Многое случилось в уходящем году - хорошее и не очень. Но, пожалуй, одна из самых душещипательных историй - как я сперва утопил, а потом долго ремонтировал камеру.
В 2009 году я первый раз попал в Карелию и в первый же съемочный день я умудрился утопить телефон. Правда, утопил я его не насмерть, и после пары часов под жаркими лучами солнца аппарат высох и ожил. Но из царства смерти телефон вернулся не полностью - пара кнопок на клавиатуре перестали работать. И тогда Ваня Дементиевский, который и вытащил меня в карельский поход, с ухмылкой сказал: "Ну ничего, купишь себе iPhone 3G и на следующий год в Карелии его утопишь". Осенью прошлого года первая часть пророчества сбылась, и когда летом на горизонте замаячила долгожданная поездка на север, я невольно призадумался.
Карельский поход день за дням шел без особых потерь техники, и я уж было расслабился. Но не тут-то было. В один из последних дней природа порадовала нас красивым восходом. При виде ярких рассветных красок я потерял голову и ринулься в воду на уже присмотренное место, откуда открывалась интересная композиция. Но скользкие от торфяной воды гранитные валуны Карелии не терпят спешки: один из невидимых подводных камней услужливо подставил мне свой мыльный бок, и я вместе с камерой начал заваливаться на бок. Каким-то немыслимым образом я умудрился сохранить равновесие не плюхнуться в воду. Но ценой этому стал взамх левой рукой, в которой я как раз нёс штатив с установленной на нем камерой. Так техника на несколько роковых секунд оказалась полностью под водой.
В первый момент меня совершенно не заботило, что я утопил камеру. Единственная мысль, которая пульсировала уменя в голове: "Надо сделать кадр. Свет уходит. У меня на объективе вода - здоровенные капли воды... Надо их протереть - у меня в кармане должен быть носовой платок... его там нет... Ах да, я его выложил. Надо срочно что-то делать! Флиска не впитывает, но можно хотя бы размазать капли - контраст потом поправлю". Вот с такими мыслями я судорожно отряхивал камеру и объектив от воды, выставлял камеру на штативе и набирал градиентные фильтры.
Кадр я в итоге сделал, но к полудню того же дня Nikkor 24-70 f/2.8 отказался автофокусироваться. Густой слой конденсата на всех линзах намекал, что вода всё же просочилась через уплотнения и сделала своё мокрое дело. Камера, между тем, вела себя нормально, но вот с объективами AF Nikkor 80-200 f/2.8 и Tamron 90mm f/2.8 macro камера настырно выдавала ошибку fEE - кольцо диафрагмы не зафиксировано в крайнем положении.
Но на следующий день меня ждал сюрприз: последние остатки влаги под лучами солнца выпарились из 24-70, и автофокус на нём снова заработал, да и телевик внезапно перестал выдавать назойливую ошибку. Казалось бы, всё вернулось на свои места - Карелия напугала меня, но отпустила почти без потерь. Только радоваться мне оставалось недолго. С месяц телевик работал нормально, а потом снова начал выдавать уже знакомую ошибку. Да и штатник вёл себя очень странно: до двух метров фокусировался без проблем, а от двух начинал выдавать явно заметный полуметровый фронт-фокус, который не получалось исправить внутренними настройками камеры. Вот так и получилось, что Ванино пророчество, хоть и не в точности, но сбылось.
Я решил, что мучаться с такой техникой не стоит (ага, лучше мучаться без техники) и решил сдать железных работяг в сервис. На тот момент Nikon ещё не открыли свой собственный сервис (интересно, а сейчас он уже заработал?) и я обратился к афторизованным ремонтникам. Таких контор в Москве оказалось две: Сивма и ИнтреРадиоПрибор (ИРП). Начал я естественно со звонка в каждую контору. В Сивме меня внимательно выслушали, и сказали, что цена ремонта камеры будет в пределах 7500, а с объективом не всё очевидно - если дело ограничится простой юстировкой, то 1800. В противном случае меня ждёт замена всего линзового блока, а это уже совершенно другой порядок цен - 35 тысяч. Время ремонта для камеры специалисты из Сивмы установили в 2-3 недели и для камеры, и для объектива. "Долговато" - подумал я.
Но есть ведь альтернатива - ИРП. Звоню туда. Приятная девушка на другом конце провода внимательно выслушала симптомы камеры и уверенно сказала: "Эту проблему мы знаем. Стоить будет 12 тысяч, сделаем за неделю, максимум две". Проблемы объектива её совершенно не удивили, и она не менее уверенно заявила: "4200 рублей за ремонт, сделаем за две недели, максимум три". На носу у меня была пара репортажей, и я решил, что время для меня важнее, чем деньги. На следующий же день я собрал искалеченную технику и отправился в офис ИРП.
