Поскольку сайту радио "Орфей" этот текст не подошёл по формату, помещаю его здесь. Напоминаю, как дело было. Эта колонка, навеянная
постом пользователя
munxauzen, была опубликована на сайте "Орфея", провисела там ровно одну ночь, потом была удалена редактором. Отзывы тех, кто успел прочесть, были разными, но в целом положительными. Сам же я этим эссе ужасно доволен, горжусь им и считаю подлинной жемчужиной среди всего мною написанного. Наслаждайтесь.
ОСТОРОЖНО - РИМСКИЙ-КОРСАКОВ
Даже не знаю, как дальше быть, как жить, и вообще... Целью этой моей колонки всегда было прививать любовь к классической музыке. Однако времена меняются, и теперь я считаю своим долгом предостеречь своих читателей: будьте бдительны, не вся классическая музыка одинаково полезна!
Спасибо одному проницательному блогеру - открыл мне глаза на бездуховную, аморальную, космополитичную - одним словом, вражескую природу композитора, которого я когда-то по неразумению своему имел несчастье любить, в чём теперь искренне раскаиваюсь. (Кстати, если вдруг чего, то убедительно прошу уважаемых судей и присяжных не оставить это искреннее раскаяние без внимания). Речь идёт о блудном сыне русской музыки - Николае Римском, простигосподи, Корсакове, не к ночи будь помянут. Не слушайте его богопротивных сочинений, дорогие читатели, ни в коем случае. Не вводите себя в соблазн, не берите грех на душу!
Нет, вы только подумайте, каков наглец! Отрастил, понимаешь, бороду, как у настоящих классиков, и, проникая прямо в душу при помощи прелестных мелодий, опьяняющих гармоний и прочих бесовских ухищрений, давай проносить туда сомнение в незыблемом, осквернять всё самое святое и дорогое сердцу каждого истинно русского человека, сеять рознь, оскорблять чувства и даже, страшно сказать, насаждать чуждые нам с вами ценности.
Впрочем, к чему голословные обвинения, когда есть факты? Вот если бы фактов не было, тогда, конечно, нужно было бы обвинять голословно - не оставлять же врага неразоблачённым. Но факты есть, и вопиющие. Начну с самого вопиющего.
В 1906 г. произошло событие огромной исторической важности. Была созвана первая в истории России Государственная дума. Правда, она не приняла ни одного сколько-нибудь важного решения, да и просуществовала недолго - всего 72 дня, а потом была распущена государем-императором, который объяснил свой поступок так:
Выборные от населения, вместо работы строительства законодательного, уклонились в не принадлежащую им область и обратились к расследованию действий поставленных от Нас местных властей, к указаниям Нам на несовершенства Законов Основных, изменения которых могут быть предприняты лишь Нашею Монаршею волею, и к действиям явно незаконным, как обращение от лица Думы к населению.
Ну что поделать - первый блин всегда комом. С тех пор отечественный парламентаризм проделал большой путь, усовершенствовался, и сегодня мы можем лишь снисходительно посмеяться над наивностью и неопытностью тогдашних народных избранников. Тем не менее, это была важная веха отечественной истории. К открытию Государственной думы первого созыва выдающийся композитор Александр Константинович Глазунов написал гимн под названием «Гимн свободной России».
Недавно этот гимн вернули из небытия, и его запись была исполнена на заседании нынешней Государственной думы Российской федерации. Пел его выдающийся представитель отечественной вокальной школы Иосиф Кобзон, которого я издавна люблю. Ещё в детстве мне нравилось слушать в его исполнении песню «И Ленин такой молодой, и юный Октябрь впереди». Кстати говоря, такой молодой Ленин в своё время бойкотировал выборы в Государственную думу I созыва, и этот факт свидетельствует о широте и разносторонности творческих интересов Иосифа Давыдовича.
Вот запись торжественного проигрывания депутатам Государственной думы фонограммы «Гимна свободной России», несколько вольнодумный заголовок которого благоразумно изменили на «Избранникам России»:
Click to view
А что же Римский-Корсаков? Он почти сразу, в 1908 г. - можно сказать, по свежим следам - спародировал этот гимн в своей опере «Золотой петушок». Мало того, что сам этот «Петушок» представляет собой не что иное как грязный пасквиль, в котором над царём Додоном - судя по всему, эффективным менеджером, крепким государственником и суверенным демократом - глумятся какие-то учёные непонятной половой принадлежности и лица шемаханской национальности. Так помимо этого Римский-Корсаков взял мелодию глазуновского «Гимна свободной России», тогда ещё не забытую, слегка изменил её, но оставил вполне узнаваемой и включил в свою, с позволения сказать, оперу вот в каком виде:
Для тех, кто плохо разбирает слова на слух, приведу текст:
Верные твои холопы,
Лобызая царски стопы,
Рады мы тебе служить,
Нашей дуростью смешить,
Биться в праздник на кулачках,
Лаять, ползать на карачках,
Чтоб часы твои текли,
Сон приятный навели.
