Странные письма стали получать один за другим депутаты Орловского городского Совета. Кто - из аппарата правительства РФ, кто - из Следственного комитета, кто - из Генпрокуратуры... И примерно одного и того же содержания: так и так, мол, ваше обращение о неправомерных действиях заместителя губернатора Орловской области Гармаша И. Ю., связанных с расходованием бюджетных средств, распоряжением земельными участками, направлено для рассмотрения в прокуратуру Орловской области (вариант - Следственное управление СКР по Орловской области). И что характерно: такие ответы поступали исключительно депутатам-коммунистам - А. Левковскому, В. Симонову, Е. Хомутову, А. Рослову...
Так что же здесь странного, спросите вы? А то, что никто из этих людей никаких обращений относительно «неправомерных действий заместителя губернатора» ни в какие высокие инстанции не направлял.
И поэтому, получив нежданные послания, депутаты, естественно, поспешили в прокуратуру и следственное управление с резонным вопросом: о каких, собственно, обращениях идет речь? Правоохранители ознакомили «авторов» с текстами, как выяснилось, удивительно совпадающими друг с другом. Подписи под ними, однако, оказались незнакомыми. То есть, получается, некто разослал по всем верхам «телеги» на И. Гармаша, прикрывшись именами орловских депутатов-коммунистов. Вот так интрига!
В «обращениях» перечислялся почти с десяток различных обвинений в адрес заместителя губернатора: от того, что он-де лично и якобы за «откат» разрешил злополучному «Гаджету» прокладывать канализацию в Орле, до «нездорового сексуального интереса» к претенденткам на работу в «Сером доме».
Причем все эти претензии основывались как бы на публикациях орловских СМИ и интернет-ресурсов.
Прозвучала там и наша скромная «Красная строка». Например, в «обращении» от имени Е. Хомутова было сказано: «Газетой «Красная строка» постоянно поднимается вопрос о коррупционности применения земельного законодательства. Только в этом году в нарушение земельного законодательства И. Гармашу за копейки проданы земельные участки с высокой рыночной стоимостью: три в Орловском районе и несколько в ряде районов области».
Мы действительно не единожды писали о вопиющих безобразиях в использовании земли. И Игорю Юрьевичу от нас не раз перепадало по разным поводам. Но ни о каких земельных участках, которые он будто бы за копейки приобрел, мы даже не упоминали - нам просто-напросто неизвестны такие факты, а мы напраслину на людей не возводим.
Выходит, некий аноним или анонимы прикрылись не только фамилиями ничего не подозревавших депутатов горсовета, но и репутацией независимых СМИ, не постеснявшись при этом подтасовать факты. И это уже совсем ни в какие ворота не лезет, ибо ни одна цель не оправдывает подобные средства.
Мы, со своей стороны, позвонили прямо И. Гармашу и предложили обсудить ситуацию, на что он без колебаний согласился. Разговор получился такой:
Ю. Л.: - На наш взгляд, тут просматривается попытка столкнуть вас лбами с горсоветом, с теми же депутатами. Да, КПРФ критикует областную власть, губернатора, вас лично. И мы критикуем. Но я, например, свои статьи всегда подписываю своей фамилией - «Лебёдкин». Вы можете прочитать, будете знать, что это моя точка зрения. Согласны вы с ней или нет - это другой разговор. А тут ведь - как бы от имени депутатов, которые на самом деле этого не писали, как они уверяют, то есть присутствует провокация, нечистоплотные методы... А мы руки не мараем. Поэтому решили и вам дать слово, чтобы вы могли прямо высказать то, что считаете нужным.
И. Г.: - Думаю, что отправил эти «обращения» один и тот же человек. Если бы депутаты хотели, они могли бы всё отразить в одном письме, поставив свои четыре или пять подписей, и направить в разные адреса. Но я далек от мысли, что это действительно могли написать депутаты горсовета. Там приводятся совершенно надуманные вещи.
Например, что касается памятника А. Ермолову, то мы уже шесть раз отчитались перед всеми органами - и перед УБЭП, и перед прокуратурой, и перед Следственным комитетом, и вывешивали информацию на сайтах правительства и общественной палаты. Это всем доступно и до копейки понятно. Да, были у нас разногласия по установке памятника. Но уверен, что мы их преодолели. Сегодня памятник всем нравится, он стал достоянием города.
Что касается земли, это легко проверяемо. Это обвинения, которые совершенно ко мне не имеют отношения...
Ю. Л.: - То есть нет такой земли у вас? Мы спрашиваем еще и потому, что там «пристегнута» и «Красная строка». А мы ни разу об этом не писали, то есть как минимум тут - «липа» явная...
И. Г.: - Я читаю «Красную строку» и ничего подобного там не находил. Это совершенно надуманный «факт». У меня в области, кроме квартиры, которая куплена по ипотеке и задекларирована, ничего другого нет. Мы с женой приняли решение: будем жить в Орловской области, дети - в Москве. Мне здесь нравится, я здесь работаю... А землю мне покупать не для чего. Землей или занимаются, или приобретают ее для строительства чего-либо. Средств, чтобы строить что-либо, у меня нет, заниматься сельским хозяйством мне некогда. Да я, собственно, и не любитель этого.
