Енох-Метатрон как Эсхатологический Светоносный Столп (продолжение)

Aug 08, 2010 13:39



Енох-Метатрон как основание мира

Праведность Еноха
 ….. Представляется не случайным, что впечатляющее откровение о последнем веке праведных исходит из уст седьмого допотопного патриарха, который в ранних иудейских преданиях был прославлен своей образцовой праведностью.  В свете этой идеи получателя великого откровения как образцового праведника нужно внимательно рассмотреть мотив праведности Еноха, как он представлен в ветхозаветных апокрифах. Эпитет «праведник» прилагается к нашему герою уже в начале его легендарной истории, где его праведность напрямую противопоставлена порочности допотопных людей и преступлениям Стражей - ангелов сошедших с небес и вступившим в противозаконный союз с земными женщинами.
   Уже в первых стихах одного из самых ранних апокрифов, героем которого является Енох, «Книге Стражей» (1 Енох. 1, 2) патриарх определяется словами «праведный муж». Далее (1 Енох. 15, 11) мы встречаем то же определение, на этот раз исходящее из уст самого Господа: «Он ответил мне и сказал мне гласом Своим: Слушай и не бойся, Енох, муж праведный, пишущий правду....”[13] Помимо личной праведности патриарха, позволившей ему стать примером праведного поведения для будущих поколений, в этом отрывке также подчёркивается, что Енох был учителем правды в буквальном смысле. Он должен был восстанавливать и поддерживать моральный и космический порядок допотопного мира распространением призывов к покаянию и грозных пророчеств, полученных от Бога и Его ангелов.[14]  Повествования о Енохе, относящиеся к более раннему времени (Первая книга Еноха 12:4 и 15:11) не раз называют его «Писцом Праведности», то есть письменно распространяющим требования, ведущие к праведности.[15]
Повествования о Енохе раннего времени подтверждают ещё в одном смысле эсхатологическую задачу Еноха как праведника. Согласно Первой книге Еноха, седьмой допотопный патриарх посещает загадочное место именуемое «райским садом праведности». Это словосочетание можно считать обозначением эсхатологического собрания всех праведников, о котором говорится в конце Второй книги Еноха. 
Как уже указывалось, ранние апокрифические повествования о Енохе особо отмечают разительную противоположность праведности Еноха и греховности допотопных людей, когда преступления ангельских Стражей привели к нравственной и космологической катастрофе, ведущей человеческий род и всю природную среду к неизбежной гибели. В этой катастрофической смене событий, угрожающей всему мирозданию, Енох остаётся единственным праведником, на которого ещё может опираться порядок тварных дел. Таким образом, он, как может, служит столпом допотопного мира. Важность патриарха Еноха как поддержки и защитника творения ещё раз утверждается в «Книге Юбилеев», которая выводит патриарха как всемирную дамбу, не пускающую воды потопа. Как говорится в «Книге Юбилеев» (Юб. 4, 23), благодаря Еноху «вода потопа не дошла до земли Эдемской, потому что он встал там как знамя и свидетельство за всех людей, дабы поведать все деяния, произошедшие до дня Суда».[16]
Роль Еноха как столпа, на котором держится мир, не была забыта и в позднейшей иудейской книжности. Исследование Иделя выявило целую традицию, сохранённую для нас позднейшей иудейской мистикой, в которой патриарх Енох изображается как основание, на котором держится весь мир: «…Праведник есть основание мира. Ради одного праведника и длится мир, и такой праведник - Енох, сын Иареда».[17] Очевидно, что создатели этой традиции черпали материал из ранней Енохической литературы, и поэтому знали о тех деяниях и достоинствах седьмого патриарха, о которых в Библии не сообщается. Они попытались осмыслить образ Еноха как столпа мира, способного удерживать на себе моральное и космическое устроение мира, посреди того хаоса отношений и действий, который отличал допотопных грешников. 
