Сегодня опять занимался интеллектуальной работой - мытьем свинцовых кирпичей :-) И, наконец, закончил начало описания велопохода, которое и предлагается к прочтению и просмотру ниже.
Viipuri - Tervajoki (Большое Поле) - Brusnitchnoe - Nuijamaa - Lappeenranta - Taipalsaari - Savitaipale - Lemi - Jurvala - Luumaki - Kaipiainen - Sippola - Anhjalankoski - Inkeroinen - Anjala - Laajakoski - Jappila - Kotka - Pyhtaa kk. - Vaha-Ahvenkoski - Marinkyla - Tesjoki - Loviisa - Pernaja - Koskenkyla - Ilola - Porvoo - Kulloo - Soderkula - Skraddarby - Mellunmaki (M) - Helsinki
Идея прокатиться на велосипеде по Финляндии родилась у меня совершенно спонтанно, скорее всего, после прочтения вот этого
поста - о том, что границу можно без проблем пересечь на велосипеде. Потом я вспомнил, что День летнего солнцестояния (Иванов день, ночь Ивана Купалы и т.д.) - Juhannus - отмечается в Финляндии как национальный праздник, и решил приурочить поездку к этому событию. Я сочинил
план похода (видно, что изначально планы были наполеоновские, но пришлось их привести в соответствие с реальными возможностями), отнес его в посольство и получил визу. Туда ехать решил до Выборга на прямом поезде (1600 рублей), а обратно, после продолжительных размышлений, также решил воспользоваться прямым поездом Хельсинки-Москва. Этот вариант дороже, чем на перекладных (3200 рублей против 500 рублей за плацкарт из Питера + от 10 Евро за автобус из Хельсинки), зато нет никаких проблем, пересадок и ненужных переживаний по поводу провоза велосипеда в автобусе (и вообще возможности уехать на автобусе вовремя). Виза стоила 1300 рублей плюс 300 рублей за страховку на 10 дней - итого расходы на билетно-визовое обеспечение поездки составили 6400 рублей.
Карту для детального планирования я нашел в интернете, плюс кое-чем поделились в московском офисе МЕК - Финского бюро по туризму. Вот только карту российского участка я не взял, понадеявшись (как в последствии выяснилось, напрасно) на дорожные указатели - мне нужно-то было всего лишь найти и не пропустить единственную развилку.
Погода в день отъезда была неважной - похолодало, периодически накрапывал дождь, так что пришлось просить подвезти меня до вокзала - не хотелось мокнуть и пачкать велосипед, потом его было бы затруднительно разбирать и упаковывать в чехол. Посадка в поезд прошла абсолютно без проблем, с попутчиками почти не было проблем. "Почти" - потому что подросток, который ехал с мамой и дочкой, вознамерился читать книжку ночь напролет при включенном верхнем свете. Пришлось попросить его выключить свет и воспользоваться лампочкой индивидуального освещения. Еще была проблема с кондиционером - он там, похоже, имеет только два режима: выключено и включено. Было холодно, и сильно дуло - очень неудачно расположено вентиляционное отверстие.
Утром выяснилось, что семейство ехало до Питера. Ну и ладно, проще будет собираться. Погода - отличная, солнечно, и, судя по всему, очень тепло. Выгружаюсь на перрон и приступаю к сборке велосипеда. Из соседнего вагона выходят также два велосипедиста, и делают то же самое. Оказалось, они приехали из Москвы для того, чтобы проехать за день до Питера и на ночном поезде в тот же день вернуться в Москву!! Дороговато, однако, обойдется такая прогулка! Желаем друг другу счастливого пути, и они укатывают, а я продолжаю возиться с велосипедом. Обнаружил, что сломалось крепление переднего крыла, но почти сразу выяснилось, что, тем не менее, оно все-таки прекрасно справляется со своими обязанностями :-) Впрочем, погода не обещает никаких неприятных сюрпризов в виде дождя, так что крыло особо и не нужно.
