Узбекистан. Самарканд. Достопримечательности города.

Aug 07, 2013 11:49

Несколько раз посчастливилось побывать в древнем Самарканде. Самарканду насчитывается более 2750 лет. Хоть и банально скажу - удивительной красоты город с богатой историей. Архитектура поражает своей красотой. Каждый раз город выглядел в моих глазах по-новому.

1. Регистан - украшение Центральной Азии, одна из великолепнейших площадей мира, которая находится в центре старого Самарканда. Каждый, кому посчастливилось оказаться здесь, не может остаться равнодушным к этой величественной красоте.
Бытует легенда, что с начала XV века и вплоть до начала века XX на площади проходили публичные казни, и, чтобы кровь лучше впитывалась и не была заметна, земля была усыпана песком. Поэтому площадь и назвали Регистан («рег» - песок и «стан» - место) - место, покрытое песком.



2. Медресе Тилля Кари. (1646-1660 г) Главный фасад медресе выполнен в бухарском стиле. Он состоит из центрального портала и двухъярусных фронтальных крыльев с арочными нишами выходящих на площадь 16-ти худжр (по восемь с каждой стороны и по четыре в ярусе). Симметрия фасада подчёркнута угловыми башнями-гульдаста, которые одновременно могут выполнять функции минаретов. Главный входной портал прорезан глубокой пятигранной нишей с тремя проходами.


3. Медресе Шердор ("Обитель львов") назвали так из-за изображенного на портале символа власти в Самарканде - барсов с солнцем на спине и большой свастики, в которой на особом арабском шрифте вписано "Господь Всемогущ!". Строилось медресе почти 17 лет (1619-1636 гг.)



4. Мавзолей Гур-Эмир это однокупольное здание со склепом. Он известен простотой конструкции и торжественной монументальностью архитектуры. Восьмигранное здание мавзолея несет на себе цилиндрический барабан, покрытый огромным голубым рифленым куполом.


5. Внешняя сторона стены отделана голубыми, светло-голубыми и белыми плитками, объединенными в геометрический и эпиграфический орнамент на фоне кирпичей терракотового цвета. Купол ярко синего цвета с глубокими розетками и белыми вкраплениями, диаметр его 15 метров, а высота 12,5 метров. Большие выемки придают куполу изумительную выразительность.


6. Гур-Эмир (переводится как "гробница эмира", "могила повелителя")


7. Это усыпальница Тимуридов, шедевр зодчества Средней Азии, место захоронения Амира Тимура, двух его сыновей - Шахруха и Мираншаха, его внуков, Мухаммед-Султана и великого астронома Улугбека, а также духовного наставника Тимура, мусульманского шейха из Медины Мир Сейид Береке и некого Шаха-Ходжа. В самом центре мавзолея находится могильная плита из большого куска темно-зелёного нефрита. Раньше этот камень служил местом поклонения во дворце Китайских императоров и как трон Кабек Хана (потомка Чингизхана). Надпись на надгробном камне гласит: «Всякий, кто нарушит мой покой в этой жизни или в следующей, будет подвергнут страданиям и погибнет». Экскурсоводы часто забывают сказать, что настоящие могилы не те, которые они показывают, а те которые под землей За отдельную плату можно посмотреть настоящие могилы, но из-за ограниченности во времени мы не спустились в подземелье.


8. Внутренняя отделка поражает своей монументальностью. Роскошь декоративного покрытия, насыщенность синего и золотого цветов.


9. Стены выполнены в виде огромного алебастрового панно с узором из звезд, купол и арка ослепляют красотой рельефных выступов из покрытого цветочным орнаментом папье-маше.


10.



11. Ансамбль Шахи-Зинда одно из всемирно известных древних захоронений Центральной Азии, которое включает в себя мавзолеи и другие культовые здания 11-14, и 19 веков. Ансамбль расположен на северо-востоке Самарканда. Название Шахи-Зинда, означающее «Живой Царь», связано с легендой о двоюродном брате пророка Мухаммеда, Кусам ибн Аббасе, похороненном здесь. Якобы он пришел в Самарканд с арабскими завоевателями в 7 веке, чтобы проповедовать ислам. Народные легенды говорят о том, что он был обезглавлен за веру. Но он взял свою голову и спустился в глубокий колодец, где и живет, по сей день.


12. Как только человек проходит под входным порталом Шахи-Зинды, пред ним открывается мир легенд и тайн.
В самом начале комплекса перед посетителями предстает 40-ступенчатая лестница, которая олицетворяет путь покаяния и молитв. Связанное с ней предание до сих пор живо в сердцах людей. Каждый посетитель Шахи-Зинды, будь то верующий или турист, обязательно начинает считать ступени, поднимаясь вверх и спускаясь вниз.


13. Легенда гласит, что если число при подъёме и спуске совпадёт, то человека можно считать очищенным от грехов, поэтому сегодня посторонний наблюдатель может с интересом наблюдать, как многочисленные посетители комплекса усердно пересчитывают ступени. И многие, спускаясь, насчитывают уже только 39 ступеней. И остаются в полном недоумении. А дело в том, что они не учитывают ту ступеньку, на которой стоят в самом верху.


14. Цветные глазурованные облицовки "Шахи-Зинда" уникальны. Но не только они свидетельствуют о талантливости создателей ансамбля. Сменявшие друг друга в течение столетия, работавшие над разными зданиями, строители сумели с большим художественным тактом объединить здания в единый архитектурный ансамбль.