Следует заметить, что понимание Еноха как столпа, на котором основывается мир, свойственно также поздней иудейской мистике, в которой небесный двойник седьмого патриарха, верховный ангел Метатрон, обычно понимался как сила, поддерживающая весь мир. Космологическое значение Метатрона подтверждается прежде всего обозначением его служения как «правитель мира» или «владыка мира»[18] (Mlw(h r#) - об этом его служении говорится уже во Второй книге Еноха.[19] Позднее эта идея была развита в мистике Хейхалот, включая «Книгу Небесных Дворцов» (Сефер Хейхалот)[20]. Замечательно, что управление миром, приписываемое Еноху-Метатрону, включает в себя не только администрирование человеческих дел, но также и поддержание привычного порядка в природе. Моше Идель ссылается на трактат «Семьдесят имён Метатрона», в котором описывается, что этот ангел вместе с Богом поддерживает мир в своих руках.[21] Мотив Божества и Его главного помощника, держащего мир на ладонях, был концептуально разработан в традициях Шиур Кома[22] и Хейхалот, где Енох-Метатрон обладает телесностью вселенского масштаба, сравнимой с природными проявлениями самого Божества, и поэтому изображается как «мера божественного тела».[23]
 Вопрос только в том, каким образом соотнести эти позднейшие иудейские свидетельства, в которых Енох-Метатрон выведен как основание или столп мира, с той картиной, которую мы находим во Второй книге Еноха? Можно ли предположить, что создатели славянской версии пытались изобразить Еноха как эсхатологический столп мира, который с самого своего начала участвует в последнем эоне праведности, и потому может рассматриваться как начаток эсхатологической жатвы? Ведь подобно тому, как Адоил предвосхищает первоначальный эон, дающий начало всему творению, Енох предвосхищает будущий эсхатологический эон, когда всё творение погибнет в катастрофе, а праведники будут собраны в одном месте блаженства. Адоил и Енох тогда должны рассматриваться как уникальные примеры вселенской полноты: их сущностные свойства должны явить первоначальное и окончательное состояния вещей, и можно сказать, что они являются олицетворениями этих веков. Обоих персонажей объединяет одно качество - светоносность, которую следует считать знамением начала и конца времён.
Светоносность Еноха
Во Второй книге Еноха (2 Енох. 66, 11) развивается тема состояния праведников в последнем эоне. Они изображены как светоносные создания: “блаженны праведники, которые избегнут Суда Великого Господнего, ибо озарятся лица их подобно солнцу.”[24] Предание о том, что праведные люди источают свет опять привязано в нашем тексте к истории главного героя - ведь сам седьмой допотопный патриарх несколькими главами ранее претерпел свой драматический переход к светоносному состоянию.
Эта традиция позволяет предположить, что Енох, который в гл. 22 претерпевает пресветлое преображение пред Лицом Божиим и обращается в сияющее небесное существо, становится первенцем будущего эона, когда все праведные люди сподобятся стать светоносными. Эсхатологическая светоносность явно отсылает к первоначальному состоянию Адоила, и что гораздо важнее, к неизбывной светоносности Адама до падения - тому состоянию непорочности, которое он утратил по причине греха.
