В сегодняшней статье опишу следующий этап в развитии компании: о стагнации.
Конец уходящего года мы провожали в молодой, активной компании сотрудников и друзей. Все веселились и радовались переменам, грезили светлым будущим, строили планы. Но дела обстояли не так хорошо, как могло показаться на первый взгляд. Наши излишние траты, иногда рискованные, иногда опрометчивые, привели к тому, что к концу года нам необходимы были дополнительные фининасы на покрытие налогов, зарплат и долгов... И единственным выходом из сложившейся ситуации стал прием в свои ряды нового полноправного партнера. Им стал Георгий. Благодаря его взносу мы смогли временно расслабиться и продожить работу на запланированными делами.
На новогодние праздники мы разрешили себе отдохнуть лишь пару дней, после чего должны были приступить к реализации планов. Основываясь на технике БМ, мы решили, что дальнейшим эффективным развитием бизнеса будет выделение оптовых продаж в отдельную структуру. Для повышения продаж в этой сфере мы решили за несколько дней сделать лендинги на каждый из видов товаров, которые мы продаем. Все это позволило бы отделить оптовых клиентов от розничных, сосредоточив на них крупные продажи, также это позволило бы расширить сферу присутствия компании. Наш новый партнер активно включился в работу помогал с настройкой рекламы, кодингом, продвижением и многим другим. Параллельно было предложено протестировать и попробовать себя в других сферах, используя технику БМ. Создали лендинги, настроили рекламу, начали продавать товар. За время праздников нами были сделаны лендинги в нише мебели, наклеек, открыток.
Все время существования компании мы не прекращали заниматься сторонней разработкой, которая позволяла нам получать дополнительный доход. Живя и работая в Москве, Георгий решил пройти полный курс по БМ, чтобы нутром почувствовать все прелести их методов обучения и подходы к бизнесу, а также привлечь клиентов в веб-разработку. В голове пробегала мысль, что возможно веб-студия будет приносить бОльший доход, чем интернет-магазин, т.к. сайты нужны всем и эта сфера постоянно расширяется. К концу месяца мы должны были принять решение о реформировании безнеса на основе собранной статистики.
Итоги первого месяца сбора статистики были не утешительными, интернет-магазин самоокупался, но не приносил дополнительной прибыли. Мы решили, что пора переориентировать бизнес-процессы. В конце месяца Рада уезжала жить во Францию с новым мужем, поэтому мы оставались без одного менеджера автоматически, а второго пришлось уволить, т.к. Василий полностью взял на себя прием заказов. Кроме того, мы решили все производство полностью отдать на аутсорс местному рекламному агентству и полностью сосредоточиться на интернет-продажах. По нашим расчетам расходы были сокращены на 40-50 тыс руб. ежемесячно.
Февраль и март мы провели в работе по развитию вебстудии. Наш дизайнер Полина училась создавать дизайн и графику для вебсайтов, я занимался технической частью, Георгий рекламой и продажей услуг. В теории должно было быть все просто: пришел заказ, договорились, сделали дизайн, следом программирование, и проект сдан заказчику. Но на самом деле, когда в этом бизнесе первый раз, то сложно быстро найти общий язык с клиентом, возникает много мелких деталей, недопонимания. В итоге проект растягивается от запланированных 7-10 дней, до месяца и более. И сумма, которая должна была поступить на счет в ближайшее время, размывается на длительный срок, и проект может стать убыточным.
В это же время для расширения бизнеса нами была придумана система продвижения товара через мобильные устройства. По нашей задумке создание приложения с дополненной реальностью, благодаря которому пользователь мог получить более полное представление о товаре, "примерить" его в своем интерьере, должно было создать WOW-эффект вокруг бренда, привлечь новых клиентов и увеличить прибыль. Таких разработок на тот момент, да и сейчас тоже, насколько мне известно, не существовало. Это могло бы изменить лицо электронной коммерции... но из-за недостатка финансов и времени на реализацию эта разработка так и не была начата.
В феврале-марте мы еще пару раз собирались рабочим коллективом, чтобы обсудить сплетни, поделиться идеями, отдохнуть. В последний раз, на мой день рождения, мы отлично посидели, пообщались в кафе, а позже переместились в ночной клуб. Вечер обещал закончиться без проблем... Но по завершению праздничных мероприятий все разъехались по домам на такси, а Василий со своим приятелем решил рискнуть и поехать на своем авто. И должно же было так случиться, что за 50 метров до дома его остановили сотрудники ГИБДД... В этот раз ему пришлось лишиться прав, а мы остались без средства передвижения, что очень важно для производства и бизнеса в целом. Эту проблему пришлось срочно решать. И тут нам по счастью подвернулась возможность привлечь в наши ряды общего друга по учебе в университете - Виктора. Он оказался в центре города и решил заскочить к нам в гости. Мы познакомили его с нашим бизнесом, кратко рассказали о том, чем каждый из нас занимается. У него в то время не было работы, и мы смекнули, что мы можем быть полезны друг другу. Он был вдохновлен тем, что мы делаем, и сразу включился в работу, помогая с обновлением товаров, приемом заказов, упаковкой и т.д.
Т.к. в конце года мы стали резидентами местного Технопарка, то решили изменение бизнес-процессов связать с изменением расположения компании. В конце весны мы переехали в новый офис Технопарка. Нам выделили достаточно просторный офис в котором нам было комфортно работать и обсуждать новые идеи. Постепенно мы отходили от работы с производством к работе над разработкой, продажами и общению с клиентами.
Доход интернет-магазина увеличился не намного и находился примерно на нулевом уровне. В этой ситуации становится очевидным, что нужно что-то делать: бросать проект, продавать, искать инвестиций, брать кредит. Без внешних вливаний поднять проект такого уровня очень сложно. Тем более нужно на что-то жить, одеваться. А когда вы с девушкой начинаете жить вместе, то это становится во много раз сложнее, т.к. нужно делать романтические подарки, сюрпризы, платить по счетам и многое другое. Это другой уровень ответственности. Когда ты один делаешь бизнес и живешь с друзьями или родителями, то ты заботишься только о себе, а когда у тебя есть человек, о котором нужно заботиться, то мозги начинают работать совершенно по-другому.
С этого периода начинается другой этап в развитии бизнеса и меня самого как личности. Но об этом в следующий раз.