Собор был созван 6 апреля 1443 года в Иерусалиме и прошел под председательством патриарха Иерусалимского Иоакима. На нем присутствовали 3 вселенских патриарха: Александрийский Филофей и Антиохийский Дорофей, а также от Константинопольской Церкви -Кесарийский митрополит Арсений. Решения собора были приняты всеми! православными Церквами того времени.
На Соборе были составлены и утверждены ряд определений, которыми категорически осуждалась уния, а также все те, кто ее принял. Митрополит Арсений, как «проповедник благочестия и православия», был уполномочен Собором оповестить всю церковную полноту о своем решении, повелев ему «повсюду проповедовать благочестие, не страшась ни императора, ни патриарха или кого иного не право славящего».
"Определение, [данное] в Сирии, святых патриархов Филофея Александрийского, Иоакима Иерусалимского7 и Дорофея Антиохийского8 против Флорентийского или... восьмого и мерзостного собора.Филофей, патриарх Александрийский, 1425-1459 гг. Иоаким, патриарх Иерусалимский, 1431-1462 гг. (Умер в 1462 г. в Крыму в Кафе по пути к
Великому князю Московскому Василию Темному-Л.С.; Дорофей, патриарх Антиохийский, 1434 г. - 9 августа 1451).
Поскольку пришел сюда священнейший митрополит святейшей митрополии Кесарии Каппадокийской, первопрестольный [архиерей] и экзарх всего Востока, чтобы поклониться всечестному и божественному Гробу Господа нашего Иисуса Христа и исследовать священные места, на которых совершились необычайные таинства Христова домостроительства, а вместе с тем, чтобы разделить с нами и великую тайну православия и христианского благочестия,а также объявить обо всех соблазнах в Константинополе, [имевших место] из-за собравшегося в Италии, во Флоренции, мерзостного собора,
прославившего мнения (т.е. ереси) латинян вместе с папой Евгением, чего делать неподобает.
Они приписали к нашему святому и непорочному символу веры прибавление, утверждающее, что и от Сына исходит Божественный Дух (filioque -Л.С.). Они предложили нам совершать жертву на опресноках и поминать по ходу этого папу. Еще и [многое] другое из запрещенного канонами они постановили и предписали. [Сообщил митрополит и о том], как матереубийца Кизический разбойничьим способом захватил константинопольский престол, соглашаясь с еретиками, упомянутым папой и императором Иоанном Палеологом13 латинофроном. Верных и православных он изгонял, преследовал, тиранизировал, наказывал. А неверных и злославных он приближал [к себе] и чтил, как сообщников его ереси, больше всего побуждая их к вражде против православия и благочестия. Таким же образом он поставлял на божественные и святые кафедры святой и великой Константинопольской церкви, как подчиненные, по сути дела, его власти.Он указал, упомянутый священнейший митрополит кир Арсений, святейшей митрополии Кесарии Каппадокийской первопрестольный и экзарх всегоВостока, что не только в других церквах матереубийственный фатриарх совершал беззаконные хиротонии для латинофронов (т.е. униатского духовенства, принявшего ересь - Л.С.), но уже и в епархии всего Востока сей нерукоположенный рукоположил четырех митрополитов и епископов для Амасии, Неокесарии, Тианы и Мокисса - мыслящих и действующих совершенно по-латински. Отсюда не только их собственная растленность и погибель, но и следующая за этим дерзость, обманывающая и развращающая всех тамошних христиан - паству Христову - и производящая многие в православной Церкви соблазны.
По этой причине благочестивый и вернейший защитник всего православия и ревнитель, упомянутый священнейший митрополит Кесарии Каппадокийской, не смог больше видеть новшество в церкви Христовой и поругание от инославных в отношении вернейшей и здравой нашей веры. Он попросил о получении соборного решения от нас, трех православных архиереев
Сирии Филофея Александрийского, Иоакима Иерусалимского и Дорофея Арсений, митрополит Кесарии Каппадокийской с тем, чтобы извергнуть из всей его области неправославно мыслящих, поскольку сам он - первороднейший и православный.
Поэтому мы определяем соборным образом во имя Единосущной, Живоначальной и Нераздельной Святой Троицы, что митрополиты и епископы повсюду и в каждой области, рукоположенные не по причине добродетели и благочестия, а также игумены вместе с духовниками, равно, как и священники, и дьяконы и вообще всякий церковный чин, нечистые и недостойные, обуреваемые ересью и преследованием православия и проводившие время недостойно, путем одного тщеславия и ереси, в [своих] епископиях и митрополиях, будучи, по видимости, спасителями душ, чтобы скорее погубить
вместе с собой все православное стадо Христа и истинного Бога нашего, и вовсе не стяжавшие плод страха Божия, праведность и благочестие, но пренебрегшие и бесстыдствующие в отношении всего благочестия, о таких мы определяем, что быть им с сегодняшнего дня праздными и несвященными (ανίερους) в отношении всякого священнослужения и церковного состояния, покуда не будет общим и вселенским образом исследовано их благочестие. Так, подчинившиеся (миряне -Л.С.)пусть пребудут праздными и несвященными. А противодействующие и восстающие разбойным и противозаконным образом пусть будут отделены, отлучены и отдалены от Святой Сверхсущной и Единосущной Троицы как неповинующиеся и противящиеся, так же, как и их принимающие, соглашающиеся с ними и покрывающие их.Мы утверждаем также вестником благочестия и православия вышеупомянутого священнейшего митрополита, ипертима и экзарха всего Востока, возвещать повсюду благочестие, не смущаясь ради истины лица императора или патриарха, неправильно мыслящего и действующего, ни богатого и
знатного или имеющего власть человека, но с дерзновением бесстрашно и безупречно держаться веры и православия по заповеди, иметь ему дерзновение отныне ради благочестия укорять, наказывать и исправлять превратно
мыслящих во всяком месте, которого он сможет достигнуть. Он сам получил от нас снисхождение (συγγνώμη, venia) через данную нам благодать и силу Святого Духа. Во всех этих делах он должен неподкупно и правильно сохранять
благочестие.Чего ради и дано ему письменно наше соборное определение, подписанное собственноручно в месяце апреле 6951 (1443) года текущего шестого индикта.
10 παρά 'Ιταλίας - в данном значении достаточно просторечное употребление предлога παρά
с генетивом ("с Италии").
11 Евгений IV, папа Римский, 3 марта 1431 г. - 23 февраля 1447 г.
12 Здесь игра слов: Μητροφάνης - μητροφόνης. До возведения на константинопольский престол
Митрофан был митрополитом Кизическим.
13 Император Иоанн VIII Палеолог, 1425-1448 гг.
14 Игра слов: Μητροφάνης πατριάρχης - μητροφόνης φατριάρχης.