Без тебя бы мы не знали.
Для чего существовали;
Для тебя мы родились
И семьей обзавелись.
Кажется, это переходит все мыслимые рамки. Поиздеваться над народными избранниками не только из недавно разогнанной думы (это бы как раз ничего), но и на сто с лишним лет вперёд, на это нужна особенная преступная злонамеренность, граничащая с аналитическим шпионажем. Возникает закономерный вопрос: откуда, из каких секретных источников Римский-Корсаков мог знать, что и в XXI в. его гнусная злободневная пародия будет сохранять своё разрушительное действие? Уж не сотрудничал ли он с вражескими разведками?
Воспоминания современников вскрывают и другие тёмные стороны этой инфернальной личности. Вот, например, что пишет Стравинский, имевший несчастье быть одним из учеников Римского-Корсакова:
Несмотря на интерес молодежи к вопросам философии, Римский не допускал споров на эти темы в ero присутствии.
Помню, кто-то завел за столом разrовор о воскресении из мертвых, и Римский нарисовал на скатерти ноль, сказав: «После смерти ничего нет, смерть это конец». Я имел тоrда смелость заявить, что такова, может быть, лишь одна из точек зрения, но после этоrо некоторое время мне давали чувствовать, что лучше было промолчать.
Что скажете? Ведь это уже прямая уголовщина - оскорбление религиозных чувств в чистом виде. И перед кем он позволял себе так кощунничать? Перед вверенной ему молодёжью, перед студентами! Какой цинизм, какая диверсия! Уж сегодня он бы не ушёл от нашего правосудия...
Да я вам больше скажу - всё так называемое творчество этого злокозненного марателя нотной бумаги проникнуто пропагандой западных ценностей. Под видом безобидных народных сказочек он представляет доверчивой публике агитки, отстаивающие кровные интересы врагов России. За примерами далеко ходить не надо - приведу лишь несколько.
Вот фрагмент выходной арии Садко из одноимённой оперы:
Такое вот безобразие: вместо того чтобы знать своё место и услаждать слух уставших от непосильных забот представителей власти, этот зарвавшийся гусляр, позабыв о субординации, с порога обвиняет их в том, что они «сидят сиднем» и «день и ночь пируют да бражничают». Да кто он такой, спрашивается, чтобы судить об этом?! Подобные оперы намеренно создают превратное представление о российских государственных мужах, которые, как доподлинно известно, во все времена только и делают, что день и ночь неустанно пекутся об интересах народа, а сидят сиднями и бражничают исключительно в свободное время.
Уж не буду распространяться о том, как неуважительно, гротескно изображены в этом «Садко» отечественные деятели культуры - скоморохи. Эти почтенные, любимые народом артисты, чутко держащие руку на пульсе истории и всегда точно знающие, кого надо поддержать, а кого высмеять, представлены какими-то беспринципными флюгерами и обрисованы откровенно карикатурно. А ведь могли бы подумать, Николай Андреевич, о том, что любой скоморох может со временем заняться политикой и быть избран депутатом. Никакого уважения к государственным институтам!
А в своей опере «Ночь перед Рождеством» он выводит образ Дьяка. Вообще-то законом было запрещено показывать на сцене представителей духовенства. Но Римскому-Корсакову (наверняка не без поддержки прозападных некоммерческих организаций) удалось обойти этот закон и получить разрешение. Казалось бы - тебе и карты в руки: воспользуйся шансом, поведай людям всю правду о нашей любимой Церкви. Но нет, как бы не так! Дьяк в опере Римского-Корсакова изображён трусливым и похотливым ханжой. Послушайте, как он себя ведёт, будучи застигнут наедине с некой Солохой - мало того, что дамой лёгкого поведения, так ещё и чернокнижницей:
Какая чёрная клевета на Русскую Православную Церковь! Явно имеет целью усилить религиозную нетерпимость и нарушить зыбкое равновесие в нашей многонациональной и мультиконфессиональной стране. А ведь главное - всем известно, что на самом деле таких представителей духовенства не бывает, да и быть не может!
Об операх «Псковитянка» и «Царская невеста», выставляющих в самом чёрном свете благословенные времена правления мудрого основателя российской государственности Ивана Грозного, я даже говорить не хочу: там каждая нота является оголтелым опорочиванием нашего славного прошлого. Приведу только арию Лыкова из «Царской невесты». Этот молодой боярин недавно вернулся из Европы, где был, вне всякого сомнения, завербован, и теперь разливается соловьём, расписывая преимущества жизни в потребительском, бездуховном западном обществе:
Тьфу, слушать противно! Кажется, только о гей-парадах упомянуть забыл!
