Кормушки для птиц
Начало здесьБезусловно, формирование самосознания происходит не в одночасье, а постепенно. В астраханской блогосфере появляются "свои" топовые темы и шутки. Возникает даже попытка упорядочить жизнь блогеров путем внедрения так называемого Кодекса блогера - свода правил для астраханских пользователей. Однако ЖЖ-юзеры по-прежнему далеки от влияния на политическую жизнь региона, даже не смотря на то, что Губернатор Астраханской области, поддавшись моде, завел он-лайн дневник еще в июле 2009-го.
Правда, существовал блог весьма формально: Губернатор вел его редко, посты были лишены актуальности (это были, скорее, "вольные" перепечатки с персонального сайта), а комментарии едва переваливали за 20. По всей видимости, глава региона не ставил своей целью раскрутку журнала и вытекающий из этого пиар. Но вскоре ситуация изменилась.
Сложно сказать, что именно повлияло на решение Александра Жилкина изменить свое отношение к ЖЖ. Возможно, причин сразу несколько. Во-первых, отрицать растущую популярность блогов было бы бессмысленно, тем более что сам Президент активно включился в он-лайн общение и при любом удобном случае призывает коллег последовать его примеру. Во-вторых, как уже говорилось, астраханский сегмент ЖЖ начинает проявлять чрезмерную активность, а из уст блогеров все чаще и чаще звучат обвинения в адрес Губернатора в пассивности и нежелании идти на диалог. Ну, и в-третьих, в связи с реализацией проекта "Электронное правительство" общение через интернет стало просто необходимым.
И вот 30 марта 2010 года стена молчания пала: в своем журнале Губернатор публикует обращение к блогерам, где открыто заявляет о своем решении стать активным ЖЖ-пользователем. "Мне понятно, что необходимо изменить и по стилю, и по содержанию, и по организации работы в ЖЖ. Буду не только сам участвовать в дискуссиях по темам, отвечая на ваши комментарии, но и предложу моим коллегам, министрам, потому что информации у вас маловато", - пишет глава региона. И слово свое сдержал, да к тому же буквально через несколько дней - 3 апреля - встретился с блогерами в Малом зале своей резиденции.
За круглый стол сели люди, различные по своему мировоззрению, но которых объединяло одно: все они хотели принять участие в политической жизни Астраханской области. Несколько десятков блогеров, не стесняясь, задавали каверзные вопросы, поднимали серьезные темы, по большей части не связанные с интернетом. Это беспрецедентное для астраханской блогосферы событие стало началом целой эпохи в жизни местного ЖЖ, ведь именно после него блогеры стали активно внедряться в политическую сферу региона. "Сегодня такое прямое общение, неформальное в некоторой степени, еще раз утвердило меня в мысли, что с такими ребятами и девчатами можно решить амбициозную задачу - превратить регион в один из самых процветающих, инфраструктурно обустроенных и продвинутых территорий. Поэтому я удовлетворен встречей", - так охарактеризовал встречу сам Жилкин, недвусмысленно намекнув, что блогерам теперь "везде у нас дорога".
Столь мощный пиар-ход со своей задачей справился: в блогосфере начинается легкая эйфория от такого дружелюбного отношения власти, что, несомненно, объединяет блогеров еще больше. Меняется и стиль губернаторского ЖЖ: теперь журнал пестрит регулярными постами на волнующие темы. Комментариев становится в разы больше, и хотя значительная часть из них "прокаченная" (т.е. по просьбе), благодаря им в местном сегменте создается эффект постоянного "бурления".
Сдержал Губернатор свое обещание и относительно местных чиновников. Вслед за своим начальником аккаунт в ЖЖ заводят замминистра спорта и туризма Надежда Жилкина, министр экономики Аскар Кабикеев, зампред Татьяна Юсупова, министр образования Виталий Гутман и другие, однако их активность была крайне низкой, и блогеры сразу "раскусили", что записи и комментарии чаще всего появляются "по указке". Стоит ли упоминать, что почти все чиновники вскоре свои ЖЖ или забросили, или вовсе удалили?
