В ходе недавних экспериментов, проведенных в Нью-йоркском университете, было установлено, что выражение лица играет решающую роль при оценке таких характеристик, как благонадежность и доброжелательность незнакомца. А вот физическую силу мы оцениваем лишь по форме лица, без всякой привязки к мимике человека.
На первом этапе исследования участникам эксперимента показывали фотографии десяти мужчин, каждый из которых демонстрировал пять различных выражений лица. Каждое фото испытуемые оценивали по шкалам дружелюбия, благонадежности и предположительной физической силы. Отдельная группа добровольцев давала лицам на фотографиях оценки в диапазоне от «очень зол» до «счастлив». И еще три эксперта, не входившие в прочие группы, пытались на глаз определить соотношение высоты и ширины лица для каждого человека на фотографиях. Как показали результаты опытов, люди склонны считать счастливых с виду людей дружелюбными и благонадежными. Удивительно, но выражения лиц на фотографиях не повлияло на оценку физической силы незнакомцев - этот параметр определялся лишь пропорциями их лиц (широколицые люди казались экспертам более сильными).
На втором этапе эксперимента черты и выражение лица оцениваемого мужчины генерировались компьютером. Испытуемые оценивали изображения по тем же параметрам, что и на первом этапе, а также по дополнительной шкале «сердечной теплоты». Как и прежде, эксперты принимали счастливых людей за благонадежных и дружелюбных. Они же показались участникам эксперимента самими добросердечными.
После этого экспертам продемонстрировали новые портреты - обрезанные по ширине либо со скрытыми при помощи ретуши эмоциями. Не видя эмоций, испытуемые не могли дать оценку дружелюбию и благонадежности людей, однако все еще строили предположения по поводу физической силы незнакомцев (по пропорциям лица). В противоположных случаях, когда на изображениях присутствовали эмоции, но обрезка фото не давала оценить ширину лица, испытуемые не смогли сделать выводы о силе человека.
На третьем этапе испытуемые делали выбор из предложенных фотографий. Участники исследования решали, кто из людей на фото подходит на роль финансового консультанта и чемпиона по пауэрлифтингу. Как и ожидалось, финансовыми консультантами экспертам казались счастливые люди, а тяжелоатлетами - широколицые.
На заключительном этапе испытуемым демонстрировалось всего одно лицо, зато в ста вариациях, полученных легким изменением черт. Портреты появлялись перед экспертами парами, и участники эксперимента должны были решить, кто из представленных двоих больше соответствует той или иной характеристике - дружелюбию, благонадежности, добросердечности или физической силе. На основе полученного рейтинга компьютер смоделировал усредненные лица, соответствующие каждой из четырех категорий. Результаты моделирования, в свою очередь, были показаны новой группе испытуемых, не принимавшей участия в предыдущих экспериментах. «Свежие головы» практически сразу отождествили предъявленные им портреты с четырьмя предложенными характеристиками.
По результатам исследования можно сделать выводы о том, что первое впечатление от человека складывается на основе динамических (мимика) и статических (пропорции лица) характеристик внешности. При этом существуют качества, которые оцениваются на основе ограниченного набора таких характеристик или даже на основе всего одно параметра, например, пропорций лица.