Каждый сходит с ума по-разному. Одному нужно разогнаться километров до двухсот с гаком в час, другому нужно залезть на гору, третий вообще на земле жить не может - под воду тянет неудержимо. Вот и мы тут думали - думали, как бы так тоже с ума посходить. И пришла в голову гениальная идея: "А не прыгнуть ли с самолёта метров эдак с восьмисот?". Хм ... а почему бы и нет. И ведь права была Татьяна (организатор первого прыжка): "Не прыгайте - понравится". Понравилось, ой как понравилось. ... Что-то скомкано я как-то начал. Не буду забегать вперёд,
Вообще идея прыжка уже витала давно. Можно даже сказать давным-давно. Году в 97-м прошлого века было мне лет семнадцать, и отдыхали мы тогда всей семьёй, с друзьями в местечке Агой. Для люди связанных, так или иначе, с парашютным спортом я думаю, название уже всё сказало. А для остальных можно сказать, что это недалеко от города Туапсе, база ВВС, на которой в частности тренируются парашютисты. Отец мой хоть и прослужил всю жизнь в доблестных Военно-воздушных Силах, к своим пятидесяти ещё ни разу не прыгал с парашютом. Потому не мог он, конечно же, пропустить такой возможности - прыгнуть, да ещё и сразу же на воду. Для матери это было шоком. Волновалась она дико. Потому, когда я изъявил желание тоже прыгнуть, она постановила чётко и бесповоротно: "Прыгает либо один, либо другой, двоих сразу я не выдержу!". Так что пришлось мне ограничиться тогда катанием на вертолёте. А отец прыгнул. ... Не сразу конечно. Интересно получилось тогда. Мама очень волновалась, и ужасно не хотела, чтоб отец прыгал. ... Три дня не было прыжков, то вертолёт не заводился, то тучи нагоняло из-за гор средь бела дня и ясного неба. У первого вертолета, что-то сталося с аккумуляторами, прилетел второй, и тоже не смог завестись. А время шло - отпуск подходил к концу, скоро уезжать. Отец нервничал, что никак не может прыгнуть, мать - что он всё ещё собирается прыгать. И вот уже в предпоследний день отпуска к ней подошёл друг семьи и сказал: "Ириш, ну отпусти ты его, пусть прыгнет." ... В тот день сбылась мечта папы - он, наконец-то, прыгнул с парашютом. С тех пор дома на стене, в почётном "Авиационном уголке" висит его кольцо - кольцо с парашюта, на котором он совершил свой первый и единственный прыжок.
А почему "авиационный уголок"? Да потому, что рядом висят перчатки от спасательного костюма для северных лётчиков, который они разрабатывали, а потом в Мурманске испытывали. Над ними - гермошлем, в разработке которого батя тоже принимал непосредственное участие. Рядом фотография Су-27 в рамке с дарственной надписью - отец участвовал в разработке систем жизнеобеспечения пилота в воздухе для этого самолёта. И это всего лишь частички, было много чего ещё интересного. Но это другие истории, сейчас не об этом ....
С тех пор прошло уже лет восемь. У меня была мечта "прыгнуть с парашютом". Скорее именно как некая гипотетическая цель, на "когда-нибудь". Но, пришло время. И эфемерная мечта приобрела форму и очертание. Неделю назад я понял: "В эти выходные я прыгну" В субботы или в воскресенье - не важно, прыгну. Матери я говорить даже о прыжке вообще не стал, а то получилось бы "как в прошлый раз". :-) А отец меня, конечно же, поддержал: "Хочешь прыгать, прыгай!" Оказалось, что среди коллег по работе и друзей, нашлись ещё желающие - такие же, наверное, сумасшедшие. В итоге собралось нас восемь человек.
Волновались мы, что погода может подвести, несколько раз переносили с субботы на воскресенье и обратно на субботу. Неделя прошла в ожидании, и вот, наконец-то, рано утром в субботу мы выехали из Москвы в набавлении города К.
