Продолжение приключений с хмонгами в лаосской деревне Ban52.
Предыдущая запись
здесь. Хмонгский шаман с барабаном
Пока Сайонг отлучился куда-то, я пробую общаться с стоящей рядом молодой девушкой с ребенком в слинге на спине. Интересная и милая хлюас, жена чья-то. Она от удивления почти ничего не говорит, а только улыбается, скромно переглядываясь с остальными женщинами, и произносит «да-да» - yog mas, yog mas (йо-ма) на своем языке.
Хлюас с ребенком
Внезапно меня сзади по-дружески за плечи берет появившийся наконец-то улыбающийся Сайонг.
- Как ты, нормально? Я ходил в соседний дом к друзьям. Ты можешь сравнить ритуал похорон с тем, как это принято у вас, - говорит он.
Загадочный блеск покрасневших глаз Сайонга и легкая неестественность поведения с подтормаживанием произносимых фраз. Видимо, уже успел курнуть чего-то во время своего отсутствия.
- Я тоже хочу, - говорю ему, улыбаясь.
- Хорошо, идем, - и уводит меня в соседний дом.
На полу на плетеной вышитой узорами синей циновке сидят четверо хмонгов и по очереди, затягиваясь, передают друг другу большую бамбуковую курительную трубку-бульбулятор. Улыбаются, приветствуют и протягивают мне. Делаю пару затяжек и передаю следующему по кругу, потом еще пару раз. Какой-то непонятный слегка удушливый сладковато-терпкий дым, что это?
- Там смесь трав разных и yeeb tshuaj - улыбаясь произносит Сайонг. - Много не кури, идем.
Возвращаемся в дом с покойником. В наше отсутствие ночная часть ритуала уже началась.
У открытого гроба девочки продолжают всхлипывать, вращая над телом умершей дымящие ароматные палочки и миски с рисом, в которые вставлены по куриному яйцу. Маленькие дети, улыбаясь, наблюдают внимательно за происходящим, перенимая опыт архаичных традиций. Они всегда присутствуют наблюдая за взрослыми, мотая на ус, удовлетворяя свое любопытство.
Старейшина деревни ритмично и монотонно громко стучит палочками в барабан. Одной палочкой - в мембрану барабана, другой - в деревянное ребро корпуса, извлекая сдвоенный звук с частотой около 4-5 ударов в секунду. Шаман и еще двое мужчин играют на канах (qeej) танцуя с ними в руках, и обходя всю комнату перед сидящими вдоль стен людьми. Они то подпрыгивают с этими канами в руках, то приседают, то вертятся как волчки, ловко перебрасывая их под ногами не переставая играть, как фокусники.
Я с Сайонгом стою как зомби у стены, улыбаясь, поддерживая веселую атмосферу похорон, как это положено по традиции, в отличи от нашей.
Периодически темп и мелодия барабанной дроби меняется. Успеваю насчитать три разновидности барабанной боя, прежде чем внезапно понял, что уже путаюсь в бесконечных быстро роящихся и сменяющих друг друга в голове мыслях, а кровь приливает к лицу, и возникает странное попеременное ощущение то ледяного холода, то жара в отдельных частях моих рук и ног.
Сайонг берет у шамана кан и говорит мне, что он сейчас сыграет и станцует на нем специально для меня, как для гостя. Сайонг с большущим каном в руках пустился в пляс... Ловкие натренированные вращения телом, перехваты кана руками, покачивания и приседания, настоящий кан-плеер.
Кан (qeej) музыкальный инструмент хмонгов
Сайонг Ву пляшет с каном
Qeej
Еще миг и вижу себя уже стоящим вместо старейшины деревни и колотящим в барабан. Чувство необычного опьянения нарастает, сопровождая ощущение единения с присутствующими.
- Надо колотить и одновременно поворачиваться вокруг своей оси, - говорит мне хмонгский молодой паренек, стоящий рядом.
Пробую, колочу в барабан, вращаюсь, смеюсь, пока Сайонг играет на кане. Чувствую, что пространство вокруг меня сильно искажено, в ногах какая-то дрожь. Кружиться с барабанными палочками удается с трудом. Присутствующие оживленно о чем-то общаются, смеются, издают громкие подбадривающие возгласы, а у гроба ревут девицы.
Всевозможные ощущаемые оттенки красок звуковых «цветов» голосов, плача девиц, барабана, смеха гостей и мелодии канов сплелись в толстый жгут жестких странных ощущений. Сочная, рельефная необычность остро впивается в мои органы чувств, подбираясь к мозгу. Перед лицом все поплыло в насыщенных красках и я вдруг отключаюсь, проваливаясь куда-то в пустоту...
Продолжение...