезла со своей территории 790 тыс. тонн пластикового мусора, 55% которого по морю отправились в Китай или Гонконг. В том числе около четверти от общего объема использованных
одноразовых бутылок в спрессованном виде ежегодно переправлялось в Китай в качестве вторсырья для производства электротехнической продукции, игрушек и пластиковых деталей компьютеров. Всего британские компании каждый год отправляли в Китай около 2 млн. тонн отходов.
Бытовые отходы из Великобритании можно найти даже на полигонах твердых коммунальных отходов стран Восточной Европы, в частности, Польши. А британские муниципалитеты вынуждены будут повысить требования к сортировке бытовых отходов населением и, соответственно, поднять местные налоги.
На замену Китая Великобритания ищет новые рынки сбыта своих пластиковых отходов, т.к. на Британских островах, в отличие от США, отсутствует возможность создания новых полигонов для захоронения отходов, а экологически безопасная переработка пластмасс непосредственно в стране - дорогое удовольствие. Одной из стран, готовой принять отходы из Великобритании, является Таиланд. К другим можно отнести Малайзию, Вьетнам, Индонезию и Индию. В последней до 70% электронного мусора является «чужим».
Германия
Немцы являются лидерами по количеству пластиковых отходов на душу населения - 37,4 кг за год. Ежегодно в Германии образуется 6 млн. тонн отходов из пластика. Но перерабатываются на месте чуть больше трети таких отходов, хотя по документам - почти половина. Это происходит благодаря экспорту данного вида отходов в Китай, который учитывается как переработка. Только электронного мусора вывозилось из Германии каждую
неделю по 100 контейнеров. В 2016 году Германия отправила в Китай 850 тыс. тонн пластиковых отходов. По сведениям американских экспертов, всего за период с 1988 по 2016 годы Германия стала четвертой, после Китая, США и Японии, по объемам экспорта пластиковых отходов, продав их в тот период около 18 млн. тонн на сумму 7 млрд. долларов.
В отличие от других стран, немецкий б/у пластик (в первую очередь, упаковочная полиэтиленовая пленка) в основном поступает из промышленности, а потому относительно чист и пригоден к переработке. Поэтому, по сведениям из СМИ, Германия смогла договориться с Китаем о возобновлении ограниченных поставок своих пластиковых отходов и будет экспортировать их с 2018 года от 200 до 400 тысяч тонн. Кроме того, Германия расширяет рынки сбыта своего пластикового мусора во Вьетнаме, Малайзии и Индонезии, где он перерабатывается в гранулы. Этот полуфабрикат затем отправляют в Китай и там из него производят пластиковые детали. Более загрязненные пластиковые отходы экспортируются из Германии, например, в Болгарию, Польшу или Румынию, где уровень заработной платы и экологические требования гораздо ниже.
Эксперты также констатируют, что Германия превращается в некий центр сбора пластиковых отходов из других европейских стран, в т.ч. из Великобритании. Страна за период с 1988 по 2016 годы импортировала 5,4 млн. тонн пластиковых отходов на сумму 2,3 млрд. долларов.
По мнению Nabu (немецкой природоохранной организации), наряду с ограничениями на экспорт пластиковых отходов в Китай, увеличению коэффициента переработки пластиковых упаковок с 36% до 63% к 2022 году будет способствовать новый закон об упаковке, вступающий в силу с начала 2019 года. Как водится, расходы производители наверняка постараются переложить на потребителей. Это означает, что товары в пластиковой упаковке вырастут в цене.
Обзор подготовил Председатель совета регионального отделения в Республике Адыгея Партии «Зелёные», эколог Валерий Бриних. 06.08.2018 г.
Ссылка на статью:
http://greenparty.ru/news/1636/