Нетленность Еноха
Превращение Еноха в светоносное небесное создание предполагает и другое его свойство, раскрывающееся в эсхатологической перспективе. Это свойство, упомянутое в описании Енохом будущего эона праведных может быть обозначено как состояние нетленности. Енох говорит, что в конце времён все праведники, избежавшие великого суда Господня, обретут состояние в котором не будет места невзгодам и болезням: «И все праведники, которые избегнут наказания Господнего великого, соединятся в Веке Великом, вместе соединятся праведники, и будут пребывать (там) вечно. И более не будет им ни труда, ни болезни, ни скорби, ни ожидания невзгод, ни тягот, ни ночи, ни тьмы; свет великий будет для них всегда ... озарятся лица их подобно солнцу.”[25]
Особый упор, который делается на нетленность будущего состояния праведных, собранных в последнем эоне, не может не вызвать в памяти обретённое патриархом положение небесного человека. На обретённую патриархом Енохом нетленность намекают слова, сказанные им во время краткого возвращения на землю. После того, как он преобразился в светоносного мужа, Бог посылает его назад в мир, чтобы он смог передать небесное знание своим детям и людям земли. Во время его земных наставлений, его сын, Мафусаил попросит у отца дозволения приготовить ему немного еды, чтобы он восстановил свои силы. Но побывавший на небесах праведник вежливо откажется от пищи, сетуя на то, что земная еда никак не согласуется с его нынешним состоянием: 
Отвѣща Мефусаломъ отцеви своему Енохови: «Что есть годѣ очима твоима, отче? Да сотворимъ брашна пред лицемъ твоимъ. Да благословиши храмы наша и сыны своя, и вся домочадца твоя, прославиши люди своя, да тако по томъ отидеши». И отвѣща Енох сынови своему, и рече: «Слыши, чадо, от дни, иже помаза мя Господь елѣемъ славы своея, и страшно бысть мнѣ, ни сладит ми брашно, ни ми ся хощетъ о земномъ брашнѣ. Но взови братию свою и вся домочадца наша, и старци людстѣи, да поглаголю к ним и отиду».[26]

Здесь мы видим важнейшую связь между переменами в его природе, произошедшими во время пресветлого преображения пред Престолом Славы и недавно приобретённым состоянием нетленности, которое показывает, как будут жить праведники в будущем веке.
Итак, Енох, которому приписана нетленность, достижимая только в эсхатологических  событиях, выступает здесь как первенец будущего века праведных, или, быть может, как один из тех, кто уже участвует в этом будущем веке. Замечательно, что во время этой последней встречи Енох говорит сыновьям, что он готов отправиться на высочайшее небо в своё «вечное достояние».”[27]
Заключение
В поздней еврейской мистике Енох-Метатрон изображается как путеводитель человеческих душ, сходный с Аватуром мандейской традиции. На Еноха-Метатрона возложено возведение человеческих душ к их окончательному предназначению.[28] Вавилонский Талмуд[29] и литература Хейхалот[30] делают упор на этом таинственном служении Метатрона изображая его небесным учителем Торы, наставляющим души истинному ведению.[31]
            Предпринятое нами исследование показывает, что позднейшая функция Метатрона как кормчего душ может быть найдена уже в таком памятнике, как Вторая книга Еноха, где говорится о непостижимом участии вознёсшегося на небо патриарха в эсхатологическом собирании человеческих душ, которые должны войти в окончательный эон праведных.[32]
            Обетование о эсхатологическом собирании праведных душ в единую светоносную сущность даёт нам надежду, что сосуды первоначального света, разбитые в начале, непременно будут восстановлены в конце времён.
-------------------------------
[13] M. Knibb, The Ethiopic Book of Enoch (2 vols; Oxford: Clarendon Press, 1978) 2.100.
[14] О посредническом служении Еноха см.: A. Orlov, The Enoch-Metatron Tradition (TSAJ, 107; Tübingen: Mohr/Siebeck, 2005) 59-70.
[15] Йозеф Милик предполагает, что почётное звание «Писец Праведности» может быть соотнесено с арамейским термином )+#wq rps. См. J. Milik, The Books of Enoch (Oxford: Clarendon, 1976) 191. Джордж Никельсбург предполагает соотнести это звание с арамейским выражением  )+#wq yd rps. G. W. E. Nickelsburg, 1 Enoch I: A Commentary on the Book of 1 Enoch, Chapters 1-36; 81-108 (Hermeneia; Minneapolis: Fortress, 2001) 65.
[16] J.C. VanderKam, The Book of Jubilees (2 vols.; CSCO 510-11, Scriptores Aethiopici 87-88; Leuven: Peeters, 1989) 2.28.
[17] Idel, Ascensions on High in Jewish Mysticism, 85.