Страшно ли было в преддверии прыжка ? Нет, было волнительно. Сначала волновался, что не успеем к десяти утра, и не попадём в список прыгающих. Потом волновался, что к моменту прыжков испортится погода, или поднимется ветер, или туч нагонит, и прыжки отменят. Хотя вряд ли это только я один такой. Понаблюдать за народом там с утра, так все какие то нарочито весёлые, шутка за шуткой, подколка за подколкой, смешинки разные - это нервишки себя знать дают. И, конечно же, успокаивающе действуют шутки местного люда, типа: "Ой, какие у тебя кроссовочки хорошие! Можно я потом заберу?". :-)
Погода с утра выдалась - видимость "миллион на миллион", в воздухе штиль
полнейший, прыгай - не хочу. К десяти утра мы успели, и даже раньше.
Записались в число желающих прыгать, подписались, что не будем иметь никаких претензий к аэроклубу в случае каких неприятностей, ну правильно, сами ведь на голову больные, и затем ещё час ходили бродили по окрестностям, разглядывая авиатехнику на поле, представленную пузатым Ан-12, тройкой Ан-2, "Пчёлкой" Ан-14 с надписью "Россия" и польской "Вильгой". Вдалеке по моему виднелся ещё Ми-26.
Жара невыносимая - люди рады даже маленькому клочку тени, будь то небольшое деревце, или хвост "Пчелки". И вот, наконец, появился инструктор Александр. Начался инструктаж. Не буду рассказывать, как нас часа три - четыре инструктировали. Кому интересно пусть едет в К., записывается на прыжки, и пройдёт инструктаж во всех подробностях. ...
Одеваем парашюты. Вроде кто-то из местных помогает новичкам, но пока дождёшься там кого, что я сам, что ль не одену. В подвесной системе висел, когда-то в Агое, помню, как пристегнуться, приблизительно. Главное потуже затянуть ноги, чтоб не болтались, мужикам это особенно важно. Порассказывали уже всякого разного :-)
Спрашиваю подошедшего через минут десять парашютиста: "Я правильно одел парашют?". Почти всё правильно, ну и отлично, значит, память подсознательная работает ... Мы стоим, шеренгами по одиннадцать человек - распределены по заходам, я в третьей группе.
Впереди Саня - он будет прыгать первым, я вторым.
Прыгают по весу, начиная с самых тяжёлых. Он 104 кг, я 96. Даже парашюты нам с ним выдали не как у всех, не Д-6, а Д-10. Татьяна, у которой мы с утра записывались, сказала:
- Я говорила вам, что скажу, когда нужно бояться, так вот теперь можно!
- А можно не бояться?
