"Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий." (Козьма Прутков)
В культурах различных древних цивилизаций считалось, что буквы языка являются магическими символами, и, комбинируя их и соответствующие им числа, можно не только узнать будущее, но и повлиять на него.
От себя могу добавить, что комбинирование букв не только влияет на реальность, но и позволяет проникать в скрытый смысл объектов, выявляя их потенциальные возможности. Этими знаниями и обладал Михаил Афанасьевич Булгаков.
Рассмотрим применение этого метода на примере его знаменитого романа - «Мастер и Маргарита»:
- Вы хотите курить, как я вижу? - неожиданно обратился к Бездомному неизвестный, - вы какие предпочитаете?
- А у вас разные, что ли, есть? - мрачно спросил поэт, у которого папиросы кончились.
- Какие предпочитаете? - повторил неизвестный.
- Ну, «Нашу марку», - злобно ответил Бездомный.
Незнакомец немедленно вытащил из кармана портсигар и предложил его Бездомному:
- «Наша марка».
Обратим наше внимание на название сигарет, предложенных Ивану, и на внутренний скрытый смысл, заложенный в структуру этого понятия:
НАША МАРКА = НАША КАРМА
Посмотрим, каким образом понятие «карма» связано с персонажем, которому предложили сигареты:
ИВАН = ВИНА
Как реагирует наш герой, на сделанное ему предложение? Его первая реакция охарактеризована как "мрачно". А ведь именно это состояние содержится во вновь выявленном выше понятии:
КАРМА = МРАК "А"
(в дальнейшем мы увидим, как это "А" сыграет свою роковую роль)
Следующее состояние нашего героя уже оценивается как "злобное", и этот нюанс отражается в другом персонаже, находящимся рядом с Иваном:
БЕРЛИОЗ = БЕРИ ЗЛО
- обнаруживая тем самым, как кармическая(причинно-следственная)связь приводит к закономерному итогу.
« Михаил Александрович так и попятился, но утешил себя тем соображением, что это глупое совпадение и что вообще сейчас об этом некогда размышлять »
Ну, а мы продолжаем размышлять, т.к. и сам автор в лице своих героев намекает, - что случайного ничего не бывает…
« Кирпич ни с того ни с сего, - внушительно перебил неизвестный, -
никому и никогда на голову не свалится »
Итак, помните, кто направил Берлиоза к турникету в тот роковой для него день?
"Турникет ищете, гражданин? - треснувшим тенором осведомился
клетчатый тип, сюда пожалуйте! Прямо и выйдете куда надо..."
КОРОВЬЕВ - ФАГОТ = В ЕГО "ФАТО" - КРОВЬ
Fato (итал.) - рок, судьба
(Попутно замечу, что все языки связаны между собой и имеют один общий источник - праязык.)
"Берлиоз не стал слушать попрошайку и ломаку регента, подбежал к турникету и взялся за него рукой. Повернув его, он уже собирался шагнуть на рельсы, как в лицо ему брызнул красный и белый свет: загорелась в стеклянном ящике надпись "Берегись трамвая!"
БЕРЕГИСЬ ТРАМВАЯ = БЕРЕГИСЬ «Я» - ТРАВМА
Что же это за «Я», которого надо остерегаться?.. За ответом на этот вопрос обратимся к эпиграфу романа:
"Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо"
Хм… " Что наша жизнь? Игра! "
И не просто «Игра», а этакая - «Спортивная Игра»… Этот скрытый смысл в заложен в то, что предложили Ивану:
"И редактора и поэта не столько поразило то, что нашлась в портсигаре именно "Наша марка", сколько сам портсигар. Он был громадных размеров, червонного золота, и на крышке его при открывании сверкнул синим и белым огнем бриллиантовый треугольник"
ПОРТСИГАР = СПОРТ - ИГРА
А что в портсигаре?
СИГАРЕТЫ = ИГРЫ «СЕТА»
Кто такой «Сет»?
Сет - в древнеегипетской мифологии бог ярости, песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти. Первоначально почитался как «защитник солнца-Ра» , покровитель царской власти, его имя входило в титулы и имена ряда фараонов. Сет - бог-воин с красными жгучими глазами, единственный из всех, кто способен одолеть во тьме змея Апопа, олицетворяющего мрак и жаждущего поработить Ра в тёмных глубинах подземного Нила. Позже был демонизирован, стал антагонистом в дуалистичной борьбе Гора и Сета, персонификацией мирового зла, сатаной.
Какое соотношение скрыто в Иване и Портсигаре?
ИВАН - ПОРТСИГАР = ИГРА - ПРОТИВ НАС
И если учесть, какая часть силы над всем этим стоит («Я») - получается такая вот «спортивная игра»:
ИВАН, ПОРТСИГАР И «Я» = СПОРТИВНАЯ ИГРА
Идём далее, куда угодила Голова Берлиоза?
