Поводом для этого заголовка стал анонс «РГ» «
Президент: Введение соцнорм не должно привести к повышению цен на ЖКХ».
Если Президент считает именно так, то он ошибается с точностью до наоборот: ведь цель введения соцнорм как раз и есть - повышение платы за ЖКУ (сегодня говорим об электроэнергии).
Потому что социальная норма устанавливается от 70% (минимум) среднемесячного объема потребления электроэнергии за 2012 год. При потреблении в пределах нормы электроэнергия оплачивается по установленному тарифу, свыше нормы - по повышенному (до 30%) тарифу. Экономический аргумент установления соцнормы - ликвидация ПЕРЕКРЕСТНОГО СУБСИДИРОВАНИЯ (когда тариф на электроэнергию в промышленности выше, чем у населения).
То есть, соцнорма обязательно ДОЛЖНА привести к тому, чтобы в итоге киловатт для населения стал ДОРОЖЕ (иначе ни о какой ликвидации перекрестки речи быть не может). Именно при подорожании киловатта сверх нормы для населения возможно уменьшение перекрестки (то есть, снижение тарифа в промышленности, или подъем до промышленного размера тарифа для населения). Значит, однозначно: цель соцнормы - обеспечение более высокого темпа роста платежей населения за электроэнергию, чем это возможно при действующей схеме оплаты и заявленном повышении тарифов.
Возможно, Путин думает не так, и это журналисты «РГ» прокомментировали (со своей точки зрения) несколько посылов Президента. Однако, вот полный текст сообщения:
«Президент: Введение соцнорм не должно привести к повышению цен на ЖКХ
Решение о введении соцнорм на потребление электричества было принято в качестве эксперимента, сообщил президент России Владимир Путин в ходе ежегодной пресс-конференции. По его словам, это было сделано в первую очередь для модернизации отрасли, а не для повышения оплаты энергопотребления.
«Нормы должны быть нацелены на совершенствование всех механизмов, модернизацию отрасли, нацелены на электро-, энерго- и теплосбережение, но они не должны вести к повышению оплаты», - сказал глава государства.
Повышать тарифы ЖКХ, по мнению Владимира Путина, необходимо своевременно и аккуратно. «Если это вовремя не делается, то потом начинаются всплески», - с сожалением констатировал президент»
Это - о мнении Президента. Потому что при принятии тяжелых решений всегда ссылаются на мнение первого лица государства.
18 декабря я опубликовал «
Зачем и кому нужна социальная норма на электроэнергию?..», обещая, что опубликую очередной материал 19 декабря. Не взыщите. Был небольшой цейтнот. Вот - продолжение.
Рассчитываю, что мои коллеги, журналисты, проявят интерес к этой теме.
Чтобы не случилось, как с ОДН.
Не наломать с соцнормами на электроэнергию тем более важно, что нам обещают введение соцнорм в 2015 году на воду…
Если коротко, то мое мнение после заседания общественного совета не изменилось.
И дело не в том, что против соцнормы на заседании выступили Сергей Ермаков (от лица ветеранов области), Евгений Гамазмин (исполнительный директор объединения работодателей !Союз промышленников и предпринимателей Ульяновской области»), представитель областных профсоюзов.
Дело в том, что ответов на мои вопросы пока нет. А вопросы такие:
1. Снизится ли (на сколько и когда) тариф для промышленности? (На заседании Дмитрий Сычев сообщил об объеме перекрестки для Ульяновской области - 2,8 миллиарда, перспектива годового снижения перекрестки - 200 млн., - смотрите ниже).
2. Если тариф для промышленности снизится, то подешевеют ли (на сколько и когда) услуги и промышленные товары?
3. В течение скольких лет в Ульяновской области может быть ликвидирована перекрестка?
Из выступления Дмитрия Сычёва, директора департамента по регулированию цен и тарифов Минэкономики Ульяновской области, на заседании общественно экспертного совета при Минэкономики 19 декабря (для желающих ПОНЯТЬ)
"…Одна из основных целей введения социальной нормы - сокращение потребления ресурса за счёт повышения энергоэффективности и энергосбережения. Вторая, но не менее важная цель установления соцнормы - снижение нагрузки перекрёстного субсидирования на тех потребителей, которые в настоящее время доплачивает за пониженные тарифы для граждан и приравненных к ним категорий потребителей.
…Социальная норма потребления электроэнергии рассчитывается в отношении шести групп домохозяйств (в зависимости от количества зарегистрированных в жилом помещении лиц). Кроме того, на разные категории будут делиться и помещения (шесть типов жилых помещений) в зависимости от наличия электрической плиты, элементов обогрева и т.д.
…На основании представленной ОАО «Ульяновскэнерго» выборочной информации о годовом потреблении по 19525 домохозяйствам среднемесячный расход электрической энергии для жилых помещений, не оборудованных электроплитами, электроотопительными и электронагревательными установками, в которых зарегистрирован один человек, составил 122 кВтч в месяц.
…Отмечаем, что информацию о количестве зарегистрированных лиц, проживающих в жилых помещениях на территории субъекта Российской Федерации, предоставляется органом (органами) местного самоуправления. В связи с низкой исполнительской дисциплиной и низким качеством предоставляемой информации от ОМСУ, предлагаем к обсуждению расчёт базовой величины социальной нормы по данным ОАО «Ульяновскэнерго», составляющей 122 кВтч.
Тем не менее, при последующей сверке данных по численности, предоставленных ОАО «Ульяновскэнерго» и ОМСУ в последующем, возможно изменение базовой величины социальной нормы как в большую, так и в меньшую сторону.
