Бонская Богадельня (Les Hospices de Beaune)

Jul 30, 2014 13:34

Бонская богадельня - «Les Hospices de Beaune» (или Отель-Дьё / Hostel-Dieu (дом Господень) - историческая и архитектурная жемчужина Бона, его символ.




Расположенная в самом центре города Богадельня привлекает внимание не только своими готическими шпилями и разноцветной кровлей, но и уникальной историей строительства. Здание Бонской Богадельни, не имеет себе равных на территории Европы ни по размерам воздвигнутого сооружения, ни по великолепию и роскоши. Уличный фасад больницы под этой сияющей крышей строг, но посредине возносится в небо тридцатиметровый острый шпиль.



Предназначалась она для бедных. Поражает также и то, что хоспис является действующим и до сих пор, за исключением главного исторического здания, которое около 50 лет назад преобразовали в музей.



Никого не оставляет равнодушным человеческий подвиг идейного вдохновителя создания госпиталя Николя Ролина и его супруги Гигонь де Салин (Guigone de Salins).






116 лет между Англией и Францией шла война, получившая в истории название столетней войны. Поводом к ней послужили споры о престолонаследии. Дело в том, что король Франции Филипп Красивый (династия Капетингов) оставил после себя трех сыновей и дочь. Дочь, Изабеллу французскую, выдали замуж за английского короля Эдуарда II (сына Эдуарда I, покорившего Шотландию и Уэльс). От этого союза родился наследник - будущий Эдуард III. После смерти Филиппа Красивого один за другим трое его сыновей наследовали друг другу, при этом из-за смертей часто сменяясь. И вот после смерти третьего сына возник вопрос, кому принадлежит французский престол: старшему брату короля Филиппа Красивого (трое  сыновей которого не оставили после себя наследников мужского пола), либо его внуку - прямому наследнику по линии Капетингов - но уже королю Англии, Эдуарду III...
Король Франции Филипп Красивый (1268 - 1314 гг.)



После столетней франко-английской войны, когда было подписано Арраское соглашение (le traité d’Arras) о перемирии в 1435 г. между герцогом Бургундии (Бургундия была сторонником Англии) Филиппом Добрым (Philippe le Bon, 1396-1467) и королем Франции Карлом VII (Charles VII, 1403-1462), многие города и села Бургундии были разорены. На дорогах разбойничали банды нищих и мародеров. От голода умирали тысячи людей. Были даже зафиксированы случаи каннибализма.



Именно в это непростое для Бургундии время, в 1441 г., Николя Ролин (Nicolas Rolin, 1376-1462), канцлер герцога бургундского Филиппа Доброго, предложил построить госпиталь для бедных, больных, и паломников направляющихся в Сантьяго де Компостела (Saint-Jacques- de-Compostelle). Здание задумывалось построить как «Дворец для бедных». Ничто в нем не должно было уступать дворцам королевских вельмож ни по своей архитектуре, ни по своему внутреннему убранству и декору.



Деньги, по тем временам огромную сумму, на постройку небывалого до сих пор сооружения выделил сам канцлер Николя Ролин.



На архитектуру Бонского госпиталя повлиял тот любопытный факт, что в 15 веке Фландрия входила в состав Бургундского княжества. И Николя Ролин, будучи государственным чиновником, частенько наведывался по делам во Фландрию. Там он и взял за архитектурный прототип для постройки будущего «Дворца для бедных» здание госпиталя святого Якова в Валансьене (Valenciennes).






За постройку госпиталя отвечали Жан Рато (Jean Ratheau) и Гийом Ля Рат (Guillaume La Rathe ) - французы! Ибо считается, что сам отель Дьё построили фламандцы.



Здание было воздвигнуто за короткое для той эпохи время, - 8 лет!






Бонская богадельня стала главным делом жизни Николя Ролина и его последней супруги Гигонь де Салин (Guigone de Salins), от которой он унаследовал в качестве приданного громадные земельные угодья. Ей же он посвятил девиз хосписа - "Seule" («Единственная»), которым выложен кафельный пол в главном зале. Позднее этот девиз стал совместным, означавшим их общее дело.









Правда доброта и меценатство канцлера вызывает множество вопросов, на которые и сегодня трудно ответить.
Возможно, что Николя Ролин, искал свое спасение и прощение перед Богом и смертными мира сего в постройке «Дворца для Бедных». Никто не знает, как канцлеру удалось сколотить громадное состояние, когда Франция и Бургундия погрязли в междоусобных распрях и в войне с Англией.



Имущество Николя Ролина оценивалось по тому времени в огромную сумму. Помимо денег и ренты, канцлер владел 25-ью замками и многими землями и виноградниками.
Получив индульгенцию от папы Римского Евгения IV и одобрения герцога Бургундии Филлипа Доброго, который освободил будущий госпиталь от всех пошлин и налогов, Николя Ролин в 1443 г приступил к постройке Бонского Хосписа.



Пока возводилось здание, канцлер Ролин работал над уставом Богадельни, определяя нормы и статьи будущего госпиталя. В Уставе была статья, согласно которой управлять госпиталем должны были только наследники Ролинов. Предсмертная воля канцлера выполнялась вплоть до Великой Французской Революции 1789 г.



