Автопутешествие по Юго-Восточному Казахстану или миссия на Марс - часть первая.

May 30, 2014 14:21





От автора.

Я долго думал, как же написать этот рассказ, как передать те чувства и эмоции, которые у меня были во время этого путешествия. В итоге решил, что оформлю рассказ нескольких частях. Первая часть будет полностью посвящена длинной  дороге и должна передать то предвкушение, что я испытывал перед тем, как  увидел национальный парк Алтын Эмель и Чарынский каньон. Последующие части рассказа будут полностью посвящены пейзажу и расскажут о прекрасных местах юго-востока Казахстана.
Предисловие.
Я всегда грезил севером, представлял осеннюю тундру и заснеженные горы. Истории о викингах, бороздивших северные моря, будоражили разум. Я никогда не думал о южных странах и на все предложения поехать туда, давал резкое - "Нет!"  Зимой, в очередной раз просматривая карты гугла, я решил посмотреть, что же есть в Казахстане. Просто стало интересно, так сказать для общего развития. Изучение начал с северо-востока страны, кликал по случайным фотографиям в надежде увидеть, что-то интересное, но кроме бескрайней степи ничего не попадалось. И тут я вспомнил, что один мой товарищ рассказывал, что собирается на майских праздниках в велотур по восточному Казахстану. Помню, как он показывал мне фотографию какого-то совершенно марсианского ландшафта, благодаря которому, первый раз в жизни мне захотелось посмотреть те края. Кстати место оказалось глиняным каньоном Шекельмес. Я быстро написал своему другу и спросил, что это за место и когда он туда едет. Он дал мне ссылку на тур клуб Русский Алтай и сказал, что едет с ними и предложил поехать вместе.

Близился новый год и я совершенно точно решил для себя, что хочу встретить его среди глиняных каньонов Шекельмеса. Нужно было решить, как же я туда попаду. Для этого я связался с ребятами из Русского Алтая, которые как раз занимаются организацией туров в подобные места. В процессе общения выяснилось, что Шекельмес зимой не самое лучшее место для посещения и в итоге я встретил новый год в республике Алтай на Мультинских озерах. Но несмотря на это, мечта осталась и даже стала чуточку сильнее. Во время новогодних праздников, я как можно подробнее узнал все об этом месте. И предложил ребятам поехать туда на майские праздники.

Через некоторое время, мне написал Иван из тур клуба Русский Алтай и сказал, что можно сделать большой фототур по северо-востоку и юго-востоку Казахстана и захватить еще больше удивительных мест. Назначали дату и стали понемного собираться.

Наступила весна, время пролетело очень быстро и оставалась всего пара недель до поездки. Я был в предвкушении, но тут нас ждала неудача - лопнула рессора на экспедиционной машине и путешествие оказалась под сомнением. Времени оставалось все меньше, а ремонт машины не продвигался. Было принято решение все отменить и перенести на другое время. К моему счастью, как раз на майских праздниках ребята организовывали тур для велосипедистов и у меня была возможно присоединится к ним в качестве фотографа (балласта). Особенно радовало то, что маршрут тура проходил по тем же самым местам, правда без Шекельмеса. Но это было совсем не страшно, так как главной целью поездки стали Национальный парк Алтын Эмель и Чарынский каньон, которые могли полностью компенсировать исключенный из программы Шекельмес.

На тот момент, для меня совсем не имело значения с кем и как туда ехать. Главное поехать, увидеть новые места и привезти интересные фотографии. Поэтому я тут же согласился.

Часть первая.

29 апреля, ранее утро, все вещи собраны, ждем машину. На улице пасмурная прохладная погода, вчера был снег. На деревьях только начали распускаться листочки. Автовокзал, стоим ждем автобус до Барнаула, именно от туда начинается основная часть нашего путешествия. Устраиваемся поудобнее, впереди целый день пути. То и дело идет снег. Да уж весна... Подъезжаем к Новосибирску, там тоже мрачно и холодно. Но несмотря на это, с каждым километром мы продвигаемся все дальше на юг, хотя пока это совсем незаметно.