15. Все стены покрыты цитатами из Корана. С большой фантазией украшены наружные и дворовые фасады: великолепие драгоценных мозаик, ребристые бирюзовые купола и облицовка из глазурованного кирпича привлекают к стенам множество туристов.


16. Нет предела фантазии керамистов в комбинации разнообразных облицовок среди которых: резная поливная терракота, рельефная и росписная майолика, резная мозаика в сочетаниях элементов рисунка.


17.


18.


19.


20.


21.


22. Внутренняя отделка стен поражает своим разнообразием.


23.


24.



Продолжаем прогулку по Самарканду.

25. Соборная мечеть Биби-Ханум.



26. Предание рассказывает, что любимая жена Тимура Биби-Ханум решила воздвигнуть эту мечеть как дар своему повелителю ко времени его возвращения из очередного победоносного похода.  Для строительства был приглашен самый лучший в империи Тимура архитектор. Плененный красотой молодой царицы, он безумно полюбил ее. Когда строительство мечети уже близилось к концу, и возвращения Тимура ждали уже со дня на день, зодчий заявил царице, что достроит мечеть только при условии, если царица разрешит ему поцеловать ее. Рассудительная Биби-ханум, сопротивляясь, убеждала его, что женщины все одинаковы:

"...Смотри: два крашенных яйца,
Что одинаковы внутри, но разные с лица.
Такие ж женщины. Закрой глаза - не отличишь!
Рабынь прекрасных подарю тебе. Ну не молчи!
Ей архитектор отвечал: Права ль ты? Но в одном.
Возьму бокала два: с водой, второй бокал - с вином..."

Ничто не помогало! Поколебавшись, царица согласилась - но только через подушку! Однако поцелуй зодчего был так горяч, что прожег подушку и отпечатался на нежной щеке молодой царицы, оставив след. Когда Тимур прибыл в Самарканд, он был потрясен красотой мечети но, целуя жену, он заметил след на ее щеке. Биби-Ханум во всем призналась. Разгневанный Тимур приказал немедленно отыскать и казнить зодчего, но тот, сделав крылья, забрался на вершину минарета и улетел.


В этой легенде вымысел переплетается с подлинными историческими фактами. Строительство мечети, действительно, велось в отсутствие Тимура, который находился в походах, хотя распоряжение о постройке мечети Тимур отдал лично в 1399 году, вернувшись с богатой добычей из Индии. Месторасположение будущей мечети выбирал сам Тимур. В строительстве были задействованы мастера из различных стран: Индии, Ирана, Хорезма, Золотой Орды. За постройкой на самом деле наблюдала его жена, только звали ее Сарай-Мульк-ханум, была она не юной красавицей, а довольно пожилой женщиной, и строила не саму мечеть, а стоящее напротив медресе. А за постройкой мечети Тимур поручил надзирать двум вельможам, которые не очень добросовестно отнеслись к этому поручению, за что и были впоследствии казнены. И архитектор, строивший мечеть, был не один - Тимур привлек к ее постройке лучших специалистов со всех концов своей огромной империи. К сентябрю 1404 года основная часть комплекса была уже построена. Во дворе мечети могли одновременно молиться 10 тысяч человек.

27. В центре двора до сих пор стоит изготовленный при Улугбеке мраморный пюпитр для священного Корана гигантских размеров. Надпись на мраморном пюпитре - гигантской подставке для Корана подписана: "Великий Султан, милостивший хакан, блюститель секты Ханафийской, чистейший султан, сын султана, удовлетворитель мира и веры Улугбек Гураган". Говорят, то если загадать желание и обойти пюпитр вокруг, желание обязательно исполнится.


28. До наших дней уцелело 5 строений: портал; напротив него, в глубине двора большие мечети; по сторонам - малые мечети; минарет. Одна из характерных особенностей архитектурных ансамблей этого периода - огромные размеры и пропорциональность, соразмерность композиционных частей ансамбля.


29.


30.


31.


32. Мечеть была построена с большим размахом, но без учета землетрясений при подобном увеличении размеров. Несмотря на глубокие фундаменты из рваного камня, огромные массивы кирпичных кладок в стенах, толщина которых достигает пяти метров, уже при жизни Тимура на молящихся из треснувшего купола сыпались камни.


33.


34.



35. Нам посоветовали еще посетить собор святителя Алексия, Митрополита Московского. И мы об этом конечно не пожалели.
Приход храма образован в 1912 году, воссоздан в 1992 году. Проект собора был разработан петербургским архитектором Ф. Смирновым. Свято-Алексиевский собор находился на территории военного городка. После вывода воинской части, собор был передан на баланс госмузея-заповедника.


36.


37.


38.  Нам повезло, людей в соборе не было и мы смогли спокойно без суеты рассмотреть внутреннее убранство собора.


39.



40. Обсерватория Улугбека. (1417-1420 г.)
Приехали вечером. Уже было достаточно темно. Удалось сделать только несколько фотографий. Они получились не очень качественные, но хоть малейшее представление, как выглядит обсерватория увидеть можно.


41. Вид сохранившейся части главного инструмента обсерватории Улугбека.

Самарканд, город, Узбекистан, welcome

Previous post Next post
Up