Слово об Илионе, или закоулками древних

Sep 18, 2011 12:28


                       ''В них (поэмах Гомера) Греция, вступая на порог истории, прощается с царством сказки''
                                                                                                                                                                                                                                                                                       (М.Гаспаров, ''Занимательная Греция'')

После тяжеловесно-генеалогичной ''Теогонии'' Гесиода читать гомеровский эпос в переводе Гнедича мне было немного попроще. В свой книге ''Занимательная Греция'' М.Гаспаров говорит о том, что язык Гомера называем более простым, чем язык Гесиода. Хотя не потерять нить событий всё равно очень сложно, но монументальный древнереческий эпос о взятии Трои показался мне более... современным, что ли...

Может. это связано с тематикой?
За три, или сколько-то там тысячи лет основные темы произведения оставались и остаются главными для человечества. Это актуальные мотивы предначертанности, предательства, обиды, прелюбодеяния, дружбы, войны и т.д. Вместе с тем это особая материя, особая ткань повествования, отражающая познание древними греками окружающего мира.
Не может не радовать то, что гомеровский эпос показывает познание мира через человекообразие богов, через идею антропоморфности, это возвышало человека. И убеждало его в том, что он сам,возможно, может возводить свой род к мифологическим героям, тому же Приаму или Одиссею. Эту простую и в то же время парадоксальную нам, сегодняшним людям, мысль я прочитала у того же Гаспарова. Трудность прочтения ''Илиады'' и заключается, на мой взгляд, в несознательной неспособности понять картину греческого мироздания. Слишком ничтожна и незначительна роль мифа в нашей жизни двадцать первого века.
Что же такое ''Илиада''? Попытка полулегендарного аэда-сказителя объять необъятное, дать картину жизни через единую цепь. И детали причудливой ''мировой'' мозаики удивительно прилегают друг к другу: так, и богам, и людям, и героям у Гомера присущ страх. Но насколько удивительным кажется портрет раненной в запястье Афродиты, которая пришла ''поплакаться'', пожаловаться матери. В отдельных эпитетах, конечно,  присутствуют отголоски понимания богов как нечеловеческих чудищ. Это их мощь, которая может спасти сына олимпийской богини от самой Смерти, или же уничтожить смертного. Но похожи ли Афина и Арес, сидящие на дереве над полем боя, на страшных воителей? Ответ очевиден. Нет.
''Илиада'' удивительна еще и тем, что некий уровень абстракции (боги, люди, противостояние,  обобщенный характер) неотделим от описательной подробности и судеб каждого отдельно взятого персонажа. Это монументальная историческая картина, живое полотно, которое движется, перетекает, вспыхивает ярким пламенем и навсегда становится частью реальной истории. В.Вересаев назвал это ''внутренним движением, пафосом и энергией, которыми дышит поэма''.
К сожалению, уложиться в заданный объём у меня не вышло, поэтому своё жалкое подобие краткого пересказа выложу в следующей записи. Постараюсь хоть чуть-чуть приблизиться к пониманию произведения, хотя задача и кажется мне почти неразрешимой=((

Previous post Next post
Up