До Барнаула оставалось четверть пути. Делаем остановку возле придорожного кафе.. Я нехотя выползаю из автобуса, чтобы размять ноги, стоим с Аней, смотрим по сторонам и тут я замечаю машину с велосипедами на крыше. Говорю Ане - "..смотри, вон велосипедисты куда-то едут. Наверное на Алтай..." Но вот что странно, машина показалась очень знакомой, а велосипеды на ней еще больше подтверждали мои предположение.. И тут я вспомнил, что это машина ребят из Омска, которые ездили с нами зимой на Алтай. Заходим в кафе, осматриваемся и видим за дальним столиком знакомые лица, уверенными шагами идем к ним. Вот так встреча!  - "..Вы тоже с Иваном в Казахстан едете? - Ну да. - А вы с великами? - Нет, мы с фотоаппаратами. - Где ночуете? - У Ивана. - Ну и мы там же. - Вы  наверное на автобусе. - Ну да. - Так поехали с нами!" После нашего короткого диалога я пошел к водителю нашего автобуса, чтобы объяснить ситуацию и забрать наши вещи.

Настроение и атмосфера путешествия резко улучшились, небо стало светлеть, облака рассеялись, а солнце засветило ярче. Я взбодрился и принялся рассказывать о прошедшем путешествии на Байкал и расспрашивать, как дела у наших товарищей.

За разговорами время пролетело незаметно, не успел я опомниться, как мы уже были в Барнауле. Быстро проехали через весь город и свернули куда то на окраину в частный сектор, прям к дому где живут Ваня и Света организаторы нашего тура.

У ворот мы встретили Ивана, он загружал в машину продукты для нашего путешествия. Подготовка шла полным ходом, до старта осталась всего одна ночь. Я подошел к воротом а оттуда с довольной мордой вынырнула огромная псина, среднеазиатская овчарка Тая, знакомая нам еще по зимнему Алтаю. Узнала!  Я очень хотел, чтобы она поехала с нами, но перед отъездом ее укусил клещ и она подцепила пироплазмоз, так что врачи сказали сидеть дома и пить по больше жидкости)

Мы зашли в дом, бросили свои вещи, вкусно поужинали и пора было идти спать. Но спальных мест совсем не было, тем более для такой оравы. В доме был второй этаж, правда еще недостроенный и холодный. Пришлось лезть туда - а там прохладно и жуткие сквозняки. Ну ничего нам не привыкать, тем более это хорошая разминка для организма, перед длительным путешествием. Расстелили на полу коврики, одели на себя как можно больше вещей и залезли в свои спальники.

Ночка выдалась немного экстремальной, задувало так, что мама не горюй. Я то и дело просыпался от того, что замерзают ноги, вечером по своей дурости я не надел вторые носки. Спасал Анин спальник, я просовывал в него свои ноги и там согревался. Под утро стало совсем холодно, я погрузился в какое-то странное состояние сна. Прозвенел будильник и нужно было вставать. Я пулей выскочил из спальника и спустился на первый этаж, взял все свои вещи и потащил в машину. Удивительно но все собрались очень быстро и без промедления выехали к месту сбора с другими участниками тура.

Встреча была назначена на парковке супермаркета, где нас ждали еще 3 машины и 19 человек участников, среди которых мы встретили еще несколько старых знакомых.

Проверяем еще раз все вещи, ребята укладывают свои велосипеды в прицеп, кто-то идет в магазин. Собрались, рассаживаемся по своим местам и едем.

За окном мелькают бесконечные поля Алтая, небо тяжелое и серое, а на душе очень спокойно и радостно - медитативное состояние.

Так и прошла первая половина дня. Ближе к вечеру мы добрались до поселка Колывань, расположенного на берегу Колыванского озера. Кстати озеро очень живописное. На его берегах раскинулся красивый скальный комплекс из десятков каменных столбов и других форм гранитных останцев. А над озером, на самой высокой сопке, прямо на вершине строится новая обсерватория  Алтайского оптико-лазерного центра имени Г. С. Титова.

Делаем первую длительную остановку и идем смотреть окрестности.



Строящаяся обсерватория.





Гранитные останцы вокруг озера.



Да уж весна только-только пришла в эти края.



Действующий комплекс Алтайского оптико-лазерного центра имени Г. С. Титова.



Пожар в степи.

Вдоволь нагулявшись, мы двинулись дальше. До вечера нужно было пересечь границу.

Последние километры и мы на месте, стоим в очереди на таможенном пункте. Очередь двигается очень медленно, хотя меня заверяли, что это еще очень даже быстро. Бывает так, что и около 5 часов можно простоять на одном месте.

