И снова о любви... и об эгоизме

Jan 22, 2015 00:03

Что есть любовь?
Слово на слуху, особенно в "популяризации" преуспели мерзкая современная эстрада и непотребные сериалы.
Согласитесь, слово "любовь" мы употребляем очень часто, но что под этим подразумеваем?


Некоторые граждане, увлёкшиеся научно-популярными фильмами, сводят любовь к каким-то физиологическим процессам, зарегистрированным фактам вброса гормонов и т.п. Однако любовь есть понятие более высокого уровня абстракции. Поясню. Вот перед вами монитор, ему посылаются сигналы для того, чтобы он отображал картину. Определяет ли знание этих сигналов понимание что есть на картине (не зная законов преобразования сигналов в картину, интерпретации образов и т.п.)? Нет. Вот перед вами совокупность букв, которые используются в некотором тексте, можете ли вы передать смысл текста (не умея читать, не зная правил русского языка и т.д.)? Нет. Поэтому уровень абстракции на уровне физиологии категорически недостаточен.

Другие граждане, увлёкшиеся фильмами иного характера, сводят любовь к совокуплению и записанному где-то инстинкту продолжения рода. Тут и комментировать нечего, узко, всё же чтобы смотреть через призму таких инстинктов на "любовь к родному пепелищу" - талант нужен.

Ещё говорят об эгоизме как крайней форме любви к себе... Об этом чуть ниже.
Ну как тут разобраться и выработать какое-либо понимание?

Говоря о любви, нельзя полностью её определить словами. Т.е. указать направление можно, но есть в любви и нечто иррациональное, которое дополняет рациональное, образуя с ним единство.
Сделав эту оговорку, я хочу обратить внимание на мысли Э.Фромма, которые мне близки ["объект" в кавычках для корректности]:Любовь не создается каким-то специфическим "объектом", а является постоянно присутствующим фактором внутри самой личности, который лишь "приводится в действие" определенным объектом. ... любовь - страстное утверждение "объекта"; это не "аффект", а внутреннее родство и активное стремление к счастью, развитию и свободе "объекта" любви. Любовь - это готовность, которая в принципе может обратиться на кого угодно, в том числе и на нас самих.
... важно, однако, что любовь к определенному "объекту" является лишь актуализацией и концентрацией постоянно присутствующей внутренней любви, которая по тем или иным причинам обратилась на данного человека
   Дело обстоит вовсе не так, как предполагает идея романтической любви: что существует только один человек на свете, которого вы можете полюбить, что найти этого человека - величайшая удача в вашей жизни и что любовь к нему приведет вас к удалению от всех остальных людей. Любовь такого рода, которая может относиться только к одному человеку, уже самим этим фактом доказывает, что она не любовь, а садистско-мазохистская привязанность. Возвышающее утверждение личности, заключенное в любви, направлено на возлюбленного как на воплощение всех лучших человеческих качеств; любовь к одному определенному человеку опирается на любовь к человеку вообще. А любовь к человеку вообще вовсе не является, как часто думают, некоторым обобщением, возникающим "после" любви к определенной личности, или экстраполяцией опыта, пережитого с определенным "объектом"; напротив, это предпосылка такого переживания, хотя такая предпосылка и возникает лишь из общения с конкретными индивидами. Из этого следует, что моя собственная личность в принципе также может быть объектом моей любви, как и любая другая. Утверждение моей собственной жизни, счастья, роста, свободы предполагает, что я вообще готов и способен к такому утверждению. Если у индивида есть такая способность, то её должно хватать и на него самого; если он может "любить" только других, он вообще на любовь не способен.
   Эгоизм - это не любовь к себе, а прямая её противоположность. Эгоизм - это вид жадности, и, как всякая жадность, он включает в себя ненасытность, в результате которой истинное удовлетворение в принципе недостижимо. … Внимательное наблюдение показывает, что эгоист, хотя он всегда усиленно занят собой, никогда не бывает удовлетворен. ... Если присмотреться еще ближе, заглянуть в динамику подсознания, мы обнаружим, что человек такого типа далеко не в восторге от себя самого, что в глубине души он себя ненавидит.
   Загадка этого кажущегося противоречия разрешается очень легко: эгоизм коренится именно в недостатке любви к себе. Кто себя не любит, не одобряет, тот находится в постоянной тревоге за себя. В нем нет внутренней уверенности, которая может существовать лишь на основе подлинной любви и утверждения. Он вынужден заниматься собой, жадно доставать себе все, что есть у других. Поскольку у него нет ни уверенности, ни удовлетворенности, он должен доказывать себе, что он не хуже остальных. То же справедливо и в отношении так называемой нарциссической личности, занятой не приобретением для себя, а самолюбованием. Кажется, будто такой человек любит себя до крайности; на самом же деле он себе не нравится, и нарциссизм - как и эгоизм - это избыточная компенсация за недостаточность любви к себе. Фрейд полагал, что при нарциссизме любовь отбирается у всех остальных и вся направляется на себя самого. Верна лишь первая половина этого утверждения: такой человек не любит не только других, но и себя.
А вы как считаете?

Фромм Э.З., Любовь

Previous post Next post
Up