Тут поблизости наметился некий спор по поводу того, можно ли оценивать художественный текст по первым страницам. Чаще всего -- можно. Рядовой читатель так и делает: полистает и либо дочитывает, либо выбрасывает книгу (файл) в корзину. Но имеет ли на это право критик или человек, сведущий в литературном труде?
Мне думается, что нет. Когда ко мне поступаю тексты из "самотека", я очень часто вижу по первым фразам, что это никуда не годится. Но дочитываю ВСЕГДА. Потому что мне нужно обосновать свое мнение перед редакцией. Разве можно иначе?
В этой связи вспомнилась история о том, как советские критики высказывались по поводу знаменитой (старой) трилогии Лукаса "Звездные войны". Всем, кто торопится критиковать, не читая, рекомендую обратить на это внимание и не уподобляться.
Для разминки и как бы в виде эпиграфа цитата из книги В.Авдуевского и А.Рудева "Звездные войны - безумие и преступление" (М.: Политиздат, 1986):
Предложенная программа милитаризации космоса - «стратегическая оборонная инициатива» (СОИ) получила известность как программа «звездных войн» по аналогии с названием трехсерийной киноленты Джорджа Лукаса, повествующей о космических баталиях землян со злыми обитателями некоей планеты Джедай.
Далее слово предоставляется критику Александру Кукаркину -- цитата из книги "Буржуазная массовая культура" (М.: Политздат, 1985):
Новейшие модификации «космических вестернов», которые сейчас наводняют рынок кино- и телебизнеса в/США и других странах Запада, уже нацелены на то, чтобы исподволь приобщать зрителей к «проблематике» войны в космосе. Своего рода катапультой, запустившей их в массовое производство, невольно послужил новаторский и философский английский фильм режиссера Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея» (1968), где виртуозно, впечатляюще были решены сложнейшие технические аспекты создания произведений на «галактическую тему». Все же потребовалось почти десятилетие, прежде чем высокопрофессиональный американский режиссер Джордж Лукас смог положить начало пресловутому сериалу «Звездные войны» (1977), «Империя наносит ответный удар» (1980) и «Возвращение Джедая» (1983). Лукас действительно положил только начало этой трилогии, так как на постановку двух последующих фильмов он пригласил других режиссеров, оставив за собой общее художественное руководство.
Эффектные с технической точки зрения, эти супербоевики по содержанию представляют собой сказку приключений, но политизированную и при всей ее кажущейся наивности с тенденциозной моралью и подтекстом.
...Где-то в далекой галактике на смену прекрасной Республике приходит тираническая Империя во главе с деспотом Дартом Вейде-ром. В движении Сопротивления активное участие принимает принцесса Лейя Органа. Она пытается бежать на другую планету, похитив планы создания нового страшного оружия Империи - Звезды Смерти, но попадает в плен. «Операцией» по ее освобождению руководят бывший республиканский лидер Кеноби, который в дальнейшем гибнет в поединке на лучевых мечах с Вейдером, и молодой отважный рыцарь Лук Скайуокер («Небесный странник»). Им помогают бесстрашный ас Хэно Соло, огромная обезьяна с человеческим разумом Чьюбак, позолоченный человекообразный робот Си-Трипио и робот-«технарь» Арту-Дету. Вдали от Империи, на планете Татуин, они собирают могучие силы с армадой межпланетных кораблей и, победив в ожесточенном сражении, триумфально освобождают принцессу. После этого битвы с переменным успехом следуют почти непрерывно. Во всех сериях поочередно возникают фантастические животные, кошмарные чудища, полчища облаченных в устрашающие доспехи воинов на фоне помпезных декораций, кудесники, живые мумии. Есть и «космические мафиози», и мудрые гномы с шестью причудливыми пальцами на руках и ослиными ушами на головах, обладающие магической силой мыслью поднимать из болот засосанные тиной межпланетные корабли. Такой же мистической силой владели Кеноби и Вейдер, ей обучается Лук Скайуокер, а все персонажи вместо приветствия произносят как заклинание: «Да не оставит вас сила!»
Чисто зрелищные атрибуты призваны возбуждать любопытство зрителей. Они представляют собой как бы рамку, обрамляющую простенький сюжет, который строится на примитивной (значит, общедоступной) символике. Отпетые негодяи и сверхблагородные храбрецы, схватки и погони, спасения в последний момент перед, казалось, неизбежной гибелью, неустанная борьба добра со злом, преклонение перед силой напоминают стереотипы вестерна, возведенные в космические масштабы (не случайно сам Джордж Лукас окрестил свое творение «вестерном будущего»). И не беда, что мустанги здесь заменены космолетами, а кольты - лазерным оружием. Тем более впечатляющ традиционный хэппи энд: империя зла уничтожена, добро торжествует.
Вся эта «атавистическая фантазия», как не без ехидства подметил английский критик Ричард Комбс после выхода на экран еще первой серии, и особенно «триумф Воли в финальной победе, созвучны идеям заправил правых республиканцев» в современных США.
Нет надобности говорить здесь о прочих кинематографических и телевизионных «космических вестернах»: если они чем-либо и отличаются от приведенного примера, то чаще всего во всех смыслах лишь в худшую сторону.
Можно, конечно, и так. Но стоит ли?
С уважением,
Антон Первушин