Тест Векслера-Мамчиц (нужное подчеркнуть)

May 10, 2016 01:58


Я умру, если прочту еще что-то про войну сегодня. И уж конечно - не напишу про дедов, не сегодня точно.
Так что я напишу зарисовки про Иру.
Не конкретно про тест, который она проходила, а пусть это будут зарисовски про ее сегодняшнее развитие, общение... Ну и частично - про тест и получается что одновременно немного про доктора - они же вдвоем общались. Я называю "доктор", хотя видимо это психолог была, обычно психологи тест Векслера проводят, но я не вникала, поликлиника-белый халат-кабинет - буду называть "доктор".

***
- Ира, ты девочка или мальчик?
- (быстро, не задумываясь, немного игриво):

Майцик!
- А у тебя братик есть?
- Да!
- А он кто?
- Майцик!
- А Илонка кто?
- Девацка!
- А вторая сестричка?
- Девацка!
Перебрали еще часть родни - ни с одним не ошиблась с полом.
- Ну хорошо, пусть ты - мальчик, но когда ты вырастешь, ты кем будешь, в кого ты вырастешь? Кем ты будешь: тетей или дядей?
- (отошла в сторону, выдержала паузу...) Зенсиной!
Потом мне еще тихо пояснила: буду зенсиной! Кьясивой!

***
Ира нашла сегодня мои старые металлические очки округлой формы. Надела, пришла к нам и объявила на своем картавом: Я - Гарри Поттер!
(меня в такие моменты удивляет ее способность анализировать мир и его незначительные (на мой взгляд) детали, когда она видела то кино про того Гарри? Скорее всего рядом с Надей, но когда  - я не могу припомнить)

***
Доктор положила на стол четыре кусочка картона, с нарисованным штрихами поездом, разрезанным на части: паровоз и вагоны, нарисованы так... неявно, не по-детски выпукло, что сразу поймешь: паровоз. А много много штрихов, где-то колеса, где-то какие-то куски крыш видны. Ну кто знает этот тест - понимает какой там поезд, а это я для тех кто не видел ни разу. Ира глазом скосила и не притронулась, развернулась и ушла в угол кабинета, в ящик с игрушками зарылась. Через полминуты вылезает из ящика и несет зеленого резинового слоненка, несет мне (я сижу рядом с доктором) и говорит:
- Сьяненок! Бэби-элефант!
Я: О!! это слоненок! а как его зовут?
И: Эмили!
Доктор (включаясь в разговор): О, так это девочка?
И: да!
Д: как дела у Эмили?
И: нога болит (целуя резинового слоника в ногу), носька болиииит
Д: О! так как же Эмили пойдет пешком с такой больной ножкой? надо отвезти ее на поезде! Иришка, как правильно сложить паровоз, чтобы отвезти Эмили?
Ира, косясь и понимая что ее явно "надувают", но все же не удержалась от соблазна покатать на поезде слоненка и пальцем передвинула картинки, чтобы из кусочков сложился паровоз.  Вот так мы получили первые баллы в тесте, до этого она ни разу этот паровоз не складывала. И я вот думаю, что она и раньше его могла сложить. Ну просто у Эмили не болела ножка, зачем нам этот паровоз был?
Это хорошая иллюстрация к тому, как ведут себя эти дети. Может это будет ответом тем, кто спрашиает: а почему она не отвечает? Ей что скучно? это что глупый вопрос? Он может и не глупый для нее, но просто мотивации нет. Сложить паровоз, потому что доктор попросил - для нее не вариант, этой опции нет в этом ребенке. Ну попросил доктор или не попросил - какая разница? Она будет делать что-то, если есть живой интерес, если она видит какой-то в этом смысл, свой причем. Мой смысл ей может и не подойти.  Вот подвезти Эмили оказалось - есть смысл. Но могло и не сработать. Это она совсем не так давно начала играть в разные ролевые игры: в доктора, в "дом", в маму-папу, в школу, в то как мы пошли на пикник... Вот оказалось интересным то как подвозить больную Эмили. А полгода назад заход про Эмили бы не сработал. Вот потому этим детям и нужен поведенческий анализ, вот потому на этом методе они и учатся. И отвечают. Не находишь стимула - может не ответить, даже если и знает. Ну нипочему. Или почему-то почему ты не знаешь. И это не про интеллект, это про поведенческие сложности. Удается их преодолеть - оказывается отлично соображает ребенок.
Ну да ладно, задержалась я на поведенческом анализе. Пойдем дальше.

