Есть в современной России уникальный аэродром, а именно аэропорт Сеймчан который находится в Магаданской области. Возможно, это единственный действующий аэропорт который был построен во время Великой Отечественной войны и работал для фронта, его здание сохранилось до настоящих дней в неизменном виде.
Теперь немного истории, 9 октября 1941 года Государственный комитет обороны принял решение об организации доставки самолётов из США в СССР по воздуху. Руководителями ГКО изучались несколько маршрутов, доставки самолетов из США в СССР и в конечном итоге был утвержден маршрут через Берингов пролив, Чукотку, Колыму, Якутию и далее до Красноярска. Если быть точнее по территории СССР маршрут был такой Уэлькаль-Анадырь-Марково-Омолон-Сеймчан-Оймякон-Хандыга-Якутск-Олекминск-Киренск-Нижнеильимск-Красноярск.
Трассу разработали и утвердили в течении трех дней. По воспоминаниям командира первой перегоночной авиационной дивизии Ильи Мазурука дело было так:
«Неожиданно вызывают в Кремль - на заседание ГКО. Там Сталин задает мне вопрос:
- Можно ли по недавно проложенному Северному морскому пути доставлять самолеты из США?
- Нельзя, - отвечаю. - Все замерли...
- Почему? - сверлит взглядом.
- Наступает полярная ночь. Авиация там еще на уровне подсобной. Очень мало аэродромов, на них ничтожен запас горючего. Его сможем завезти в навигацию 43-го года...
Сталин поворачивается к Ворошилову: - Да, запасы наши в Рязани... Чем вы занимались вообще?!
И - уже мне: А через Камчатку?
- Тоже невозможно. Самолетам придется долго быть над морем. Джугджурские горы. Здесь также неблагоприятные метеоусловия, для истребителей путь длинный и непригодный. Негде создавать площадки.
Сталин идет к столу, переворачивает листки календаря, что-то пишет, а затем говорит Ворошилову и Новикову:
- Послезавтра доложите. Трасса должна быть...»
Аэродром Сеймчан являлся важным звеном авиатрассы. Он находился на середине маршрута между Фербенксом (США) и Красноярском (СССР). На аэродроме базировался 3-й перегоночный авиационный полк воздушной трассы Алсиб (Аляска-Сибирь), в его задачу входило перегонять самолеты из Сеймчана в Якутск. Строить аэродром поручили тресту Дальстрой НКВД СССР. Строительство началось весной 1942 года и производилось в круглосуточном режиме.
Затрудняла строительство, вечная мерзлота. Аэродром сооружали на берегу реки Сеймчан, неподалеку от ее устья и реки Колыма. В Сеймчане полосу сделали грунтово-гравийную. Сложные геологические условия и вечная мерзлота потребовали при строительстве грунтовой взлетно-посадочной полосы огромных трудовых затрат. Было снято и вывезено 37 500 кубометров торфа, после чего строители освоили еще 44 200 кубометров земляных работ, в строительстве принимали участие тракторы ЧТЗ-60, взятые у Дальстроя.
Официально трасса открылась 7 октября 1942 года, в этот день начались полеты по трассе США - Уэлькаль - Марково - Анадырь - Сеймчан и далее через Якутск на Красноярск. C 1942 по 1945 год по «Алсибу» пролетели почти восемь тысяч одномоторных и двухмоторных самолетов с тоннами грузов и тысячами пассажиров. На советском участке трассы произошло 39 катастроф, 49 аварий, 131 поломка и 60 вынужденных посадок. Погибло 114 человек. И это только официально учтенные потери. До сих пор на всем протяжении трассы находят разбившиеся самолеты и останки летчиков.
На фотографии ниже Вы видите как самолеты летят над Верхоянским хребтом, одним из наиболее сложных участков перегонки на всем участке воздушной трассы. Опасная красота - в случае отказа мотора летчика мог спасти только парашют. Но вызволить его из ледового плена гор уже не могла никакая экспедиция.
Приглядитесь - здесь виден разбившийся самолет. «Аэркобра» потерпела аварию, летчик погиб. Сами пилоты говорили с грустью, что их могилы на каждом сотом километре от Чукотки до Урала...
За прошедшие года на Колыме мало, что поменялось, так же на тысячи километров тянуться безжизненные сопки, отсутствуют дороги, населенные пункты находятся друг от друга за сотни километров.
Фотография на пямять с боевыми товарищами!!!
Слева направо О. Вышинская-Захаренко, Р. Шинкарева-Славина, аэродром Сеймчан 1944 год. Дорога к коттеджу
После войны аэропорт активно использовался на местных воздушных авиалиниях, осуществлялись регулярные рейсы в населенные пункты Магаданской области, Чукотки, Якутии. В аэропорту базировалась авиалесоохрана, геологоразведка, ледовая разведка, для решения строительных, медицинских и сельскохозяйственных задач. На фотографии 50-е годы, заход на посадку в аэропорт Сеймчан самолета Ли-2.
Как мы уже с Вами знаем, аэропорт построили в максимально сжатые сроки весна-лето 1942 года. Вы обратили внимание, что здание аэропорта похоже на теремок из русских сказок? А ведь его строили во время войны. Представляете, сколько это «лишней» работы в условиях дефицита времени по сооружению всей инфраструктуры аэропорта. Строители оказались с душой и построили надежное, крепкое и красивое здание, а ведь могли поставить обычный барак.
Надежное и крепкое, так как после его постройки, никто ему капитальный ремонт не проводил. Вот так аэропорт выглядел в 1985 году.
Вот так сейчас, в 2017 году. За прошедшие годы здание пришло в упадок и нуждается в реконструкции, за последние 25 лет его несколько раз пытались снести, сжечь или разобрать на дрова. Не дали местные жители, за что им отдельное спасибо.
В 2015 году аэропорт Сеймчан был признан одним из самых худших аэропортов в мире. Думаю почему это произошло объяснять не надо.
Но есть и хорошая новость в той истории, в конце 2016 года аэропорт Сеймчан признали объектом культурного наследия и рекомендовали включить в единый государственный реестр объектов культурного наследия как памятник истории и архитектуры Магаданской области. Теперь здание аэропорта находится под охраной государства. История на этом не заканчивается, для потомков будет сохранено это историческое здание и возможно уже в ближайшее время здание начнут реставрировать и приводить в божеский вид.
Спасибо за возможность побывать в аэропорту Сеймчан авиакомпании СиЛА (Сибирская легкая авиация) и
Дальневосточной команде споттеров, надеюсь Вам понравилось…
P.S. При подготовке статьи использовались фотографии из социальных сетей, сайта:
Моя Родина-Магадан,
АЛСИБ Сохраненные фотографии,
История государства.
Добавляйтесь в
друзья, можно в
facebook,
twitter,
одноклассники,
вконтакте и будете в курсе событий