Шлагбаум поднимается и мы проезжаем на пункт досмотра, сотрудник говорит нам выйти из машины и идти для досмотра документов. Заходим, ждем своей очереди. Подхожу, здороваюсь, подаю свои документы, а в ответ очень жесткое - "встать, на меня смотреть!" Вот так вот и работают, наверное им стоит поучится быть хотя бы чуточку вежливее, хотя бы со своими гражданами. Ну да ладно, зато быстро. Едем к казахской границе. Вот и другая страна, все точно такое же, только поменялись лица. По территории ходит важный казах в камуфлированной форме и указывает всем, что делать и куда встать, ну как в тюрьме... Проходим на досмотр документов, опять очередь, заполняем какие-то бумажки. Начали вызывать, все хорошо, прошли. Садимся в свою машину и ждем пока закончат остальные.

Пока проходили границу совсем стемнело, нужно искать место для ночлега. Едем в сторону Усть-Каменногорска. До города совсем близко, рукой подать. Машины останавливаются, Ваня по рации говорит -  "..идем на разведку, вроде какие-то деревья, вдруг там можно встать." Одна машина уезжает и скрывается в темноте полей. Слышу, кричат - "Давай сюда, тут нормально."

Вытаскиваем вещи из машины и идем ставить палатку, земля не очень ровная, но терпимо. Пока разбивали лагерь, ребята начали готовить ужин, все ждут, хочется есть. Над головой небо усыпано звездами, верчусь по сторонам и не могу понять где я нахожусь, ну да ладно. Быстро поужинали бутербродами, основное блюдо ждать не стали, пошли с Аней в палатку, хочется побыстрее заснуть и завтра продолжить наше путешествие.

Утром проснулся от гудка машины, общий сигнал к подъему. Хочу спать, поворочался и залез еще глубже в спальник. Кстати спать было не так холодно, как на чердаке. Снова уснул, через некоторое время меня разбудила Аня, говорит все уже завтракают, вставай! Нехотя одел обувь и вылез, пошел пить чай. На улице стоял прекрасный солнечный день. Чистое голубое небо и теплое солнце. Все позавтракали, собрались и поехали, сегодня нужно проехать довольно большое расстояние.

Где-то в средине дня делаем остановку на обед. И узнаем, что наши велосипедисты поедут своим ходом около 70 км, если мне не изменяет память. Пока все собираются и обедают, мы достаем камеры и идем снимать.



Типичный пейзаж для северо-востока страны. Очень похоже на мои родные места в Забайкалье.



А это так вообще похоже на недостроенный водозабор возле деревни Гаур в Забайкалье.



Первые велосипедисты отправляются в дорогу.



Все уехали, мы остались в машине втроем: Аня, я и Алексей водитель машины. Пока ждали всех участников, на горизонте приглядели интересные сопки, решили, что пока все едут, заглянем туда и немного поснимаем.



Едем.



Вот и они, прикольный скальный комплекс, а за спиной очень красивый степной пейзаж .



Ходим, любуемся и тут что-то очень зеленное выскочило у меня из под ноги и пробежало в кусты. Кричу Аню, говорю: "Смотри там, что то живое." Присмотрелись, а там маленькая мила ящерка высовывает свою мордочку из травы. По приезду домой погуглил что это за зверь такой, оказалось это Прыткая ящерица.



Погуляли, поснимали едем дальше. По дороге забрали велосипедистов, едем почти без остановок до самого вечера.

Ландшафт поражал своей красотой, периодически посреди степи виднелись огромные скалы похожи на те, что мы видели днем, только другого цвета. Параллельно нам, тянулась нитка железной дороги и шел состав в голове которого был тепловоз. Для меня было открытием, что в Казахстане нет электровозов, по крайней мере на этом направление. Вообще все происходящее за окном нашего автомобиля, было похоже на дикий запад. Сижу и думаю, вот сейчас выскочат бандиты или индейцы на своих лошадях и начнут перестрелку с охраной поездка. Вообще та часть Казахстана, которую мы видели, очень похожа на южные штаты США. Местами было ощущение, что я попал в фильм Терминатор, в ту сцену где Сара Коннор едет на своем красном джипе по пустыне в конце первой части  или как в третьей части Терминатор удаляет из себя топливный элемент и бросает его за окно автомобиля. Было очень круто. Думаю в следующий раз, если поеду туда то уделю этим места как можно больше времени.





Где же индейцы?



А вот у этой скалы я бы с удовольствие провел день или два.





Дороги бы по ровнее и по шире и вообще было бы как в штатах.



Строящаяся мечеть, прямо у дороги.