(От АВТОРА: хочу напомнить историю с ОДН, когда претензии к приказам Минэкономики сначала возникли по формальному признаку. По этому признаку может быть оспорена и соцнорма на электроэнергию, потому что в расчетах базовой величины должны быть использованы данные органов местного самоуправления, которых сегодня нет.)
Объем потребления электроэнергии для второго и последующих зарегистрированных в жилом помещении лиц согласно п. 4 Методики, утверждённой постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)», установлен в следующих размерах:
- 50 кВт на второе лицо
- 20 кВт на каждое последующее лицо.
Стоит отметить, что социальная норма на электроэнергию должна учитывать потребление электроэнергии в местах общего пользования.
СПРАВКА:
Для одиноко проживающих пенсионеров, либо семей пенсионеров до 01 июля 2015 года весь объем потребления электрической энергии оплачивается по тарифу в пределах социальной нормы, а с 01 июля 2015 года - социальная норма устанавливается с применением повышающего коэффициента 1,5.
Для жилых помещений со степенью износа более 90% в соответствии с методикой социальная норма устанавливается с применением повышающего коэффициента 1,5, для жилых помещений со степенью износа более 70% с применением повышающего коэффициента 1,2.
В жилых помещений, оборудованных электроплитами, социальная норма увеличивается на объем электроэнергии для пищеприготовления, но не более чем на 90 кВт на человека.
Для жилых помещений, оборудованных в установленном порядке электроводонагревателями, социальная норма увеличивается на объем электроэнергии, потребляемой электроводонагревателями, но не более чем на 100 кВт на человека в месяц.
Для жилых помещений, оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками, социальная норма увеличивается на объем электроэнергии, используемой для отопления, но не более 3000 кВт в месяц на домохозяйство. Данная социальная норма применяется в сроки, определяющие начало и окончание отопительного периода.
Величина социальной нормы для жилых помещений, расположенных в сельских населённых пунктах увеличивается на величину, характеризующую специфику потребления электрической энергии в сельских населённых, но не более 100 кВтч в месяц на 1 домохозяйство.
Для шестой группа домохозяйств (в расчёте на одного проживающего), к которой относятся граждане, проживающие в жилых помещениях специализированного жилищного фонда, в случаях, когда они не объединены совместным ведением хозяйства, социальная норма определяется как базовая социальная норма для домохозяйств 1-ой группы умноженная на коэффициент 0,3.
В первый год применения социальной нормы тариф на электроэнергию сверх социальной нормы не может превышать тариф на электроэнергию в пределах социальной нормы более чем на 30%. В последующие периоды тариф на электроэнергию сверх социальной нормы должен быть доведён до экономически обоснованного уровня.
(От АВТОРА: полагаю, что уже сегодня нужно знать и учитывать перспективу повышения тарифа сверх соцнормы - что такое «последующие периоды» и «экономически обоснованный уровень»?)
Сильнее всего новая система расчёта ударит по собственникам нескольких объектов недвижимости и арендаторам квартир. За все электричество, использованное в квартирах, где собственник не прописан, платить придётся по полному тарифу (сверх «соцнорм»).
Несколько больше возьмут с собственников недвижимости, не установивших индивидуальные приборы учёта. Социальную норму в их случае предполагается рассчитывать с учётом понижающего коэффициента, за исключением случаев предоставления потребителем акта обследования, подтверждающего отсутствие технической возможности установки прибора учёта в соответствующем жилом помещении. Понижающий коэффициент к величине социальной нормы принимается равным 0,9 в течение первых 6 месяцев с последующим его снижением на 0,1 каждые полгода, но не менее величины 0,7 вплоть до даты устранения указанных обстоятельств.
Исходя из представленных ОАО «Ульяновскэнерго» данных МАКСИМАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ социальных норм потребления электроэнергии для населения Ульяновской области, рассчитанные в соответствии утверждённой Методикой, МОГУТ БЫТЬ следующие:
(От АВТОРА: то есть, возможный максимальный размер рассчитанной сегодня соцнормы - это 100% фактического (по данным 2012 года) потребления. То есть, социальной нормой эта величина быть не может, ибо при таком раскладе теряется весь смысл соцнормы.. Значит, в ближайшее время должна быть рассчитана величина более приближенная к реальности соцнорма.)
Таблица с расчетом социальной нормы потребления электрической энергии для домохозяйств (
СКАЧАТЬ)
В соответствии с приказом ФСТ России от 11.10.2013 № 185-э/1 «О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию (мощность) на 2014 год» предельный максимальный уровень тарифа на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, сверх социальной нормы потребления электрической энергии применяется уровень, не превышающий цену на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах социальной нормы потребления электрической энергии более чем на 30 процентов.
При утверждённом уровне тарифа для городского населения с газовыми плитами в пределах социальной нормы в размере 2,96 руб./кВтч, максимальный уровень тарифа для него же сверх социальной нормы может составить 3,85 руб./кВтч.
При утверждённом уровне тарифа для городского населения с электроплитами и сельского населения в пределах социальной нормы в размере 2,07 руб./кВтч, максимальный уровень тарифа для него же сверх социальной нормы может составить 2,69 руб./кВтч.
При утверждении тарифа для объёмов сверх социальной нормы с максимальным ростом 30%, величина перекрёстного субсидирования снижается примерно на 200 млн. руб.».
Как будем оплачивать ОДН в связи с введением социальной нормы?
Согласно ПП №614, если объем потребления в жилом помещении превысил величину соцнормы, то плата за ОДН также рассчитывается по повышенному тарифу…
ПОСТСКРИПТУМ.
Благодарю Дмитрия Сычева за внесение на общественное обсуждение столь важной темы.
Присоединяйтесь к обсуждению :)