Страха нет, может лишь лёгкое волнение. Вот пошла первая группа. Самолёт вышел на высоту с одного круга. Как же он низко, оказывается, летит, я думал выше будет. С земли прекрасно видно фигурку человека отделившегося от борта. Вышел стабилизирующий, три секунды, вот он купол - это "пристрелочный", наверное. Посмотреть, что не унесёт никуда, что на аэродром сядет. Самолёт уходит на второй круг, вот снова появляется в поле зрения - сейчас, наверное, бросать будет. Посыпались - один, два, три, четыре .... Выглядит, как в фильмах, когда десант сбрасывают - один за другим. Смотрим, как они приземляются - через двадцать минут я так же полечу. Вон, приземлился ближайший. Устоял на ногах? Нет, упал на спину. Встал? Вроде да. Страха нет ... Садимся в самолёт. Блин не думал, однако, что Ан-2 такой тесный: сидим вплотную друг к дружке, повернувшись чуть-чуть коленями в проход. От колена соседа через проход до моего, сантиметров 35 - 40 не более. Взревел движок, покатились по полосе … и уже отрыв. А резвенько он набирает высоту. За иллюминатором лес, который сменяется полем аэродрома, затем городом и опять лесом. И всё оно там всё меньше и меньше. Летал я раньше на Ту-204, и на дельтаплане моторном, видел уж землю сверху. Страха нет... Прогудел сигнал, и моргнула красная лампочка, выпускающий открыл дверь (рядом со мной - через человека). И ВОТ ТУТ по спине пробежал холодок: "Щас надо будет шагнуть ТУДА". Начинаю про себя повторять, как учили: "Пятьсот один, Пятьсот два, Пятьсот три, Кольцо, Пятьсот четыре, Пятьсот пять, Купол ... Пятьсот один, Пятьсот два, Пятьсот три, Кольцо, Пятьсот четыре, Пятьсот пять, Купол ... ". Главное не сбиться, чтоб всё чётко. "Правый борт, встать!". Поднялись. Ох, и не привычно же подниматься в тесном пространстве самолётика, с рюкзаком в 17 кг за плечами. "Первый пошёл!". Сашка исчез в проёме. Признаться, я как-то подсознательно ожидал, что будет две - три секунды на то, чтоб морально подготовиться "шагнуть". Это думал я, а получилось: "Первый пошёл!" - делаю шаг к двери - "Второй пошёл!". Не ожидал. Шагаю в проём. Не было страха, скорее удивление, что так быстро. Кто-то из знакомых, кто прыгал уже раньше, говорил мне, что люди в первый прыжок часто глаза закрывают. Нет, не закрывал я глаз: из поля зрения мгновенно пропадают края двери, горизонт проносится как-то снизу вверх, небо сменяется землёй, вон он внизу Сашка, как раз купол открывается. Всё как в кинохронике, вижу и сейчас. "Пятьсот один, Пятьсот два ..." На "пятьсот два" рука рефлекторно выдёргивает кольцо. Эх, ну как же так, не дождался, ещё ведь "пятьсот три" ... Жду рывка, но никакого рывка, лёгкая просадка и натяжение - эффект как будто ехал ты в скоростном лифте вниз, и он неожиданно остановился. Всё равно странно, что нет резкого рывка, как же так? ... Я ж выдернул кольцо, надо мной должен быть купол, поднимаю голову вверх. Вот оно. Купол есть - всё в порядке!
Ветер дует в меня как-то наискосок, сзади слева. Как там учили? Правая красная управляющая стропа - натягиваю. Как легко слушается парашют, поворачивается. Ну, вот и отлично - я снижаюсь нормально, на поле - ветер в спину, земля приближается пока небыстро. Достаю из кармана "мыльницу", наматываю на руку шнурок и начинаю снимать: себя любимого, снизу, сверху, в профиль, землю, небо, купол, вон сосед полетел, тоже сниму.
Хм, а вот уже начинаю различать кусты на земле, вижу шевеление травы, две колеи дороги в поле всё шире и шире. Значит, как говорил инструктор, уже осталось метров сто. И приближается земля всё быстрее и быстрее. Хм... странно, неужели при такой скорости эффект приземления будет такой же как и с тумбы? Как-то даже не верится. Ладно, хватит выпендриваться - нафиг мыльницу: главное приземление. Ноги вместе и чуть согнуты, колени сжаты, ступни сжаты, носки вижу из-за запаски, что на животе. На землю не смотреть, а то начну "ловить" её ногами. А ведь бывают таки случаи - ломают люди ноги. Смотрю на горизонт. Снизу вверх пролетает макушка ёлочки рядом. До земли совсем близко, ну если сломаю ногу, то сейчас. ... А удар то несильный, но не устоял на ногах, жалко ... Сижу на земле, вернее на траве. Парашют даже и не думает куда-либо "рыпаться" лежит так аккуратненько. Встал на ноги .... "УРАААААА!!!! Я ПРИЗЕМЛИЛСЯ!!!! Я ПРЫГНУЛ!!!! Я СДЕЛАЛ ЭТО!!!!"... Вокруг поле, трава высокая, не видно никого из приземлившихся рядом. А за спиной метрах в двадцати бетонный забор аэродрома. Хм, не думал что так близко. Хотя если б на него несло меня, я бы видел. Ладно, пора "грести на базу". Надо сложить парашют. Как там - сначала петлю сделать? В косичку? Как в косичку потом складывать стропы помню, а как делать первую петлю, никак ... Да как же она там делается? ... Сложил с грехом пополам парашют я, и двинул. В голове какой-то сумбур, мысли скачут, прыгают и вертятся. Более яркое осознание прыжка придёт потом. А вон кажись и "сосед" мой ... рубашка клетчатая сквозь траву просматривается - да это же Лёлик.