[18] Термин «мир» (Mlw() как часть титула этого ангела обозначает всё творение. Петер Шефер замечает, что в раввинистической литературе «владыкой мира» называется ангел, поставленный надо всем творением. В число его обязанностей входит молитва вместе со всей землёй о пришествии Мессии, а также похвала Богу за Его творящую деятельность. P. Schäfer, Rivalität zwischen Engeln und Menschen: Untersuchungen zur rabbinischen Engelvorstellung (SJ 8; Berlin: Walter de Gruyter, 1975) 55.
[19] О Енохе как «владыке мира» по изложению Второй книги Еноха см.: A. Orlov, The Enoch-Metatron Tradition (TSAJ 107; Tübingen: Mohr-Siebeck, 2005) 159-161.
[20] Игорь Тантлевский замечает, что в Третьей книге Еноха (3 Енох. 8) Енох-Метатрон обладает качествами, которыми согласно трактату Хагига 12a, Вавилонского Талмуда, и Авот деРабби Натан A 27:43, мир был сотворён и поддерживается. И.Р. Тантлевский, Книги Еноха (М.-Иерусалим: Гешарим, 2000) 185.
[21] Idel, Ascensions on High in Jewish Mysticism, 88.
[22] О текстах и переводах материалов связанных с традицией Шиур Кома см: P. Schäfer, with M. Schlüter and H. G. von Mutius., Synopse zur Hekhalot-Literatur (TSAJ, 2; Tübingen: Mohr/Siebeck, 1981); M. Cohen, The Shicur Qomah: Texts and Recensions (TSAJ, 9; Tübingen: Mohr/Siebeck, 1985); P. Schäfer et al., Übersetzung der Hekhalot-Literatur (TSAJ, 17, 22, 29, 46; Tübingen: Mohr/Siebeck, 1987-1995).
[23] Одно из таких описаний можно найти в главе девятой Третьей книги Еноха (Synopse §12), где выводится преображение тела Еноха-Метатрона: оно приобретает исполинские размеры, покрывающие мир в длину и в ширину: “Я увеличился и рос в размере до тех пор, пока не совпал с миром по долготе и широте. Он дал вырасти на мне 72 крылам, 36 с одного боку, и 36 с другого, и каждое крыло могло закрыть весь мир….” P. Alexander, "3 (Hebrew Apocalypse of) Enoch," The Old Testament Pseudepigrapha (ed. J.H. Charlesworth; New York: Doubleday, 1985 [1983]) 1.263.
[24] Навтанович, “Книга Еноха,” 231.
[25] Навтанович, “Книга Еноха,” 231.
[26] Отвечал же Мефусалом отцу своему Еноху: «Что угодно глазам твоим, отец? Да приготовим еду (из того) для тебя. И да благословишь дома наши и сыновей своих, и всех домочадцев своих, и прославишь людей своих, и после этого уйдешь». Енох же ответил сыну своему, говоря: «Знай, чадо, что с тех пор, как умастил меня Господь елеем славы своей, и вострепетал я, не услаждает меня пища, и не хочется мне (ничего) из земных блюд. Но позови братьев своих и всех домочадцев наших, и старейшин народа, дабы говорил с ними, и (после) отойду». Навтанович, “Книга Еноха,” 226-227.
[27] Навтанович, “Книга Еноха,” 226-227.
[28] N. Deutsch, Guardians of the Gate: Angelic Vice Regency in Late Antiquity (Brill’s Series in Jewish Studies, 22; Leiden: Brill, 1999) 99.
[29] Трактат «Авода Зара» Вавилонского Талмуда описывает Метатрона как учителя душ, умерших во младенчестве: “Что делает Бог в четвёртой четверти? Он восседает и наставляет детей в школе, как сказано: кому должно преподавать знание, и кому должно разъяснять извещение? Тем, кто не впитал это с молоком. Но кто их будет обучать? Если угодно, можно сказать, что Метатрон, или что Бог творит это, как и многое другое. И что Он делает на ночь? Если угодно, можно сказать, то же, что и днём, или можно сказать, что оседлав светлого Херувима, он мчится по восемнадцати тысячам миров. Поэтому и сказано: Божиих колесниц мириады ....” I. Epstein, Soncino Hebrew-English Talmud. Avodah Zarah (London: Soncino, 1935-52) 3b.
