Енох-Метатрон как Эсхатологический Светоносный Столп

Aug 08, 2010 13:30


Возможно что манихейские представления о Светоносном Столпе и Последнем Изваянии  базируются на раннеиудейских традициях. Так в Славянской Книге Еноха Праведного, раннем иудейском апокрифе, повествуется о Енохе-Метатроне как  об эсхатологическом Столпе Света. Вот некоторые мои размышления по поводу традиций встречаюшихся в Славянском Енохе. Они включают в себя отрывки из следующей статьи:

Андрей Орлов

Сосуды Света: Предание о Светоносном Веке
во Второй (славянской) книге Еноха[1]

(перевод с английского Александра Маркова)

В 25 главе[2] Второй (славянской) книги Еноха[3] Господь открывает перенесённому в иной мир герою, жившему ещё до Потопа, некоторые неведомые моменты таинства творения - эти подробности мы не найдём ни в ранних списках книги Еноха, ни в каких других еврейских источниках, относящихся к эпохе Второго Храма. Важнейший аспект этого откровения - исчисление порядка событий, предшествовавших творению видимого мира. Божество открывает созерцателю, что прежде всякого видимого творения Оно произвело из небытия светоносный эон Адоил, повелев ему стать основанием всех высочайших вещей. В этом отрывке описывается, как Адоил превратился в краеугольный камень творения, на котором Божество основало Свой Престол.
Выдающиеся исследователи иудейской мистики, такие как Гершом Шолем и Моше Идель, заметили, что это первоначальное перечисление в главе 25 порядка появления тварных вещей составляет параллель порядку эсхатологических событий, о которых рассказано в главе 65, где говорится, что Енох, вернувшись на землю на короткое время, поведал своим детям таинство последних времён.[4] Согласно наставлению Еноха, после страшного (последнего) суда время прекратит своё существование, и все праведники погрузятся в единый светоносный эон.[5] Описание этого окончательного эона показывает черты поразительного сходства с изображением первоначального эона Адоила, этого основания порядка последующего творения. Похоже, во Второй книге Еноха подчёркивается, что праведный Енох, перенесённый на небо и преобразившийся в светоносное небесное существо, стал начатком эсхатологического эона, в котором все праведники будут составлять одно событийное целое. 
В настоящей статье мы исследуем истоки представления о светоносном эоне в славянской версии этого апокалиптического сочинения, в связи с общей ролью Еноха в эсхатологическом восстановлении мира………….. 
    
Праведник как основание
Как мы уже говорили, в откровении о сотворении мира Адоил изображён как основание видимых вещей, как земных, так и небесных, включая самое место пребывание Божества - Его Престол.  С учётом явной параллели описаний первого и последнего эона, в составе эсхатологического эона также следует искать идею «основания». Хотя эта идея в данном случае не так явно выражена, как в рассказе о начале творения, целый ряд деталей непосредственно указывают на неё.
Комментируя отождествление последнего эона с праведниками, Моше Идель отмечает, что в еврейской мистике праведники часто изображаются как основание космического порядка. Исходя из этого отождествления, Идель предполагает, что и во Второй книге Еноха наличествует скрытая параллель между первоначальным и эсхатологическим эоном: эоном Адоилем и эоном праведных.
В монографии, посвящённый символизму столпов в еврейской мистике, Идель приводит отрывок из «Книги Бахир», в котором праведник представлен как столп, достигающий неба.
Существует столп от земли до неба, и имя ему Цадик [праведник], как мы и называем праведных людей. Когда в мире есть праведники, столп стоит твёрдо, а если нет, то он ослабевает. На этом столпе держится весь мир, ибо, как написано «праведные - основание мира». Но когда столп ослабевает, он не может поддерживать мир. Поэтому если в мире даже один праведник, на этом праведнике держится весь мир.[6]

Идель отмечает, что в этом отрывке слово «праведник» употреблено в двух смыслах: в мире существуют праведники, но также всегда существует космологический праведник, от наличия которого зависит само существование мира.[7]  Идель возводит такое понимание праведности как миродержательного начала к мистическому концепту, отразившемуся и в славянской версии Еноха, где «великий век, тождественный основанию мира, предназначен для праведных.”[8]
Идель обсуждает также традицию, переданную в трактате «Хагига» Вавилонского Талмуда 12b где праведник изображён не только как этическое, но и как космологическое условие существования мира:
Согласно учению Рабби Иосия сказал: Горе людям, которые видят, но не знают, что они видят, которые стоят, но не знают, на чём они стоят. На чём утверждена земля? На столпах. Поэтому и сказано: «Кто сдвинет землю с места её и столпы её поколеблет?» … Но мудрецы говорят: «Мир утверждён на двенадцати колоннах, почему и сказано: Он утвердил границы людям по числу колен чад Израиля. А некоторые говорят, что столпов семь, потому что сказано: И утвердила она столпов семь. Рабби Елеазар бен Шаммуя говорит: Мир утверждён на одном столпе, и имя ему «праведник», почему сказано: «Праведник - основание мира».[9]