Странно, сидит, отдыхает, наслаждается покоем на поле? Странно!
- Лёх, ну ты как, нормально приземлился?
- Да чёт не очень ...
- Что случилось?
- Да вот нога тут, вздутие ...
- Болит?
- Да есть немного, вон мужик подходил щас, что на машине той зелёной, сказал, чтоб я минут десять полежал, он подъедет - заберёт меня. ...
Лёшка, наш второй водитель. Сломал себе ногу. Эхх, ну что ж всё не слава богу то? Подхожу уже к воротам, Вера идёт, хромает.
- Господи, а с тобой то что?
- Вот, подвернула ногу ...
Ну, хоть ходит, и то, слава богу. К слову сказать, я потом ещё случайно "добавил" ей бедняжке по лбу, когда рассказывал кому-то, как не дождался "пятьсот трёх", как дернул рефлекторно кольцо. Наверное, выглядело это в том же духе, что и рыбаки показывают пойманную рыбу. ... Но при всех этих неурядицах, все довольные и счастливые. "Нога болит, но потерплю, ничего страшного, немного хромаю, но это мелочи жизни" - это слова Веры. И даже Лёлик перелом ноги воспринял как-то философски спокойно. Как сказал он после наложения гипса:
- Есть приятная новость: ПИТЬ МОЖНО?
- Хирург мужик?
- Ага, пить можно без ограничений! :-)))
Эххх. Говорила же Татьяна: "Не прыгайте - понравится!" Понравилось. Знаю точно, что буду прыгать ещё. Не "когда-нибудь", предполагаю - знаю, через три недели, после отпуска. И не я один. Почти все, кто прыгал со мной, хотят ещё. А там кто знает, может, пойду на вторую программу. Говорят, небо затягивает. Наверное. Тем более, что я хочу, чтобы оно меня затянуло. Эхх, мне бы в небо, мне бы в небо...
P.S. На сто сорок человек, что приехали в этот день, было всего два перелома и один вывих ноги. Так что кто там говорит, что ноги ломают - правильно надо приземляться и всё окей будет. С Лёшкой в травму, затем за правами другого человека, чтоб вторую машину везти, намотал я в тот день 350 километров. Приехал на речку, где ждали нас остальные, с правами, загипсованным Лёликом, часов в десять вечера, измученный, но жутко довольный. С каким же удовольствием после всего этого я плюхнулся в речку. И солнца нет, и вода холодная, и комары летают, хотя и не трогают. Но какое же это блаженство... А ещё взору открывался потрясающий вид: плотный слой тумана, из которого как из воды возвышаются силуэты отдельных кустов и деревьев, выше розовато фиолетовые остатки заката. Но это уже совсем другая картина ...
P.P.S. C фотами пока заминка. Видите ли вместо того чтоб их проявить отсканить и записать на CD, в лаборатории их просто
проявили, так что ожидаем их завтра.
P.P.P.S. А фотки то уже здесь :-)
UPD 07.06.2009
Мой второй прыжок совершён 05.06.2009 на этом же аэродроме, в тандеме с инструктором, с высоты 4000 метров.