История томского трамвая. Часть первая. От конки до городских линий

Nov 02, 2013 15:35






ОБОЗРЕВАТЕЛЬ
Мария Симонова
Журналист, любитель старины и городского транспорта

Трамваи стали неотъемлемой частью Томска более 60 лет назад. Это сейчас их не слишком много, сокращаются пути, исчезают маршруты. А когда-то все было иначе.
О томском трамвае даже писали стихи и песни. Помните песню «Трамвай «пятерочка», которую группа «Любэ» пела еще в начале 90-х? Прототипом ее «главного героя», по словам автора стихов Михаила Андреева, стал именно томский трамвай.


Томск до трамвая

До революции проехать по городу можно было только на извозчике - другого транспорта в Сибирских Афинах не было. Первым подобием общественного транспорта стал омнибус - большая карета, передвигающаяся по определенному маршруту за счет силы лошадей.
В Томске омнибус отправлялся от Общественного собрания, которое в начале ХХ века заменяло горожанам сгоревший театр Королева. Сюда собирались на представления, а вечером разъезжались по домам.


Омнибус в Санкт-Петербург, 1906 год

Но разговоры о том, что городу нужен трамвай, велись еще с начала нового века.



Олег Асратян
научный сотрудник Томского областного краеведческого музея, специалист по истории рельсового и коммунального транспорта
«Этот вопрос обсуждался в городской думе, идею запуска трамвая очень поддерживали местные предприниматели. Еще до 1910-х годов собирались запустить конку - конный трамвай, дешевый и медленный. В конце XIX-начале XX века среди инженеров не было единого мнения по поводу вида тяги, за счёт которого вагоны должны приводиться в движение, электричество в этом качестве утвердится не сразу. Помимо конной и электрической тяги вагоны трамвая передвигались за счет силы лошадей (конка), пара, бензиновых двигателей, тросов приводимых в движение специальными двигателями и даже за счет силы сжатого воздуха.»

Конка и паровой трамвай в Санкт-Петербурге




Так называемые пневмотрамваи работали до 1910 года в Париже. Они приводились в движение благодаря силе сжатого воздуха, запас которого пополняли на конечных остановках. Еще один экзотический для России видом тяги - это так называемый канатный трамвай, которой применяли чаще всего в городах с холмистым рельефом. Канатные трамваи были распространены в Австралии и США, по такому принципу работала даже одна из линий метрополитена в Нью-Йорке. В настоящее время по такому принципу тяги работает только одна система, состоящая из трех линий, расположена она в городе Сан-Франциско (США) и является главной достопримечательностью:


Более привычными для нашей страны были все-таки паровые трамваи - паровые линии работали в Москве и Санкт-Петербурге. Но власти Томска побоялись, что такой трамвай не сможет преодолевать крутые подъемы, и от подобной идеи отказались. К 1917 году выбор все-таки был сделан: электрическая тяга. Однако Революция и Гражданская война эти планы заморозили. В следующий раз к проблеме общественного транспорта в городе вернулись только в 20-30-е годы. Но воплотить план в жизнь опять не успели - началась Великая Отечественная война.

Отсутствие транспорта во время эвакуации в Томск заводов превратилась в настоящую катастрофу: жителям города приходилось буквально «на себе» тянуть станки, поскольку ставились жесткие сроки по вводу в эксплуатацию оборонных предприятий.

В 1941 году трамвая в нашем гjроде по-прежнему не было. Впрочем, как и любого другого транспорта. Тогда-то городские власти и принимают в срочном порядке решение о строительстве горжелдорветки. В городе и сейчас сохранились фрагменты ее линий: они ведут к «Сибэлектромотору», к ГРЭС-2, к предприятиям на Черемошниках. При строительстве линии использовались так называемые старогодние, уже бывшие в эксплуатации, рельсы, зачастую произведенные еще в довоенное время. В Томск их привозили после демонтожа линий в прифронтовой полосе.
Две линии горжелдорветки проходили даже по проспекту Ленина! Для снабжения ТЭЦ-1 была построена линия по ул. Розы Люксембург, которая проходила по Каменному мосту (специально укрепленному), Набережной реки Ушайки, у современного магазина «1000 мелочей» пути выходили на пр. Ленина, а затем поворачивали на ул. Беленца. Помимо электростанции по этой линии снабжали углём завод резиновой обуви, располагавшийся в здании Богоявленского собора. Вторая линия шла от вокзала Томск-I по ул. Нахимова до пр. Ленина, затем поворачивала на ул. Усова - по ней снабжались ТЭМЗ и ТЭЛЗ. Позже пути перенесли с центрального проспекта на улицу Советскую. Некоторые линии имели ответвления во дворы домов, там создавали «тупички» для отстойки вагонов.
Так в начале 40-х решали проблему транспорта в Томске.

А вот в Новосибирске, например, где трамвайную линию пустили в 1935 году, на некоторых линиях прекращали пассажирское движение и по ним вместо трамваев пускали грузовые поезда к предприятиям. В Ленинграде была другая ситуация: трамвай здесь появился еще в 1907 году, а начиная с 1910 года существовало грузовое движение - трамваи перевозили грузы для сторонних предприятий. Такая практика сохранялась вплоть до 1997 года, грузовые трамваи можно увидеть в фильмах «Невероятные приключения итальянцев в России» и «Брат». С началом Великой Отечественной Войны помимо грузового движения в городе появились санитарные поезда, доставлявшие раненых от вокзалов к больницам, на такие вагоны ставились дополнитльные рессоры, а пассажирские сиденья заменялись креплениями для насилок.
Первый рейс