Правда, окончится всё благополучно: изменника подвергнет заслуженной казни настоящий русский патриот Григорий Грязной. Но симпатии автора настолько явно на стороне вражеской контры, что так и хочется поднять вопрос о преступной халатности руководителей отечественных театров, с недальновидной регулярностью включающих эту оперу в репертуар.
А про оперу «Кащей бессмертный», которую Римский-Корсаков написал за границей (поди, на госдеповский грант какой-нибудь) я вообще молчу. Смотрите, как непочтительно изображён трагический момент гибели Кащея, много лет успешно правившего своим царством:
Что это значит «дыханьем отравлю вас», позвольте поинтересоваться. Разве не естественно для любого правителя желание проправить как можно дольше, трудясь, как негр на плантации, исключительно во имя счастья своих подданных? Не «дыханьем отравлю вас», а «стабильность укреплю вам» - вот, глубоко неуважаемый Николай Андреевич, что должен был бы петь ваш герой, если бы вы хоть немножко, хоть самую капельку беспокоились о государственном благе.
Единственной оперой Римского-Корсакова, где Русь изображена не мрачно и не карикатурно, является «Снегурочка». Но это Русь языческая - языческая, вы только вдумайтесь в это поганое слово! Послушайте-ка крохотный отрывочек из дуэта девушки Купавы с Царём:
Все слышали? «Парень приглянется, парень полюбится, думаешь век прожить в мире да в радости, парень пригож собой, надо ль любить его?» - «Надо, красавица!»
Кхм... То есть как это, простите, «надо»? А как же родительское благословение получить? Как же целомудрие соблюсти? Как же согрешить, а потом покаяться и получить отпущение грехов от доброго батюшки (разумеется, на взаимовыгодной основе)? Налицо поощрение безнравственности и нездоровая озабоченность правами личности в ущерб интересам общества.
Предвижу малодушное заступничество за горе-классика. Дескать, есть же у него опера «Сказание о невидимом граде Китеже», в которой воспевается красота русской души и чистого, не замутнённого интеллектом православного мировоззрения. Выходит, не всё у Римского-Корсакова так уж плохо?!
Вздор! Типичные либерастические бредни! Вот люди духовно бдительные - например, Андрей Белый и Александр Блок - сразу же дружно разглядели в этом «Китеже» крамолу! Блок, который благодаря многолетнему половому воздержанию приобрёл редкую ясность мысли, придя с премьеры, сразу же написал в своём дневнике: «Пузатое кощунство!» Ёмко и метко.
Действительно, как посмел этот безбожник любоваться убеждениями наших средневековых предков, вместо того чтобы всецело разделять их?! Мы ему что - братья меньшие, зверушки в зоопарке, чтобы нами любоваться?! Стыдно вам должно быть, Николай Андреевич, стыдно. А ещё русский интеллигент называется! Поди ведь и Достоевского читали!
Но музыка Римского-Корсакова не только растлевает, иногда она попросту убивает! Например, глава российского правительства Пётр Аркадьевич Столыпин, по инициативе которого и была распущена Государственная дума I созыва, был застрелен в театре во время представления оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Трудно предположить, чтобы композитор мог не находиться в преступном сговоре со злоумышленниками, и только тот факт, что он был уже три года как мёртв, позволил ему улизнуть от ответственности.
В общем, я подавлен и пребываю в растерянности. Ведь если даже классикам нельзя верить, то кому же тогда? Спасибо добрым людям, просветили насчёт Римского-Корсакова, а ну как он не один такой? Вот, например, планировал я рассказать тут про квинтет Шуберта «Форель». Казалось бы, в чём проблема? А теперь не буду: мало ли, что это за форель такая. Кто знает, своя она или чужая, прошла ли санитарно-эпидемиологический контроль, легально ли заплыла в наши внутренние воды... Боязно.
Однако пока я пребываю в раздумьях как жить дальше и жду новых расследований и разоблачений, действовать в отношении Римского-Корсакова нужно безотлагательно. Общество следует оградить немедленно! И в связи с этим я прошу - нет, я требую - принять следующие экстренные меры:
- Отнять у Санкт-Петербургской государственной консерватории имя Римского-Корсакова и присвоить ей имя хотя бы Глазунова (а лучше сразу Кобзона, т. к. Глазунов дискредитировал себя тем, что сбежал в 1928 г. за границу);
- За оскорбление чувств верующих и кощунство осудить Николая Римского-Корсакова на два года лишения свободы посмертно;
- За исполнение, прослушивание и пропаганду музыки Римского-Корсакова, а также за публичное приравнивание её к музыке других композиторов карать крупными денежными штрафами.
Не оставайтесь равнодушными! Это касается всех нас и нашего будущего!