ГОЛОВА = В ЛОГО "А"
Где находится это «лого», разве не в трамвае с литерой "А"?
И не это же "А" содержится в обнаруженном ранее понятии:
КАРМА = МРАК "А"
Что потом произошло?
ТРАМВАЙ "А" = АЙ! ТРАВМА
И в итоге голова оказывается на балу:
ГОЛОВА БЕРЛИОЗА = И БАЛ «ГОЛОВОРЕЗА»
" - Михаил Александрович, ... - Все сбылось, не правда ли? ... Это - факт. А факт - самая упрямая в мире вещь"
По всей вероятности, за основу сюжета появления на блюде отрезанной головы Берлиоза на Великом бале у сатаны, был принят библейский рассказ о Саломее, которая за свой блестяще исполненный танец потребовала подать ей на серебряном блюде голову Иоанна Крестителя.
Знаменитая фраза «Аннушка уже пролила масло…», предшествующая усекновению головы Берлиоза - ассоциируется с фатальностью предстоящих событий, их неизбежностью. То же самое произошло и с Иоанном Крестителем, оказавшимся заложником неосторожного обещания, данного царём Иродом Саломее - выполнить всё, что ей будет угодно, за исполненный ею танец.
Итак, внешней (видимой) причиной усекновения головы, в случае с Иоанном Крестителем, стала Саломея - в результате данного ей неосторожного обещания. А в случае с Берлиозом, этой причиной стало "масло" - в результате неосторожного с ним обращения.
А теперь посмотрим, как «Великий комбинатор» зашифровал эти смысловые параллели:
САЛОМЕЯ = ЕЯ «МАСЛО» !!!
Ея - Искусственно-книжное Произношение формы род. п. ед. ч. от она (вм. живого произношения "её"), возникшее вследствие того, что эта форма до реформы орфографии 1917 г. писалась "ея" в отличие от. вин. пад., писавшегося "её".
(Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков)
Получается так, что "аннушкино масло" не случайно сыграло роковую роль в судьбе Берлиоза:
АННУШКИНО МАСЛО - СУДЬБА "Я" = О, СЛОМАННАЯ СУДЬБИНУШКА
Плохая карма ведёт на «дно», к своему «ловцу»…
ВОЛАНД = ЛОВ "ДНА"
Ну, а кто же в романе символизирует противовес "дну"?.. Ответ как будто бы очевиден - бродячий философ Иешуа по прозвищу «Га-Ноцри».
А что нам говорит наука о комбинировании букв? Какое странное «совпадение», не правда ли?..
ГА-НОЦРИ = ГОРНИЦА
Горница, этимология - происходит от др.-русск. горьнь «верхний, горний», далее от гора.
Горнее место является обозначением таинственного присутствия Бога и сослужащих ему.
ИЕШУА ГА НОЦРИ = ЦЕНИ ГОРУ «АИША» (арабск. - жизнь)
Почему он пришёл именно в Ершалаим? Не потому ли, что там мешали Свету-Солнцу(«РА»)?..
ЕРШАЛАИМ = МЕШАЛИ «РА»
«Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город… …Пропал Ершалаим - великий город, как будто не существовал на свете. Все пожрала тьма, напугавшая все живое в Ершалаиме и его окрестностях»
И, наконец... о самом авторе и его произведении. Посмотрим, какой внутренний (мистический) смысл несёт в себе его название:
Михаил Булгаков, роман "Мастер и Маргарита" =
= Мастер "ТАРО" и анаграмм - лихо буквами играл!
Ни для кого не секрет, что автор был посвящён в древние знания и знаком с символической системой «ТАРО», включающей в себя и каббалу, - одним из разделов которой является наука о комбинировании букв.
"Жизнь Берлиоза складывалась так, что к необыкновенным явлениям он не привык. Еще более побледнев, он вытаращил глаза и в смятении подумал:
"Этого не может быть!.."
***
" Эмбрион человека, развиваясь, повторяет все ступени эволюции - и в каждом человеке в неявной форме заключена история жизни на Земле. Точно так же в элементах языков заключены идеи и представления,о которых мы часто не имеем понятия..."
Виктор Пелевин.
P.S. При составлении вышеприведённой анаграммы, впрочем, как и всех остальных, мною не было ни добавлено, ни убавлено, ни одной буквы. Повторы букв также исключены. Ловкость букв и никакого мошенничества, вот главный принцип, которого я придерживаюсь при построении анаграмм. Многолетний опыт этимологических исследований и развитие интуиции - приносят свои плоды в этом направлении.