После войны в Томске все-таки начались работы по запуску электрического трамвая, который в первоначальном варианте должен был работать как грузо-пассажирская система. Первую линию трамвая, как и горжелдорветки, строили также из старогодних рельс. Конечно, это не добавляло потом трамваям хода. Укладывали линию вручную, по воспоминаниям ветеранов, из механизированных средств у строителей была только лебедка, и к ней - одна лошадь. Все работы велись наспех, да и средств после войны не было. Предприятия помогали, чем могли, но нового оборудования у них просто не было.
В стройке участвовали все - заключенные, пионеры, простые горожане, работники заводов. Устраивали воскресники и субботники.
Запуск первого трамвая решили, как было принято в те времена, приурочить к празднику 7 ноября. И вот, в 1948 году городские власти заявили, что в этот день транспорт начнет свою работу. Но к нужной дате трамваи в город не пришли, был доставлен только один поезд, отработавший свой срок и уже списанный:


Это был состав из моторного вагона модели «Х» и прицепного модели «М». Вагоны были изготовлены на заводе имени М. С. Кирова в Усть-Катаве (Челябинская область).

Свой первый рейс томский трамвай совершил 7 ноября, причем предварительную обкатку линий не проводили. Написали в газетах, что трамвай запущен, отчитались в политбюро, но на самом деле нового транспорта в городе не появилось.

В ходе первого рейса выявилась масса проблем: не было готово к началу работы линии оборудование тяговой подстанции, радиус разворотных колец на площади Батенькова и привокзальной площади был меньше допустимого, отчего поезд просто не смог зайти на кольцо и был вынужден двигаться задним ходом. На пересечении Советской и Нахановича состав остановился, и в нем погас свет… Это произошло из-за отсутствия шунтов (медной перемычки между рельсами), благодаря которым осуществляется токосъем. На второй день трамвай сделал несколько рейсов, но сломался, после чего был отбуксирован в депо при помощи мотовоза.


Первый рейс Томского трамвая 7 ноября 1948 года, район остановки на пл. Батенькова.

У приемной комиссии было масса претензий и нареканий к линиям и депо. Томску дали полгода на исправление недостатков. Новый запуск трамвая назначили на 1 мая 1949 года.
На сей раз все удалось: 25 апреля началась обкатка линий, официально перевозку пассажиров объявили с 1-го мая, но в томском трамвайном депо открытие принято отмечать 28 апреля.
Запуск трамвая стал большим событием. Раньше Томска после Великой Отечественной войны пошел на такой серьезные шаг только Барнаул. Но соседям-сибирякам достались старые вагоны, а Томску повезло получить новые.

Городские линии
Первые трамвайные линии (Вокзал Томск-I - пл. Батенькова и пл. Батенькова - ул. Д. Ключевская) в нашем городе были однопутные, для пропуска встречных поездов строились разъезды (Городской сад, Электроламповый завод, ул. Тверская, ул. Косарева).
В 1951 году строительство линий продолжилось. Пути второй очереди прошли от площади Батенького до ул. Дальне-Ключевской. В 1955 году были ликвидированы разъезды, и линия от вокзала Томск-1 до ул. Д. Ключевской стала двухпутной, а в 1956 году была построена линия от ул. Дальне-Ключевской до вокзала Томск-II (закрыта в 2011 году).

До 1954 года томский трамвай работал на одних и тех же путях с гордоржелветкой (ул. Дальне-Ключевская - пл. Ленина), и это, к слову, было уникальным для города явлением. Тяжелые паровозы разбивали пути и стрелки, периодически обрывали контактную сеть. Днем ходили трамваи, а ночью паровозы, и к их выходу на рельсы отключали напряжение. Бывали случаи, когда трамваи не успевали вернуться в депо. Наконец, городские власти приняли решение перестать использовать рельсы для паровозов.
Линию третьей очереди построили в 1958 году, она шла на Черемошники. Еще через пять лет было открыто движение по линиям четвертой очереди от переулка Плеханова по улицам Лебедева и Салтыкова-Щедрина, переулкам Фруктовому и Трамвайному. Кроме того, была открыта линия по улице Казанской (ныне Комсомольский проспект) от современной площади Кирова до пересечения с улицей Лебедева.
Трамваи следовали по улице Нахимова в сторону Лагерного сада. Сегодня здесь - только автомобильное движение.





В 1964 году линию пятой очереди от вокзала Томск-I (разворотное кольцо было демонтировано) по ул. Нахимова до Лагерного сада.
Последним этапом строительства трамвая в Томске стала шестая очередь, которая реализовывалась в два этапа, в 1966-1967 годах.
Сначала были построены две линии от Лагерного сада по ул. Советской до пр. Кирова, и от перекрёстка ул. Нахимова и Красноармейской до железнодорожного переезда в районе современной площади Южной.
Затем - небольшой участок линии от перекрёстка улицы Салтыкова-Щедрина и переулком Трамвайным до пустыря, расположенного неподалёку от завода «Электропривод»: сейчас это разворотное кольцо около троллейбусного депо.


Трамвайный вагон МТВ-82 открывает движение по путям 4-й очереди (пер. Плеханова)

После 1967 года новых трамвайных линий в нашем городе не строили. Основное внимание переключили на более «модный» вид транспорта - троллейбус.
Из-за запуска троллейбуса незаконченной осталась трамвайная линия, ведущая на Иркутский тракт. При строительстве путепровода по нему были проложены трамвайные пути, пролежавшие под слоем асфальта до прошлого года.

Смотрите продолжение - история томского трамвая. Часть 2. Вагоны и водители

Фото: Фотоархив Томского областного краеведческого музея, архив ТГМ МП «ТГУ», Энциклопедия Санкт-Петербурга, Wikipedia.org, Transphoto.ru, adepa
Источник: Томский обзор

История, Фото, История Томска, Трамвай, Томск

Previous post Next post
Up