Московские бульвары сегодня были заполнены гражданами России. Марш начался в 12 часов и завершился к 17 часам. Начало марша ознаменовалось обильным дождем, и к завершению марша тоже собрался летний дождь, который разогнал с митинга тех, кто задержался на рок-концерт. Марш прошел без происшествий и задержаний.
Это рамки металлоискателей на Страстном бульваре рядом с Пушкинской площадью. Проверяли довольно вежливо. Учитывая жару, разрешали даже проносить бутылки с водой, хотя содержимое бутылок нюхали.
Колонны демонстрантов заполнили бульвары и выстроились до улицы Петровка по обеим сторонам Страстного бульвара, а потом двинулись дальше по Петровскому бульвару.
Улыбка Евгении Чириковой специально для вас. Это я попросил ее улыбнуться в камеру.
Бывший премьер-министр Михаил Касьянов постоянно давал интервью разным телеканалам.
Неужели полиция тоже пишет в Twitter? При исполнении служебных обязанностей!
Владимир Рыжков и Дмитрий Гудков идут в начале колонны.
Журналистов было великое множество. Они искали любую возможность сделать выгодный кадр.
Олег Митволь дает интервью корреспонденту канала REN-TV.
Специальный микроавтобус МВД, снимающий множеством камер лица участников шествия для распознавания. Таких машин я заметил несколько.
На Трубной площади лужа после ливня. Здесь под асфальтом скрывается новая станция метро "Трубная", а по трубам течет под землей речка Неглинка.
Это Евгений Ройзман, борец с наркотической зависимостью из Екатеринбурга и соратник Михаила Прохорова на выборах президента. Он сказал мне, что Михаил Прохоров сейчас находится в Варшаве на чемпионате Европы по футболу, так как финансирует сборную России.
Вертолет МВД постоянно стрекотал над головами участников марша. Неприятные полеты. С вертолета МВД делает снимки и таким путем считает число участников.
Официально названное МВД число участников марша 18 тысяч человек. Но, полагаю, это неправда. Зимой я принимал участие в митингах на Сахарова и Болотной. По моим ощущениям на сей раз народу было заметно больше. Хотя 100 тысяч человек, названные Сергеем Удальцовым, тоже могут вызывать сомнение.
Один из главных организаторов Марша миллионов и предыдущих митингов Сергей Пархоменко, главный редактор издательства "Вокруг Света". Это он вел переговоры с мэрией по поводу маршрута, численности участников и программе митинга.
Похоже, Пархоменко тесно сотрудничает с полицией, чтобы обеспечить безопасность митинга.
Пожилой фотограф без кисти руки и без глаза. Пропустить такое событие никак нельзя!
Фрукт на бульваре.
Видимо, в пивной "Мюнхен" на Рождественском бульваре в это время совсем нет посетителей, хотя кругом бушует толпа.
Когда голова колонны демонстрантов подошла к повороту с бульваров на проспект Сахарова, проспект уже оказался заполненным народом. Вдали проспекта возле Садового кольца видна сцена.
Официальные СМИ сегодня радостно утверждали, будто вся московская полиция по случаю праздника Дня России вышла в парадной форме. Но эти гладиаторы из ОМОН совсем в другой форме. По их недобрым взглядам отчетливо видно, что эти мужики в бронежилетах, касках и пластмассовых латах уже изрядно озверели на солнцепеке при температуре 28 градусов. Если им скомандуют, они в клочья порвут демонстрантов, из-за которых в праздничный день им приходится много часов торчать здесь, преграждая дальнейшее продвижение толпы по бульварам и к Кремлю. И видеосъемку они ведут не для развлечения, а как улику для следствия.
Лица у многих полицейских и ОМОНовцев были усталые и явно не выспавшиеся. Некоторые молодые полицейские даже стояли с закрытыми глазами, слово дремали стоя.
Случайно встретил Алексея Поликовского. Мы несколько лет работали вместе в издательстве "Компьютерра". Алексей Михайлович был зам. главного редактора "Домашнего компьютера", а после моего ухода -- главным редактором. Теперь он пишет книги и работает в "Новой газете". Это именно после его нашумевшей статьи об ужасах прохождения технического осмотра автомобилей президент Медведев вдруг озаботился этой проблемой и стал предпринимать какие-то действия, чтобы облегчить формальности и процедуру техосмотра.
Количество участников марша, поворачивающих с бульваров на проспект Сахарова все увеличивалось и увеличивалось, плотно заполняя проспект. Но все так и не уместились на проспекте.
За столиками можно было заполнить анкеты и обращения, чтобы потребовать избрания мэра Москвы.
После запрета ношения масок по новому закону о митингах, активисты в защиту участниц группы Pussy Riot, находящихся в тюрьме, нанесли на свои лица толстый слой грима. Они уверены, что грим не запрещен, так как про него в законе ничего не сказано.
Как видите, плотность толпы участников митинга была очень высокой -- сквозь нее продраться можно было только с огромным трудом. Плотность была гораздо выше, чем на зимних митингах. Когда мне наконец удалось выбраться из объятий толпы, эти кадры я снимал со ступеней ресторана, откуда митинг был хорошо виден. За происходящим на сцене можно было наблюдать на большом экране. Однако этот экран был всего один, и его могла видеть только небольшая часть участников митинга. Даже звук динамиков, транслирующий выступления на сцене, был слышен не всем -- колонна полностью не уместилась на проспекте Сахарова, а на бульварах трансляции не было.
Многие российские и зарубежные телекомпании вели прямые передачи и репортажи с митинга.
После завершения митинга полиция почему-то направляла всех участников только к двум станциям метро -- к "Комсомольской" или к "Сретенскому бульвару", которые находятся в начале и в конце проспекта Сахарова, тогда как совсем рядом находится станция метро "Красные ворота". Я проигнорировал указания полиции и пошел именно к этой станции, и там увидел оцепление из полицейских, сквозь которое двигались лишь единичные пешеходы. Непонятно, зачем это было так организовано. Может быть организаторы опасались, что старая станция не сможет пропустить такое количество народа?