После первого этапа этого пиар-проекта, когда эффект открытости власти был достигнут, начался этап планомерного сближения власти и интернет-общественности. 31 мая 2010 года Губернатор публикует знаменитый пост "Социальная реклама", в котором объявляет конкурс на лучшую соцрекламу. Призы более чем заманчивые - iPhone и только что выпущенный iPad, плюс реализация замысла и изготовление самой рекламы. Этот жест доброй воли выполнил сразу несколько задач. С одной стороны, Жилкин подчеркнул, что идея поста родилась не в кулуарах власти, а на апрельской встрече с блогерами, где лейтмотивом стала мысль об изменении отношения людей к действительности. С другой стороны, блогерам дали почувствовать, что они могут реально влиять на ход событий в Астраханской области. Ну, и что тоже немаловажно, пост, собравший почти 600 комментариев, резко поднял рейтинг всего журнала Губернатора. Так или иначе, иллюзия власти ЖЖ на региональное Правительство было создана. Позже она будет развеиваться и искусственным путем (в т.ч. за счет ЖЖ-мифа - об этом позднее) реконструироваться.
Однако на деле конкурс оказался симулякром, а подведение итогов вызвало волну недовольства в астраханском ЖЖ. Победителями оказались, в основном, те, кто зарегистрировался в ЖЖ исключительно ради конкурса:
iPad: diserg, dsefir, agapovmsritpriv
iPhone: saratovgreen (автор А. Карпов), krz_m, rimark
Что же касается самой социальной рекламы, то если она и была изготовлена, то массового распространения так и не получила.
По сути, это был первый в истории местного сегмента случай, когда астраханская блогосфера столкнулась с проблемой ботов. Далее все чаще Александра Жилкина начинают упрекать в том, что в его журнале ботов становится больше, чем настоящих блогеров, и, чтобы сгладить негатив, Губернатор переводит все обвинения в шутку и пишет пост "Почему вам не нравятся боты?", где предлагает ополчиться на троллей.
Несмотря на то, что у некоторых пользователей уже возникают сомнения относительно своего истинного влияния на политическую и общественную жизнь, блогеры становятся завсегдатаями почти всех крупных мероприятий, многие из которых организуются специально для резидентов ЖЖ. Сам Губернатор вот уже третий год принимает активное участие в официальных блогерских сходах: он катается с ними на квадрациклах, убирает пляжи, катается на коньках. Правда, на подобные "тусовки" приглашают далеко не всех блогеров, а только "нужных", причем принцип отбора для многих остается непонятным, что так же провоцирует появление многочисленных сетований в сети.
В обмен на это благодушие со стороны власти блогеры становятся инструментом специфического пиара, рассчитанного на ЖЖ-юзеров. Во френдлентах все чаще и чаще появляются отчеты о культурных, экономических и социальных событиях области, а для "массовости" юзеры начинают использовать перепосты. В астраханском ЖЖ появляются неонашисты, чьи задачи аналогичны задачам нашистов времен Николая Сандакова, а вот их стили индивидуальностью и оригинальностью не блещут.
Одной из первых крупных официальных информационных кампаний стало освещение международного конкурса "Евробот" в июле 2011-го. Силами региональной власти был создан Межвузовский центр цифровой журналистики, куда вошли некоторые блогеры и студенты-журналисты. Перед ними стояла конкретная задача: наводнить ЖЖ мгновенными постами о происходящем на конкурсе, а многочисленные перепосты должны были создать иллюзию всеохватности. Позже эта схема стала основной для освещения многих ключевых мероприятий региона.
Надо сказать, что власть стала регулярно "прикармливать" отличившихся блогеров, направляя тем самым их активность в нужное русло. Особенно ярко это показал пиар-проект по продвижению бренда Астраханской области. И хотя словосочетание "продажный блогер" стало употребляться постоянно, многие пользователи астраханского ЖЖ рьяно включились в игру, которую предложила им власть.
О прокачке астраханского бренда и активности оппозиции читаем в следующем посте...