***
- Ира, ты знаешь как называются пальцы? (вот тут я, кстати, была уверена, что она не знает и доктору не назовет, я ее не учила, ни разу мы это отдельно не проходили)
- Да!
- Вот это какой палец? Которым мы на все показываем?
- Укаякательный!
- Хорошо. А вот это какой?
Назвала "большой", и больше не стала, снова ушла "в игрушки", приходит - на маленьком пальчике надета пастью маленькая черная резиновая рыбка, на вид - то ли кит, то ли акула...
- А кто это у тебя на пальце?
- Касатка!
- Оооо! (я снова удивилась познаниям человека в разновидностях подводного мира, доктор готова тут же поддержать разговор, чтобы продолжить тест) Ой она же укусила тебя за пальчик! За какой?
Ира, притворно кривясь от сильной боли и нестерпимой жалости к кусаемому пальчику:
- Мизинчичеееееек!
Сняла касатку с пальца, поцеловала страдальца...

***
Какой-то вопрос, на который она не знает ответа.
Молчит. После того как переспросили, поворачивается ко мне:
- Помоги! Надо помогать!
Я (понимая, что это тест же и подсказывать напрямую нельзя) говорю: ну давай, если ты не уверена, скажи мне тихонько на ушко.
Ира, радостно подхватив эту мысль: сказу тайну? Секьет?
Я: Да! Скажи.
Ира (наклоняясь ко мне, но довольно громко и глядя краем глаза на доктора): Макапакамалякатака!
Доктор рассмеялась: ну да, секрет же, его секретно и надо говорить :))
Баллов мы за это не получили в тесте, но посмеялись.

***
Сегодня за городом надеваю на нее прошлогодние джинсы на лямках, они прилично коротковаты. Из широких штанов после колен торчат худющие ножки. Вижу что ей не нравится, но уговариваю, что это такие классные штаны, такие капри на лямках, на даче пойдет, чистые и сухие и отлично. Идет к зеркалу, осматривает себя и выдает:
- Спанч Боб - сквэ пэнтс!

Вот правда! Реально похоже :)

***
Ходит по квартире, скучает и всхлипывает.
- Ира, ты чего ноешь?
- Патеяла маму! (потеряла)
- Ну вот я! Ты меня нашла!
Уходит от меня с теми же театральными всхлипываниями, только что не махнула рукой в мою сторону как на безнадежную.
- Ира! Мама на месте! Чего ты ноешь?
Ира, оглядываясь по сторонам и как-будто сообразив что-то:
- Патеяла папу!
- Где ты его потеряла?
- На яботу пасоу!
Вот тут тоже момент. Она не врет. Вот даже что-то строит из себя, как будто собирает абы-что всякое. А как только задаешь ей наводящие вопросы - тут же сливается, рассказывает как на самом деле было. Если прикалывается - я все время вижу, она как бы сама эмоций не сдеживает (я так понимаю не умеет еще) и внешне видно, что она понимает что говорит и когда врет/шутит.

***
- Ира, если мама принесла вишни, сливы, яблоки - что это?
- Фукты!
Еще там поспрашивали другое - обобщает. Дошли к животным.  Коза, корова.. Молчит. То ли надоело уже  - час прошел от начала теста, хоть бы и игрового, то ли правда не знает. Я подсказываю, даю выбор, на мой взгляд очевидный, она не может тут ошибиться:
- Ира, это животные или посуда?
- Посуда!
Доктор:
- Ну и как ты себе представляешь можно есть из такой посуды? можно? как?
- Мона! Из волка!
                       ***

Ну вопросы, на которые она просто ответила - я не привожу, там ничего интересно не было. Просто для понимания  - она знает про поры года, чего не хватает на картинках (усов у котика, ушка у лисы, рта на лице), понаходила всякие разноцветные фигуры, назвала их на русском-английскомкоторыйниктонепросил, выделила по размеру большой-малый, что еще... показала пальцем на мою просьбу отдельные написанные на листке слова, сложила узоры из кубиков (с большой неохотой и за обещание киндера за каждую фигурку, но сложила), очень коряво (это про отвратную до сих пор моторику) нарисовала полосочки и кружочки по образцу в разных фигурках, коряво, но направление и форма различимы, посчитала до 10 (мы то с вами знаем, что она знает больше, но на тесте хватило и до 10).