Конечно, можно попытаться свести эти высказывания учителей к простому указанию на то, что нравственное поведение поддерживает правильный порядок всех мировых дел. Но Идель замечает, что отрывок из «Хагиги» Вавилонского Талмуда говорит не о моральном, а именно о космическом благоустроении. Он замечает: «отрывок из Хагиги - это краткое, но исключительно знаменательное рассуждение, представляет собой часть мифопоэтической космологии, а вовсе не набор указаний на бытовое благочестивое поведение. Если говорить точнее, основным контекстом обсуждения является космология, и вопрос о моральных требованиях к праведнику становится побочным.”[10]
Важным моментом в «Хагиге» является представление о седмеричной структуре основания мира.[11] Поэтому замечательно, что пространная редакция Второй книги Еноха (2 Енох. 66, 8) настаивает на сплошной седмеричности последнего эона. Такое откровенное предпочтение седмицы как организующего принципа этого последнего эона можно считать параллелью к позднейшей раввинистической традиции, говорящей о семи столпах, на которых утверждена земля…..[12] 
  --------------------------------------------------------------------------
[1] Перевод с английского языка выполнен Александром Марковым по следующей публикации: A. Orlov, "The Pillar of the World: The Eschatological Role of the Seventh Antediluvian Hero in 2 (Slavonic) Enoch," Henoch 30.1 (2008) 119-135.
[2] Здесь и далее я следую общепринятому разделению на главы и стихи сделанному Френсисом Андерсеном в его английском переводе Второй книги Еноха: F. Andersen, «2 (Slavonic Apocalypse of) Enoch», The Old Testament Pseudepigrapha (2 vols.; ed. J.H. Charlesworth; New York: Doubleday, 1985 [1983]) 1.102-221.
[3] Этот текст известен в славянской традиции как «Книга Еноха Праведного».
[4] G. Scholem, On the Mystical Shape of the Godhead: Basic Concepts in Kabbalah (New York: Schocken, 1991) 98-101; M. Idel, Ascensions on High in Jewish Mysticism: Pillars, Lines, Ladders (Past Incorporated. CEU Studies in Humanities, 2; Budapest: Central European University Press, 2005) 75ff.
[5] Вот что говорится в краткой редакции (2 Енох. 65, 1-11):  
Отвѣща Енохъ к людемъ своим, глаголя: «Слышите, чада моя. Преже, да иже вся не бышя, преже, да иже не оста вся тварь, постави Господь вѣка тварнаго, и по томъ сътвори всю тварь свою, видимую и невидимую, и по том же всѣм созда человѣка по образу своему, и вложи ему очи видѣти, и уши слышати, и сердце помышляти, и умъ съвѣтовати. Тогда разрѣши Господь вѣк человѣка ради, и раздѣли на времена и на часы, да размышляетъ человѣкъ временъ прѣмѣны, и конца зачала лѣтъ, и конци мѣсяць, и дний, час, и дасть свою жизнь и смерть. Егда скончает ся вся тварь, юже сотвори Господь, и всякъ человѣкъ идетъ на Суд Господень Великый, тогда времена погибнут, и лѣтъ к тому не будетъ, ни мѣсяци, ни дни, и часа к тому не почтут ся, но станетъ вѣкъ единъ. И вси праведници, иже убѣгнутъ суда великаго Господня, прикупят ся Вѣцѣ Велицѣмъ, купно прикупят ся праведницѣх, и будутъ вѣчнѣи. К тому не будетъ в них труда, ни болѣзни, ни скорби, ни чааниа нужна, ни усилиа, ни нощи, ни тмы, но свѣтъ великъ будет имъ выину. И стѣна неразорима, и рай великъ будетъ имъ кровъ жилища вѣчна. Блажени праведници, иже избѣжать Суда Великаго Господня, зане просвѣтят ся лица яко солнце.»
Патриарх начинает своё повествование с отсылки к важнейшей теме первоначального эона, уже известной читателю из передачи откровения в гл. 25. Первичные события бытия, и составляющие содержание этого откровения, поставлены в соответствие с теми событиями, которые будут сменять друг друга в последние времена. Согласно Книге Еноха, последним действом будет восстановление целостности творения: всё творение будет вмещено в единый эон, вобравший в себя всех праведников мира. Как сказано в тексте апокрифа:  “И все праведники, которые избегнут наказания Господнего великого, соединятся в Веке Великом.” Это окончательное включение всего творения в единый эон вызывает в памяти изначальный распад целостности Адоила, некогда давшего рождение множеству тварных форм. В приведённом отрывке описывается тотальная катастрофа пространственного и временного устройства, благодаря чему “исчезнут времена, и лет больше не будет, и ни месяцы, ни дни, ни часы более не будут сосчитываться, но настанет век единый.”
[6] The Book of Bahir (ed. D. Abrams; Los Angeles: The Cherub Press, 1994) 160-61.
[7] Idel, Ascensions on High in Jewish Mysticism, 80.
[8] Idel, Ascensions on High in Jewish Mysticism, 81.
[9] Бавли Хагига 12b.
[10] Idel, Ascensions on High in Jewish Mysticism, 75.
[11] Отрывок из книги Зогар также говорит о семи столпах, на которых держится творение. Зогар I.231 говорит следующее: “Рабби Иосия начал свою речь с цитаты ‘Когда его основания были утвержены?’ (Иов. 38, 6). Этот стих был произнесён Святым, да будет Он благословен, потому что когда Он сотворил мир, Он сотворил его на столпах - семи столпах мира, как сказано: «Она утвердила семь столпов (Прит. 9, 1). Но никому не известно, на чём утверждены эти семь столпов, потому что это глубочайшая тайна, самая сокровенная из всех”  I. Tishby, The Wisdom of the Zohar: Anthology of Texts (3 vols.; London: The Littman Library of Jewish Civilization, 1994) 2.571. Далее в Зогаре камень основания творения, стоящий в центре мира и представляющий из себя основу любой вещи или дела, определяется как «основание и поддержание мира» и описывается как семиочитая сущность: «Прииди и виждь. Семь очей у этого камня, как сказано: на одном камне семь очей (Зекх. 3, 9).” Tishby, The Wisdom of the Zohar, 2.572.
[12] Idel, Ascensions on High in Jewish Mysticism, 75.



Previous post Next post
Up