Наконец, в 8:15 двигаюсь в путь. Где проходит дорога в сторону границы я знаю, ибо много раз ездил. Проезжая мимо замка, делаю несколько фотографий. В городе наметился некоторый прогресс - особо разваливающиеся здания закрыли лесами для реконструкции; ну что же, по крайней мере, со стороны набережной будет прилично выглядеть...
У границы города останавливаюсь чтобы купить бутылку воды и пару шоколадок (большая ошибка - они растаяли почти мгновенно, еле успел съесть их в более-менее твердой консистенции). Мимо проносятся машины с финскими номерами - стало быть, я на правильном пути. Теперь нужно найти правый поворот на Брусничное-Лаппеенранту. Но сначала - высоченный мост над Сайменским каналом.
Еду и еду - никакого признака большой развилки нет. Было одно ответвление направо, плохонькая узкая дорожка и знак "п. Калинина - 3 км". Я подумал, что это явно не может быть дорога на второй по значимости пограничный переход в Ленобласти, и поехал дальше. Еду, еду, еду - никакого поворота! Пытаюсь остановить машину и спросить - никто не останавливатеся. Видимо, из-за рюкзака меня принимают за автостопщика, или что еще похуже. Наконец, на повороте удалось перехватить поворачивающую машину. Мужики говорят, что вроде дальше только дорога на Торфяновку, а поворот на Брусничное был позади. Впереди виднеется какой-то знак, решаю доехать до него и посмотреть. Так и есть! Знак указывает на "Большое поле" - а этот населенный пункт уже есть на моей финской карте, и он находится на дороге на Торфяновку! Я пропустил нужный поворот, и придется вернуться назад. Засекаю расстояние, разворачиваюсь и еду. Оказалось, что я проехал 11 км в неправильном направлении. И за эти 11 км не было НИ ОДНОГО дорожного знака, который мог бы хоть как-то намекнуть, что я еду не туда - ни номеров дороги (трассы E18, на минуточку!), ни одного указателя. На подъезде к тому самому повороту на "п. Калинина" стоят сразу ДВА знака подряд - "Лаппеенранта" - налево!!! Почему же ни одного знака нет на подъезде с другой стороны?! Вопрос ритоический -
известно, для чего у нас ставят знаки. Вот поставить в Московской области знак "Киев налево, Харьков направо" (и больше ничего) - это да, можно. А на развилке между фактически Хельсинки и Лаппеенрантой - нет, нельзя. Результат - крюк в 22 километра.
(на самом деле указатель нагло врет. 39 километров - только до границы)
Как бы то ни было, теперь я на правильной дороге. Навстречу проносится большая группа финских байкеров (на мотоциклах) - видимо, поехали кутить в Выборг. А еще через некоторое время догнал уже двух велосипедистов - они остановились у последнего кафе чтобы попить кофе. Оказалось, это финны, возвращаются из Выборга. Вчера они туда приехали (также на велосипедах), переночевали и теперь едут обратно. "Мы едем медленно", - говорят, на что я отвечаю "тогда встретимся на пограничном пункте!". Через некоторое время - первый контрольный пункт, на въезде в зону Сайменского канала. По договору, она арендована Финляндией, поэтому там действует особый режим, даже почти пограничные столбики стоят. Девушка-пограничница смотрит паспорт с визой, говорит "Не похож!" и открывает шлагбаум. Юмор у них такой :-) Поскольку зона канала находится под финским управлением, то дорога сразу же становится хорошей и ровной, знаки - финскими (на желтом фоне). Можно смело считать, что фактически одной ногой я уже в Финляндии. Нахожу поворот направо и подъезжаю к каналу, как раз рядом с одним из шлюзов. Небольшая яхта плывет со стороны Финляндии, обмениваемся приветствиями. Яхта уходит в шлюз, а я собираюсь и еду дальше. Дорога петляет вдоль канала, дважды его пересекая, и наконец выходит к российскому КПП "Брусничное". Перед ним - длинная очередь автомашин, которую я объезжаю (мысленно показывая автолюбителям язык) до самого начала и встаю у светофора. Через минуту пограничник кричит "Эй, на велосипеде! Проезжай!". Поняв, что это мне, проезжаю на красный и встаю у КПП. Я читал что-то про декларацию, поэтому на всякий случай пытаюсь этот вопрос выяснить. Дождавшись очереди, спрашиваю "Я на велосипеде, мне нужно на него декларацию заполнять?", на что получаю ответ "Велосипед - он и есть велосипед, куда ж его писать, идите на паспортный контроль". Пока я это все выяснял, подкатили мои встречные финны. Здороваемся и прощаемся до следующего КПП. Впрочем, встретились мы раньше - я зашел в дьюти-фри купить воды, банку пива и бутылку морошкового ликёра Lakka Light (очень вкусная вещь!), а они покатили дальше.