Отвечала через раз на английском,  к счастью - ее тут доктор не трогала, понимала и принимала ответы на английском тоже.
У Иры тут похоже какой-то свой пунктик. Она, если отвечать ленится, не хочет, и улавливает, что человек не понимает что она говорит (из-за ее невнятной дикции или чужого языка) - то переходит на английский и будет упираться и слова из нее - понятного, русского - не выудишь. Но если ее не трогают с этим английским, и спокойно общаются как будто так и надо - она в ответ хорошо идет на контакт, разворачивается к человеку. Она так в свое время быстро и легко приняла Ассоль, та в сложных поведенческих ситуациях переходит на английский и Ира снова начинает слушаться или доделывает трудные упражнения, хотя при переговорах на русском уже сдавалась. Точно так же Ира в прошлом году проходила педагогическую комиссию, если помните. Одна из членов комиссии, почитав в личном деле, что ребенок учит итальянский, обратилась к Ирише на итальянском, и ту как подменили - все ответила, показала, сложила, как послушный зайчик, а не упрямая аутистическая коза. И наоборот. Вот буквально день назад проверяли зрение, там у доктора - картинки на экране разного размера. И как только доктор начала переспрашивать "что она такое говорит" на иркино "боут" на лодку и "бед" на птичку, и хуже того - пошли по кругу повторять картинки - все, больше ни одного русского слова мы из Иры не выжали. А в какой-то момент (а доктор еще так долго, непонятно зачем так тщательно проверяла, по 5 картинок одного размера просила называть) мы просто умоляли уже Иру назвать следующую картинку. Так и колупались: доктор показывает картинку, Ира буркает под нос: флауве, доктор вопросительно смотрит на меня, я перевожу: цветок, доктор подозрительно смотрит на меня и показыват след картинку, Ира делает отсутствующий вид, я уговариваю/подкупаю/угрожаю, Ира с барского плеча буркает: кар, я перевожу машина, и дальше по кругу. Я в какой-то момент спросила может есть алфавит? Доктор говорит: нету. Отмаялись как-то, проверили оба глаза по одному и вместе. Уходим, я говорю:
- Доктор, может все же имеет смысл завести алфавит для проверки? Ведь есть же дети, которые читают.
Доктор:
- Алфавит есть, но он латинский.
- Ну так чего вы нам его не дали, я же спрашивала.
- А вы что его знаете???? (с величайшим изумлением на лице, как будто я просила показать нам формулы молекулярной физики для распознания)
Ну так вот это общение с этим доктором-офтальмологом - было мУкой просто, Ира не просто пассивна была, она сопротивляется опросу в таких случаях. И это частая история у нас. Войдет в пике - и отказывается общаться вообще. Еще лицо такое совсем отсутствующее сделает...

Рассказываю своему другу как прошли осмотры у логопеда, невролога, офтальмолога, психолога. Он мне говорит: знаешь Инга, это похоже как будто не вы ей проводите тест этого вашего Векслера, а она вам проводит свой тест Мамчиц. Закинула пару слов, послушала какого рода вопросы человек задает, поняла какое отношение, уровень понимания, английским шлифанула - и все, быстренько выбрала стратегию поведения. С кем на грудь ложиться и шутки шутить, а с кем "покерфейс" умственно-отсталой девочки.
Ну это я так, шутки ради :))) Доктора, логопеды, учителя, которые боятся что мы к ним в школу придем, и строгие читатели со стороны. Я отдаю себе отчет, что у нее умственное отставание. Ну просто уже легкое :))))

говорит Ира

Previous post Next post
Up