Петроний «Сатирикон» + М.Л. Гаспаров «Становление жанров в римской литературе».

Jan 10, 2009 18:39


Римская сатура.

*Петроний -  умер (как и Лукан), перерезав себе вены.

[Сатирикон] - подлинное авторство этого произведения не считается абсолютно достоверным и ученые до сих пор ведут споры «тот ли Петроний», которого описывает в своём труде Тацит, написал это прозаическое сочинение.

Тот отрывок, который дошел до нас, состоит из трех частей - это события до пира Тримальхиона, пир Тримальхиона и события после пира Тримальхиона. Во всех трех частях Петроний показывает падение и даже доказывает факт падения морали и унылое предхолерное состояние общества. Поступки и мысли этих людей скудны духовно, а святое отсутствует в их распутном сознании. Их мысли примитивны, они живут низменными инстинктами и культивируют в себе аморальную разнузданность. Петроний сознательно показывает именно таких людей - «Сатирикон» пропитан злой сатирой. Отсюда можно сделать вывод о том, что во время написания романа латинское слово satura скорее связывали с Сатиром - персонажем греческих мифов, что заслонило понятие «смеси». Хотя, на мой взгляд, оно здесь тоже уместно, ведь «Сатирикон» - это сплетение прозы и стихотворений. Сатура же буквально в переводе с латинского - это блюдо, изготовленное из смеси разных плодов; «всякая всячина». Сатура - жанр римской литературы, первоначально - соединение разнообразных по форме и содержанию стихотворных и прозаических произведений. Считается, что стихотворные «вкрапления» появились здесь под влиянием сатир Мениппа. Но сложно сказать,  копирует или пародирует их Петроний, ведь с одной стороны, пародия (и часто злая, язвительная пародия) - это постоянная черта его романа, а сочинения Мениппа не сохранились, поэтому остается только догадываться. В «Сатириконе» Петорний пародирует не только греческий роман, но и, например,  «Пир» Платона. Эта пародия отражается в явном контрастном параллелизме - если в диалоге Платона действующие лица - утонченные аристократы, ведущие философские беседы, то у Петрония - это падшие чревоугодники, духовно нищие люди. Можно заметить, что, пародируя греческий роман, Петроний, как представитель римской плеяды литераторов, оставляет за собой  право представлять сатуру, как единственный жанр, не заимствованный римлянами у греков, а развитый самостоятельно. («Сатура - целиком наша», - слова Квинтилиана). М.Л.Гаспаров на это замечает, «что сатура в том виде, в каком мы ее встречаем у Энния и Луцилия, напоминает больше всего эллинистические жанры, воспроизводящие проповеди-диатрибы народных философов, - жанры, представленные в высокой литературе ямбами Каллимаха, а в низовой - произведениями Мениппа; в заглавиях таких произведений традиционным было понятие «смесь», соответствующее римскому слову «сатура». На римской почве же сатура получила совсем другое развитие - она была смесью элементов таких жанров, которые были еще не известны в Риме, которые получили бы свое развитие в будущем.

Пер. Ярхо.

читательский дневник, петроний, анализ, гаспаров, дневник чтения

Previous post
Up