Темнеет, снова надо искать место для ночлега. Уже почти ничего не видно, по карте находим речку и едем к ней. Спускаемся с дороги, вроде место ровное, вода есть. Ставим лагерь и идем за дровами. А вот собирать дрова в степи это отдельный квест, там повсюду растет мелкий и очень колючий кустарник, и нужно выискивать в нем сухие веточки, которые хорошо горят. Но сухих веток мало, поэтому пока наберешь приличное их количество - исцарапаешь все руки, даже в перчатках.



А вот наш лагерь, прямо посреди степи. В таких местах очень сильно чувствуется пространство, ощущаешь себя очень маленьким и незначительным, но при этом свободным. Теперь я понимаю почему кочевники не уходят из таких мест.



Утром выяснилось, что ночевали возле кладбища и какой-то небольшой фермы. Кстати, кладбища в Казахстане это вообще отдельная тема. Я не знаю подробностей, но судя по всему у них принято строить для умерших склепы, размеры и форма склепа зависят от положения и финансового состояния покойного или его родственников. То, что вы видите на фотографии выше, это еще очень скромный пример того, что можно встретить вдоль трассы на пути из России в Алма-Ату.  Бывает просто циклопические строения, некоторое даже можно назвать архитектурными памятниками. Наверное сказывается древняя курганная культура степных народов. Или просто тяга к красивому. Одно я знаю точно, умирать в Казахстане очень дорого, особенно если хочешь оставить след в истории.

Снова сборы и снова в путь. Кстати именно первая половина третьего дня в плане ландшафта была самой унылой за всю поездку. Бесконечная и абсолютно ровная степь и иногда встречающиеся соленые озера. Унылей пейзажа я в своей жизни не видел. Даже утренний относительно ровный пейзаж был более разнообразный и живой по сравнению с тем, что я наблюдал за окном сейчас.

На обед остановились в придорожном кафе прямо на границе с Алма-Атинской областью. Кафешка оказалась очень крутой, вкуснее лагмана чем там я еще не пробовал. Да и хозяйка кафе встретила нас очень по-доброму, а скорость обслуживания была просто на высоте. Утолив свой голод, едем дальше.

Вдруг  дорога пошла  в гору, появились деревья, трава стала более сочной и зеленой. Мы поднялись на вершину перевала, а там потрясающий вид на горы Джунгарского Алатау. Именно в тот момент я увидел другую сторону Казахстана - живую очень контрастную, где на каждом шагу были сады с плодовыми деревьями и зелеными стрелками тянулись к небу пирамидальные тополя. Ну все теперь мы точно на юге. Даже в воздухе, что-то переменилось. Если честно, в тот момент я очень надеялся, что мы заночуем в похожем месте, а лучше прямо тут. Но конкретики совсем не было, главное нужно было проехать как можно больше километров.



Ближе к вечеру мы заехали в деревню, если не ошибаюсь - Антоновка. Одной из машин нужно было залить масло, по-этому все остановились возле обычного магазина, а водитель поехал искать автозапчасти.

Пока мы прохлаждались в тени садовых деревьев. Один из участников нашего тура пошел знакомится с местными жителями и не успели мы оглянуться, как один из казахов уже вез в нашу сторону телегу дров, а другой тащил барана на убой. Оказалось, что наш товарищ покупает барана и сейчас его специально для нас будут резать. Мнение по этому поводу очень сильно разделилось, поначалу было смешно, так как никто не думал, что это все серьезно. Но потом оказалось, что этот поступок будет стоить нам двух часов нашего времени и жизни барана, которого есть особо никто не хотел. Наша машина решила не стоять на месте, а проехать дальше и посмотреть, что есть в округе. Доехали до соседнего села и встали возле заправки, оттуда открывался неплохой вид на предгорье.



Мы дождались остальных машин, все заправились и колонна поехала дальше. Сегодня нам нужно было добраться до города Талдыкорган и даже чуть дальше в одно из ущелий расположенных прямо за городом. Времени оставалось все меньше, солнце опускалось к горизонту. Было забавно, с одной стороны дороги возвышались прекрасные горы а с другой было бескрайняя степь. Такой вот казахский контраст.