В небольшом, заставленном коробками и увешенном сертификатами офисе меня встретил какой-то мутный тип. Он взял камеру, долго её рассматривал. Потом выслушал мою историю и симптомы. Когда приёмщик услышал рассказ про объектив и ошибку fEE, он включил камеру и начал фокусироваться и фотографировать. "Вы так ничего не увидите - с этим объективом камера работает нормально". Мутный тип как будто бы пропустил мои слова мимо ушей. "А у вас тот объектив, который не работает, с собой, - спросил он, и когда услышал отрицательный ответ, с негодованием выдал - Ну и как, по-вашему, наш мастер должен с вашей проблемой разбираться?" Терпение у меня к этому моменту начало постепенно заканчиваться. И тут приёмщик увидел сколы и царапины на корпусе камеры, вспышке и горячем башмаке (я уронил камеру когда репортажил парад в честь Дня Святого Патрика).
- А вы видели, что у вас тут сколы?
- Да, видел. Проблема не в них.
- Ну у вас вся вспышка в сколах. Она вообще работает?.. Как она тут открывается... Откройте вспышку.
- Вспышка меня сейчас не интересует. Она тут совершенно не при чем.
Он всё же настоял, чтобы я открыл вспышку, и даже сделала пару кадров. Убедившись, что вспышка работает, приёмщик перешел к оформлению заказа. И вот тут меня ждал новый сюрприз. Просмотрев прайс-лист на ремонт негарантийной техники, мужичок выдал: "Ремонт камеры - 15 тысяч без запчастей. Но запчасти точно понадобятся, так что будет дороже. Объектив... 8500 минимум". Вот так да. Оказывается, цены, которые мне назвали по телефону неплохо отличаются от реальных. Но ИРП уже размахивался для нового удара. По условиям их договора ремонт длится не менее 20 дней, а в отдельных случаях может быть продлен до 80.
- И что, быстрее вообще никак? - спросил я у приёмщика.
- Нет, никак. Пока ваша камера пройдёт все участки у нас в центре. А у нас сейчас вообще работы полно.
- Но мне по телефону сказали, что могут чуть ли не за неделю-две всё сделать!
- Ну за две - ещё может быть, хотя маловероятно. А за неделю - вообще глупость. Не может быть такого.
Должно быть от безнадежности и простой неожиданности я подписал квитанции на ремонт и оплатил 5 тысяч задатка - по совместительству плату за диагностику. И толко когда я увидел квитанции, я внезапно вспомнил, что с этой конторой я уже имел дело. Именно здесь мне ремонтировали DVD-HDD-плеер LG. Несчастную железяку ремонтировали трижды, да таки не доделали до конца - дефект, с которым его сдали в ИРП в самый первый раз, вылез месяца через два после третьего ремеонта.
Потянулись долгие дни без камеры - дни без съемок и выездов. Дни отдыха. И обратный отсчет 20 дней до вердикта сервис-центра. на 18 день мне позвонили из сервиса, и моя собеседница сухим голосом вынесла приговор: полная коррозия основных элементов камеры, ремонту не подлежит. Объективу "повезло" не меньше - полная коррозия всех электронных элементов камеры, требуется замена линзового блока. Вот так поворот событий. Естественно, я отказался от ремонта. После отказа камеру мне везли с неделю, да ещё и не соизволили позвонить, когда камера пришла в пункты выдачи.
Но я решил не сдаваться, не ставить крест на моей семисотке, которая прошла со мной немало тягот походов и репортажей, и отвёз её в "Сивму". Когда я достал из кофра камеру и объектив и выложил их на стойку, девушка-приёмщица слегка удивилась. Но после моего рассказа о том, как именно пострадала техника, гла у неё окончательно округлились. Впрочем, она быстро пришла в себя и сказала, что их сервис принимает технику только с механическими дефектами - они дают гарантию на свой ремонт, с утопленниками никогда не знаешь, что у них забарахлит в следующий момент. "Давайте поступим так: вы мне сейчас ничего не говорили. Я просто сдам камеру нашим ремонтникам - пусть ковыряются". На том и порешили.
В этот раз я уже мысленно успех похоронить камеру, и даже не ждал звонка из "Сивмы". А зря. Прошло не больше двух недель, как мне позвонили из сервиса. "Здравствуйте. Вы сдавали объектив, так вот наши ремонтники проверили - с ним всё нормально. Дефект камеры определили - починим за два дня, это обойдётся вам в 5200. Вы согласны?" Ещё бы я был не согласен! А раз так, вы мне ещё и матрицу приведите в порядок!
Я забрал камеру уже на следующей неделе. Мою технику вынесла та же сотрудница, которая принимала у меня камеру. Она узнала меня, протянула камеру и объектив и с хитрой улыбкой сказала: "Пожалуйста, постарайтесь больше не топить их".
Вот такая история. Пусть она останется в прошлом году. А вам, дорогие читатели, я от всей души желаю, чтобы ваша техника, какой бы она ни была, служила вам верой и правдой и никогда не подводила. А если, как пел Бутусов, когда-нибудь случится беда, пусть рядом всегда будет квалифицированный специалист, который сможет решить ваши проблемы быстро и профессионально.