(Шлюз. Закрыт. Яхта внутри.)
До финского КПП всего километра полтора езды, но сначала - государственная граница. Перед ней последняя проверка с российской стороны - штам в паспорте о выезде. И вот оно - столбики зелено-красные, столбики бело-голубые, камеры, и щит "SUOMI". Еще метров 500, и, объехав очередную очередь из автомобилей, подъезжаю к финскому КПП Nuijamaa. Небольшая очередь, несколько вопросов ("Где документы на машину?" - "Я на велосипеде", "Куда едете?" - краткое описание маршрута, и "Где будете ночевать?" - "В кемпингах и у знакомых") - и я теперь уже и официально тоже в Финляндии. Финны укатили вперед, так как я ждал на светофоре очереди. Сотрудники КПП на вопрос "А где тут у вас велосипедный маршрут номер 13?" делают большие глаза. Решаю ехать прямо, и по ходу разобраться. Но пока решаю позвонить и отправить СМС - так как пока еще работает российская сеть, а цены на роуминг у Мегафона нынче выросли в 2 и более раза и стали просто заоблачными (конкретно для Финляндии). Сонлце палит ужасно, я проехал уже более 60 километров, встаю под березкой на ответвлении в метре от дороги. Через минуту из дома выходит мужчина и что-то говорит по-фински. Я говорю, что не понимаю, тогда он по-английски говорит "Частная собственность". Сильно удивляюсь, извиняюсь, и уезжаю. Финны, которых я нагнал (оказалось, они зашли в магазин сразу после КПП) тоже удивились, когда я им это рассказал, сказали, что это очень нетипичное поведение. Возможно, жить рядом с КПП - не сахар, вот он и стал такой нервный.
Финны говорят, что велосипедная дорожка №13 плохо размечена, и они лично уехали совсем не туда, так что рекомендуют мне вместе с ними ехать по автодороге с аналогичным номером. Надо сказать, что прут они как самые настоящие лоси - на гибридах, без особого багажа, да и подготовка хорошая - несколько тысяч километров пробега только в этом году, не то что у меня, какие-то жалкие 30 километров - мне за ними трудновато поспевать, однако, с остановками на отдых (еще и жара страшная: +31 градус, я потерял счет воде, которую выпил!) доезжаем до развилки на Лаппеенранту. Финнам нужно найти оставленную где-то машину (точное место они забыли ;-)). Желаем друг другу успехов, и разъезжаемся.
Решаю ехать прямо, попав в город-спутник Лаппенранты. В R-kiosk покупаю мороженое и пакет сока. Я стормозил - там же можно было купить и местный пакет сотовой связи, но я их не заметил тогда, поэтому обзавелся местной связью только на следующий день. Передохнув и выпив почти весь сок, еду дальше в Лаппеенранту. По пути встречаю S-Market, где закупаю продовольствие и защитный спрей от солнца (кстати, у нас он стоит дороже - 400 рублей против 9.90 Евро).
Я еще не очень освоился с окрестностями, с ездой по карте, обращением с велосипедом - это мой первый серъезный велопоход. Лаппеенранту проскакиваю практически транзитом, купаться не решился - уж слишком много народу, да и велосипед с рюкзаком оставлять боязно, не привык я еще к цивилизованной стране. Лишь на городском пляже остановился, чтобы посмотреть на фестиваль песчаных замков. Открытие его, вообще говоря, завтра, но все уже практически готово.