[30] Глава 48 Третьей книги Еноха (Synopse §75) отсылает к сходной традиции: “Метатрон восседает (Nwr++m b#wy) по три часа каждый день на высшем небе и собирает все души умерших в материнской утробе и младенцев, умерших на материнской груди, и школьников пред троном славы, и рассаживает их вокруг себя по классам, отрядам и группам, преподаёт им Тору и премудрость, агаду и предание, и завершает изучение свитком Закона, как сказано: «Кому нужно преподавать знание, и кого наставлять в предании. Тем, кто впитывают это с молоком, а затем тем, кто отняты от груди.’” P. Alexander, "3 (Hebrew Apocalypse of) Enoch," The Old Testament Pseudepigrapha (ed. J.H. Charlesworth; New York: Doubleday, 1985 [1983]) 313; Peter Schäfer, with M. Schlüter and H. G. von Mutius, Synopse zur Hekhaloth-Literatur (TSAJ, 2; Tübingen: Mohr/Siebeck, 1981) 36-37. Сходное предание мы находим в «Алфавите рабби Акивы». См. S. A. Wertheimer, Batei Midrashot (2 vols.; Jerusalem: Mossad Harav Kook, 1950-53) 2.333-477.
[31] Значение Метатрона как вождя душ отразилось также в загадочном отрывке из «Книги Зогар» (Зогар II, 161b) где описывается таинственный ангельский служитель, отвечающий за души: «Всё человечество, ещё прежде его вхождения в этот мир, всё присутствовало в своей стати и обличьи, как если бы оно уже было в мире, в едином хранилище, где все души в мире уже облечены обличьем. И когда время наступает для них быть ниспосланными вниз в мир, Святой, да будет Он благословен, вызывает особого служителя, которого Он, Святой, да будет Он благословен, поставил отвечать за все души, нисходящие в мир. Он говорит ему: Ступай и приведи мне дух такого-то. В этот самый миг названная душа приходит, облекается в обличье мира сего, и служитель представляет душу Царю Святому. Святой, да будет Он благословен, беседует с душой и уверяет её, что нисходит она в мир для того, чтобы изучать Тору … А кто живёт в мире и не изучает Тору для того, чтобы приобрести знание о Нём, лучше для него было бы вовсе не появиться на свет - потому что только для изучения Торы Святой, да будет Он благословен, сотворил человека в этот мир.” I. Tishby, The Wisdom of the Zohar (3 vols.; London: The Littman Library of Jewish Civilization, 1989) 2.744-745. Близкие рассуждения можно найти в трактате «Авода Зара» Вавилонского Талмуда и «Книге Небесных Дворцов» («Сефер Хейхалот») где также говорится о фундаментальной важности изучения Торы и воспроизводится мотив ангельского кормчего всех душ. Описание, которое мы находим в «Книге Зогар», включает в себя также образ хранилища душ - образ этот сразу вызывает в памяти текст Второй книги Еноха, а именно понятия о первоначальном и конечном вместилищах душ - эоне Адоиле и эсхатологическом эоне, вобравшем в себя души праведников.
[32] Интересно, что Бамидбар Рабба  12, 12 описывает Метатрона как отвечающего за души праведных, отданных во искупление грехов Израиля: “Рабби Симон изъяснил: когда Святой, да будет Он благословен, велел Израилю поставить Скинию, то когда эта Скиния была воздвигнута, другая Скиния возникла в высоте. Это скиния Отрока (r(nh Nk#m) имя которому Метатрон, и он возносит ввысь души праведных, чтобы заступиться за Израиль во дни его изгнания.” Midrash Rabbah (10 vols.; London: Soncino Press, 1961) 5.482-3.



Previous post Next post
Up