Всё остальное, что там перечислено, не единожды проверялось компетентными структурами, и заявителям давали ответы.
К слову, о средствах массовой информации. Я не считаю, что у нас есть какие-то «оторванные» СМИ. Все они поднимают те или иные проблемы. Другой вариант - как они это преподносят. Но умные люди сделают свои выводы.
Ю. Л.: - А с чем вы связываете всю эту странную историю? Есть у вас какая-то версия того, что произошло? Почему на вас решили «наехать» этими анонимками?
И. Г.: - Знаете, я человек публичный, занимаю такую должность, через которую проходят и кадровая документация, и внутренняя политика в регионе, и взаимоотношения людей. Поэтому, наверное, в чем-то кому-то помешал или мешаю.
Близятся выборы губернатора. Может быть, и в этой связи кто-то хотел бы убрать меня с арены. Но людей ведь снимают не по анонимкам, а за те дискредитирующие действия, которые они совершили. Я не считаю, что я на своем рабочем месте дискредитировал себя, Александра Петровича, правительство Орловской области. Стараюсь свою работу выполнять добросовестно.
Ю. Л.: - И кто, на ваш взгляд, мог бы оказаться этим анонимом?
И. Г.: - Когда кто-то говорит: «враги - там», «враги - здесь», - я всегда отвечаю, что враги находятся или в бандподполье, или за границами территории Российской Федерации, вот там - враги. А здесь, считаю, - оппоненты. Ну, в частности, в Орле: да, у нас есть некоторые политические разногласия с фракцией КПРФ городского Совета. Никогда не скрывал, что некоторые их решения, когда они, например, отклоняют инициативы правительства Орловской области, не приносят пользы городу. Но я это говорю тоже открыто. Равно как и они говорят нам, что мы где-то в чем-то не правы.
Вот почему, повторюсь, я далек от мысли, что это могли сделать депутаты. У меня никогда не было каких-либо личностных претензий к тому или иному депутату. С каждым здороваюсь за руку. Это уже говорит о том, что я всегда открыт. Любой из них может прийти ко мне. Всегда был убежден, что истина рождается в споре и в разговоре. Поэтому никогда не было у меня противостояния с городским Советом.
Мы можем не соглашаться друг с другом по той или иной теме, которая звучит в рамках развития города, - строительство, ветхое жилье, переселение граждан, капитальный ремонт, дороги... Но полагаю, что это здоровый спор. И когда есть какой-то конфликт, ну, допустим, по переселению граждан, то я открыто говорю на пресс-конференции: считаю, что данная позиция горсовета вредит населению города Орла.
Искренне говорю, и это не просто высокие слова: мне хочется, чтобы все люди, облеченные той или иной властью - депутаты, исполнительная, муниципальная власть, - всегда находили разумные решения. Все мы должны действовать так, чтобы народу, которому живется и без того трудно, хотя бы немного становилось легче, и мы бы могли своими решениями, деньгами федеральной власти, средствами бюджета Орловской области помогать людям. Вот это мое глубокое убеждение.
А кого я подразумеваю? Пускай всё останется на совести того человека (или тех людей), который это написал. Думаю, его проблема в том, что он внутренне находится в постоянном душевном состоянии войны со всеми. А это категорически вредно не только для его здоровья, но и для общественного положения. Порой люди забывают, что Земля - круглая, и никогда не знаешь заранее, на каком пути ты можешь вновь встретить того человека, которому когда-то хотя бы даже просто сказал недоброе слово. Вот об этом необходимо помнить всегда.
* * *
Оценивать, насколько искренен был Игорь Юрьевич, соглашаться или не соглашаться с ним - вправе каждый. Но в любом случае диалог лучше конфронтации. Однако же открытым остается главный вопрос: чьих рук это дело? Как вы заметили, у И. Гармаша есть свои предположения, хотя никаких имен он не назвал. И правильно сделал, потому что такие вещи надо озвучивать доказательно.
Но ведь, с другой стороны, собственные версии тоже может выдвигать каждый из нас, верно? Мы обменялись мнениями с целым рядом журналистов, экспертов, местных политиков, тех же депутатов городского и областного Советов, и все сошлись в одном: эти так называемые «обращения» родились вовсе не в стане оппозиции, а в недрах самого «Серого дома», причем в информированном кабинете. И вот почему.
Во-первых, в анонимках, прикрытых депутатскими фамилиями, есть ссылки на факты, о которых достоверно могут знать только те, кто находится внутри самой власти. Например, о том, что с желающих попасть в депутаты от «ЕР» якобы собирали деньги - от 3 до 5 миллионов. В свое время, действительно, был такой глухой слушок, и связывался он с именем Р. Антонова. Однако тут с уверенностью названы конкретные «пострадавшие» люди.