Прокатившись по набережной, выезжаю на дорогу к Taipalsaari - следующем пункте моего назначения. Но жара заставляет задуматься о месте для купания. На карте их два, первое я так и не нашел, а вот ко второму вырулил, доверившись карте. Хоть она и двухкилометровка, но дороги на ней показаны точно. Народу - гораздо меньше. Вообще, в теории купаться можно почти в любом месте, но подходы к воде есть далеко не везде. В оборудованном же месте есть песчаный пляж, мостки, и кабинка для переодевания (вещи оставляют в ней же!). Вода холодная, градусов 18, но купаться в ней очень приятно, вылезать не хочется. Любопытно, но в это же время пошатнулась моя вера в то, что все молодые финны неплохо говорят по-английски. Оказалось, что в "провинции" это далеко не так. По-английски они могут только ответить на вопрос "Do you speak english?" что-то вроде "Not so well". Забегая вперед скажу, что в дальнейшем несчастная вера была практически растоптана ;-) Впрочем, две девушки все же смогли мне подсказать, где находится место для купания, сказав, что они как раз сами туда идут.
(Первый из обещанных дорожных знаков. Пока - мелко и издалека, дальше будут крупнее :-))
В Taipalsaari обнаружился уже закрытый магазин Siwa (практически, один из двух мною встреченных, второй - на каких-то задворках в Хельсинки. Видимо, дела у этой сети идут неважно - все захватили S и K Market'ы, а также Spar) и открытый киоск с мороженым, где я впервые приобщился к мороженому Валио. Финны вообще очень любят мороженое, я прочитал где-то, что они потребляют его по 14 кг на человека в год. Мороженое разнообразное (в том числе и с вездесущей лакрицей, но его я так и не попробовал) и очень вкусное. Я начал свое знакомство с мятного, так как его название было проще сказать по-фински (Mintti). Очень освежает и подкрепляет, хотя стоит недешево - шарик с вафельным рожком обойдется в 2 Евро, 2 шарика - 2.50. В городах цены бывают чуть подешевле. В итоге на мороженое я потратил около 20 Евро за 10 дней. В окрестностях Taipalsaari я также завернул к некоей крепости (Linnotus). Крепость можно сказать что не обнаружил, но виды сверху красивые :-)
Согласно плану, я должен был достигнуть в первый день деревни Savitaipale, где расположен кемпинг Karhurentie. Но время уже неумолимо клонилось к вечеру (напомню - поездка началась в 8 утра), километраж давно перевалил за сотню, я обгорел на солнце и устал. Дома кончились, и я въехал на лесную дорогу. До Savitaipale еще не менее 15-20 километров. Посматривая то на часы, то на километраж, то на окрестности, я осознавал, что с каждой минутой идея переночевать в лесу прямо здесь нравится мне все больше и больше. Наконец, увидев тропинку направо, я решился повернуть туда. Еще пара сотен метров - и обнаружилось место, вполне подходящее для ночлега. Воды, конечно, никакой нет, зато мягкий мох очень подходит для установки палатки. Да и до дороги далеко, меня оттуда совершенно не видно. Где-то не очень далеко шумят бензопилы - идет заготовка леса, но я расчитываю на то, что скоро это закончится, а в воскресенье люди все-таки будут отдыхать (так и случилось). Быстро ставлю палатку, готовлю скромный ужин, пью чай и заваливаюсь спать.
(Правда, это я уже утром сфотографировал)
За первый день пройдено 129.3 км.
Расходы:
Duty-Free (вода, пиво и Lakka Light) - 8.40 Euro
Сок и мороженое в R-Kiosk - 3 Euro
Покупка продуктов и средства от солнца (9.90) - 17.56 Euro
Мороженое Valio - 2 Euro
Итого: 30.96 Euro
Карта (без учета пути по России):
![](http://photofile.ru/photo/anton5ru/1391558/large/30299416.jpg)
Продолжение -
тут.