Я не помню сколько мы еще ехали, но мой организм забил на все и начал отключатся. Помню отрывками как мы проезжали через Талдыкорган и искали там дорогу, выезд из города. Окончательно я очнулся когда все машины остановились и я услышал, что ночуем тут. Выхожу из машины, слышу шум горной реки, вокруг небольшие горы, судя по всему - мы в ущелье. Разбиваем лагерь, кто-то готовит ужин. Иду помогать с приготовлениями, хочется побыстрее поесть. Кроме звезд и черных силуэтов гор ничего не видно, походил вокруг лагеря, посмотрел, что можно снять, но ничего не понравились, позвал Аню и мы пошли спать в палатку.

Утро снова встречало нас теплым южным солнцем и чистым небом. Вокруг цвели плодовые деревья, шумела река и как-то очень по летнему переливалась роса на траве. Сегодня велосипедисты идут через горный перевал на южную сторону Джунгарского Алатау. И пока они это делают у нас есть время проехать по дороге ведущей в горы, чтобы посмотреть, что тут есть интересного. А затем мы должны объехать горный массив и встретить ребят с другой стороны, в поселке Горничий.

Едем... По всюду развалины старых шахт, стены которых разукрашены разными предупреждающими знаками. Там - знаки радиации, а там - осторожно газ. Масштабы строений совершено поражают. Сколько же времени и человеческих сил понадобилось, чтобы пробить все эти тоннели и каналы сквозь горы.







Потом дорога закончилась, а если точнее то ее перегородил снежный обвал и машины не смогли там проехать. Спустившись немного вниз, мы остановились напротив каких-то бетонных строений, возведенных прямо над рекой. И тут меня посетила отличная мысль, раз уж снимать мне тут совершенно нечего, пойду купаться... ээм... ну как купаться, скорее раздеться, лечь в воду и выскочить оттуда с криками - вода обжигающе холодная.



Время начинало поджимать и пора было заканчивать с экскурсией.



Выезжаем из ущелья. По всюду цветут плодовые деревья, погода очень приятная и комфортная.









Приехали в Горничий, не обошлось и без приключений. В одном из поселков, которые встретились нам по дороге, наш навигатор завел нас под знак запрещающий поворот на право, но в то же время GPS утверждал, что нам туда и больше никак объехать нельзя. Пришлось лезть на встречку. Хорошо, что никого не было  и мы быстро выехали туда, куда показывал наш навигатор.

Впервые за долго время, дорога была очень живописной. Куда бы я не смотрел красота было везде. Горы, цветущие деревья, зеленные поля раскинувшиеся на пологих холмах, в общем одно удовольствие, а не дорога.

В Горничем тоже было несколько происшествий. Сначала к нам подошли местные пограничники и давай нам затерать, что тут какая-то погранзона и нам надо было брать разрешение. Потом попросили документы на досмотр, но в итоге сказали, что мы дружим странами и к нам вопросов больше нету. Даже денег не попросили))

Пока общались с погранцами и смотрели достопримечательности, время близилось к 5 часам и наши велосипедисты должны были приехать на точку сбора.  Время шло, но никого не было и по рации никто не отвечал. Потом к нам подъехали, три русских мужика на уазике, вроде как егеря. Поздоровались, познакомились, рассказали им про нашу группу в горах, на что они ответили - в горах много снега, скорее всего ваши только по темноте смогу дойти. Ну блин, успокоили, а мы уже решили, что в этот день, будем в национальном парке Алтын Эмель. Ну что же, будем сидеть ждать. Можно попробовать, что-нибудь поснимать и что-нибудь посмотреть из местных достопримечательностей.



Лошади на фоне гор Заилийского Алатау.



Типичное строение.



На берегу реки.





Аня пытается накормить осла сладким перцем. Кстати, ослов довольно много и они  активно используются людьми в работе.



Пока бегали за ослом, по рации с нами связался Ваня и сказал, что они скоро будут.



Времени прошло уже много, а их все еще не было, по рации периодически были слышны их разговоры с Женей из которых было понято, что они сбились с пути и не могут найти тропу, чтобы спуститься к поселку.

Потом кто-то сказал, что наши велосипедисты спускаются и нам нужно подняться выше под дроге, чтобы встретить всю группу. По пути встречаем одного из велосипедистов, он показаывает где нас ждет остальная часть группы. В темноте разбиваем лагерь, ребята готовят ужин, а мы с Аней не дожидаясь вечерней трапезы берем камеры и идем снимать ночные сюжеты.



Наш палаточный лагерь в правом нижнем углу.



Утром после долгих разговоров и сборов мы отправились к главной цели нашего путешествия - к национальному парку Алтын Эмель.

Конец первой части.

Казахстан, Миссия на Марс

Previous post Next post
Up