Колодец во дворе Отеля-Дьё.



31 декабря 1451 года отенский епископ торжественно освятил часовню Бонской Богадельни, а 1 января 1452 г. в больницу поступил первый больной. Так началась история знаменитого на весь мир Бонского госпиталя. За пять веков существования Бонской богадельни, больница приютила в своих стенах тысячи больных. В 1971 г. последний больной был перемещен в новый корпус больницы. Старое здание превратилось в полноценный музей.



Со двора Богадельни, где находится колодец, из которого раньше черпалась вода, открывается великолепный вид на крыши госпиталя сделанного в традиционном бургундском стиле. Спускающаяся до галерей кровля с люкарнами вся полностью покрыта лакированной черепицей.



А чтобы во внутренние помещения монашки могли попасть в ненастную погоду, были сооружены крытые галлереи.






В главном зале для больных вдоль стен расположены кровати, закрытые занавесками. И замыкает зал великолепная часовня.






Кстати город Бон до сих пор хранит воспоминания о том, что именно в Отеле Дьё проходили съемки прелестнейшей французской комедии "Большая прогулка" с Луи де Фюнесом в главной роли.
Один из главных героев на кровати в Большом зале.






На заднем плане - часовня.






В часовне находился полиптих знаменитого фламандского художника Роже Ван Дер Вейдена (Roger Van der Weyden) « Страшный Суд». В праздничные дни, когда политих открывали, вниманию больных представала картина «Страшного Суда» состоящая из 9 панно.



Центральную часть этой композиции занимает восседающий на троне Иисус в роли судьи, и архангел Михаил, взвешивающий души смертных на весах.
Апостолы и святые, расположившиеся по правой и левой стороне от Иисусу, за Марией и за Иоанном Крестителем следили за тем, как грешники отправлялись в ад, а спасенные в рай. С одной стороны ангел принимал спасшихся на пороге церкви, а с другой грешники горели в аду, пожирая самих себя.



Сегодня шедевр Роже Ван Дер Вейдана выставлен в специальном зале, где в течение всего дня передвигается вдоль полотна громадная массивная линза, через которую можно разглядеть каждую деталь сцены «Страшного Суда».



Фламандское влияние чувствуется и в декоре потолка, который у многих ассоциируется с перевернутым корпусом корабля.



Мне же потолок напрямую напомнил потолок базилики Святой Крови в Брюгге.



Скульптурные головки (карикатуры на многих конкретных жителей города) в солнечный день при хорошем освещении можно легко рассмотреть.



Над входом в зал, можно увидеть статую Иисуса Христа, сделанную из единого куска дуба, которому, по проведенному несколько лет назад анализу, более 1000 лет.






Палата Святого Гюга (Saint Hugues), находящаяся чуть дальше, завораживает своим декором и богато оформленным убранством. Все здесь контрастирует с центральным залом.



Картины королевского художника Исаака Мyaйона (Isaac Moillon), украшающие стены и потолки, рассказывают историю 9 чудес, реализованных Иисусом Христом при жизни.






Палата святого Гюга была реконструирована во второй половине 17 века и предназначалась для тех, кто мог сам оплачивать медицинские услуги госпиталя (по сегодняшнему - вип зал для платных медицинских услуг).






В зале святого Николая раньше находились неизлечимые и тяжело больные. Сегодня здесь хранится коллекция медицинских инструментов 15-18 в.



Деревянная фигурка, изабражающая Святого Николая, указывающего на бубон.



И именно этими приборами пользовались в хосписе. Ножовка для пиления костей (сверху). Прибор для трепанации черепа (внизу).






Любопытно, что во время строительства хосписа через его территорию протекала речка. Это обстоятельство создавало в то время большие сложности, в частности связанные с укреплением фундамента. Вместе с тем, когда со всеми трудностями удалось справиться наличие проточной воды оказалось очень полезным. И по сей день можно увидеть ее воды через специальные отверстия в полу.



Интересно заметить, что Людовик XIV, заезжая в бонский госпиталь в свои 20 лет, отказался останавливаться в Богадельне, и был удивлен, когда увидел умирающих женщин и мужчин в одной палате вместе. Король даже выделил необходимую сумму, чтобы разделить и сделать женскую и мужскую палаты отдельно. Но как всегда денег в бюджете не хватало и реализация проекта затянулась на десятки лет.






Кухня с оригинальной медной посудой.









Аптекарская комната, где готовились и хранились различные лечебные порошки.









Для приготовления порошков требовалась ступа. Она была настолько тяжелой, что ее подвешивали к потолку и закрепляли на приспособлении, напоминающем лук.



Сокровищем госпиталя является зал, где выставлены гобелены и сундуки 15-17 веков, выполненные во фламандском стиле.






Основная коллекция представляет композицию состоящую из нескольких гобеленов на тему Блудного сына.









В целом, посетив бонский госпиталь, проникаешься огромным чувством восхищения и уважения с подобному человеческому труду. Особый вес здесь придает тот факт, что сие сооружение было построено в XV веке!










Франция

Previous post Next post
Up