Или, скажем, история о том, как во время прошлых выборов власти якобы скрыли подделку документов об образовании болховской фермерши Т. Ерохиной, благодаря чему она и смогла стать депутатом облсовета. Ни коммунистам, ни оппозиционным журналистам до сих пор об этом ничего не было известно. Значит, информация, как сейчас принято говорить, инсайдерская?
Во-вторых, кому было выгодно нагадить И. Гармашу, подставив при этом наиболее активных депутатов-коммунистов и походя замарав неподконтрольные, а потому ненавистные СМИ? Догадайтесь с трех раз...
В-третьих, стиль. О, стиль - это человек! Буквально все, с кем мы обсуждали эту тему, не сговариваясь, отмечали: тексты анонимок будто бы сошли со скандально известного интернет-ресурса «Регион 57». Чувствуется натренированная на кляузах и доносах рука.
И тут, словно лыко в строку, 17 октября на этом сайте появляется очередной опус - панически-истеричный, косноязычный, безграмотный, но с потугами отвести от хозяев «Региона 57» всякие подозрения в провокации разгорающегося скандала. Неубедительно пытаясь изобразить себя не орловцем, а приезжим человеком, анонимный автор, тем не менее, не склоняет фамилию И. Гармаша, подобострастно потакая известной слабости заместителя губернатора. Но главное - мелкие оплошности, которые в спешке допускает «регионщик». Например, он постоянно пишет фамилию известного тележурналиста В. Панфилова через букву «м» - «ПаМфилов». И что вы думаете? В «обращениях», отправленных по высоким инстанциям от имени депутатов, эта фамилия указывается с той же нелепой ошибкой - «Памфилов». И это при том, что и коммунистам, и независимым журналистам, да и просто всем нормальным людям, прекрасно известно, как она пишется. Вот и поспорьте после этого с известной истиной, что нечистый кроется в мелочах...
Для нас, например, подобная «мелочь» - убойнее самых юридически заверенных доказательств.
Как ни изворачивайся, шило все равно вылезает из мешка. Еще в ноябре 2009 года управление информации и общественных связей администрации г. Орла в своем пресс-релизе официально сообщило: «По сведениям RU-CENTER, интернет-домен сайта region57.ru зарегистрирован на частное лицо Andrey E. Kanatnikov». А в 2011 году в телепередаче А. Короткевича «Контакт» в прямом эфире на всю область было заявлено, что одним из учредителей сайта «Регион 57» является М. Ивашина, на тот момент - советник губернатора на общественных началах и депутат облсовета. Сама гражданка Ивашина при этом не только не возражала тележурналисту, но, напротив, удовлетворенно улыбалась...
Сегодня М. Ивашина возглавляет целое управление пресс-службы губернатора, то есть руководит бюджетными СМИ. А ее родной младший брат А. Канатников работает заместителем начальника одного из управлений областного Совета народных депутатов. Оба являются государственными служащими. Допустимо ли предположить, что такие важные чиновники могут хозяйничать на «Регионе 57», при том что всем прекрасно известны патологическая лживость авторов сайта, их болезненное самомнение и маниакальное стремление прятаться от ответственности, заметая следы?
Ну а почему же недопустимо, если вспомнить, например, как после вываленной на «Регионе 57» очередной порции лжи и оскорблений в адрес тогда еще депутата Орловского облсовета В. Иконникова тот обратился с заявлением в правоохранительные органы. И полиция достоверно установила: материал был вывешен в вечернее время с компьютера, расположенного в квартире мадам М. Ивашиной. Потом все семейство, включая и сестру, и брата, вынуждено было давать объяснения: дескать, невиноватые мы, это у нас wi-fi, которым некие неустановленные злоумышленники и воспользовались... Правоохранительные органы тогда сделали вид, будто поверили и удовлетворились этими объяснениями. Что поделать - тогдашний начальник УФСБ С. Блинов прикрывал Марину Евгеньевну...
Однако больше никто в наивность и непричастность Ивашиной и Канатникова тогда не поверил. Не верят и сегодня. Даром, что ли, в ранних резюме Ивашиной еще упоминалась учеба в Хаббард-колледже «Школа экономики» по дисциплине «Правовое регулирование бизнеса и управление персоналом»? Дианетика - еще та школа лицемерия и лжи...
А что государственные служащие - так это никому еще не мешало тешить в интернете собственные комплексы неполноценности. Не мешает же сестре с братом принадлежность к госслужбе одновременно, в прямое нарушение закона, быть учредителями и даже генеральными директорами коммерческих организаций? И насколько нам известно, областная прокуратура об этом прекрасно осведомлена.
Так что мы ни в коем случае не намерены давать советы ни Игорю Юрьевичу, ни Александру Петровичу. Пусть сами думают. Для нас же очевидно одно: если у человека в доме есть источник вони, то и сам он, и дом его постепенно начинают попахивать...
Юрий Лебёдкин.