Архыз 2016. Окрестности Турьего озера.

Feb 15, 2017 22:08

Предыдущая серия. Пик Динника.                                                                                                                     В самое начало.

На следующий день у нас в планах стояло встретить нашего товарища на перевале Федосеева и пройти связку перевалов Агур-Мылгвал. Но для описания имеется затруднение - дело в том, что про перевал Агур почти нечего сказать, а прохождение перевала Мылгвал у нас задержалось еще на день. И фоток почти нет. К тому же я не докончил рассказ про Турье озеро. А про него есть еще что рассказать.
Во первых, название. Турье. Туры там действительно есть:

Туры на озере Турьем убегают от нас в тумане пещеры Туманной в сторону Турьего плато :--)

Чтобы описать окрестности Турьего озера нелишне напомнить геоморфологическое строение местности.
Вдоль реки Архыз на севере возвышается хребет Абишара-Ахуба. Этот хребет является составной частью Передового хребта, в котором находится Эльбрус. В сторону реки Архыз он обрывается крутыми склонами, в обратную сторону - на севере - склоны более пологие. На севере к хребту примыкают боковые хребты, причем реки в долинах между боковыми хребтами сливаются все одна в другую и в конце концов в районе Зеленчукской впадают в реку Б. Зеленчук, которая и есть река Архыз, повернувшая с востока на север. Все озера находятся в верхних цирках и в запруженных долинах.
Любой поход включает в себя пару перевалов через основной хребет (вход в район-выход, кроме случаев, если поход начинается от Зеленчкуской). Все остальные перевалы находятся в боковых хребтах. Группы туристов идут в одну или другую сторону вдоль основного хребта пересекая боковые хребты. Турье озеро находится ровно посередине хребта Абишара-Ахуба и там же находится перевал Федосеева - один из перевалов, позволяющих войти в район.
Боковые хребты - платообразные - ледники в свое время их погладили чуток, кроме участков примыкания к основному хребту - там ледники разрушили боковые хребты и образовали те самые перевалы, через которые туристы и ходят. Некоторые боковые хребты - короткие и позволяют их обойти кругом, некоторые хребты длинные - и вынуждают проходить через перевалы. Так получилось, что через короткие хребты перевалы более сложные  (кроме перевала Агур), чем через длинные хребты. Поэтому туристы, идущие по легкому маршруту, короткие хребты обходят.
Северный скат хребта Абишара-Ахуба в районе Турьего озера сложен преимущественно известняками, район довольно закарстован. А раз есть карст - есть пещеры. А если есть пещеры (сглотнул слюну), то мы туда обязательно заглянем :--). Пещеры в районе в основном вертикального типа - некоторые сколы Турьего плато прямо таки обнажают вертикальные пещеры. Скорее всего огромные камни в нижней долине образовались именно в результате разрушения Турьего плато карстом. А вот пещера Туманная - горизонтальная, снаряжения не требует.

Описания про пещеру мы брали из этого отчета. Она находится под скальным массивом, завершающим верхнюю долину ручья Турьих озер. Тот самы массив, который огибают при подъеме и спуске с западной стороны, поскольку с восточной, по ручью, крутой непростой снежник.

На фотографии показаны пути от верхнего Турьего озера к пещере Туманной и на спуск в нижнюю долину.

Вышли из лагеря в шесть вечера. Быстро доскакали до конца верхней долины и стали искать пещеру. Дело весьма осложнилось одним обстоятельством. Поскольку мы собирались в пещеру - то не взяли с собой никах ни палок ни ледорубов. И когда мы подошли к склону, который надо траверсировать к скалам - мы сказали ой-ой. Точного положения пещерв нам не было известно, поэтому скначала мы поднялись по склону вверх к краю скал и стали искать вход там. Ну просто потому, что подняться было проще, чем траверсировать. Когда поняли, что там пещер нет - стали искать подход под нижний край скал. Склон довольно неприятен - слежавшаяся мелкая осыпь покрывает скальную основу. Кое-где расут кочки травы. И вот, аккуратно траверсируя склон близко к скалам, тщательно выбирая положение рук и ног, несколько раз возвращаясь назад и снова двигаясь вперед - мы нашли пещеру. Час времени подход и поиск у нас занял точно. Зато при подходе мы спугнули стадо туров с первой фотографии! Сначала я выскочил на него, меня туры не заметили. Я медленно присел - там небольшой карман и меня туры не видели - и знаками показал товарищам, что говорить не надо и предложил двигаться ко мне тихо и гуськом. Расчехлили фотик, сделали все настройки и с фотиком наперевес тихо двинулись к стаду. Когда стадо нас заметило - успели сделать пару кадров, и то - фотик отчаянно тормозил и заснял только жопы :--)
В пещере сделать фотографии у нас не получилось, ну и ладно.

Рассказ про тапок

Когда мы попали на Турье озеро - первый полез купаться самый горячий участник - Серега. Он выбрал себе идеальное место, ручеек впадающий в бухточку, черный песочек на дне...
Когда стало понятно, что черного песочка там нет - один из тапков уже присосался под толщей ила. После того как грязь осела - не было видно ни следа.
Долго мы тыкали в ил палкой в поисках тапка - ничего.
Так и остался Серега - без тапка.

Только на следующий день, после радиального выхода на пик Динника я сидел час на берегу озера и выудил таки тапок. Так что пара воссоединилась. Но это - потом. А пока тапок одинок.

Рассказ про рекогносцировку перевала Турий

Один из интереснейших перевалов через боковые хребты - это перевал Турий. Он ведет из долины озера Запрудного на Турьи озера. Надо сказать, что обход Турьего плато - очень интересный и красивый участок, так что пройти его очень рекомендую. Но все-таки некоторые группы, особенно спортивные, забивают на обход вокруг Турьего плато - и проходят перевал Турий. По классификатору перевал Турий имеет категорию 1Б. Счастливые группы забегают на явное понижение в гребне по крутой, но короткой сыпухе, и...

После короткого, но мощного спуска (веревка по скалам 60гр, веревка - по крутому снежнику или сыпухе) народ в отчетах задумчиво жует ну "1Б*", а более смелые "в нашем случае явная 2А". Может и 2А - а как в обратную сторону проходить?
На одном из сайтов указан ответ - это перевал Турий ложный, а настоящий перевал немного выше и проходит через плечо Турьего плато.

1 - перевал Турий ложный (2А). 2 - перевал Турий (1Б). Пусть так.
Но вот в чем затруднение. Ближайший спуск в сторону оз Турьего не выглядит простым и безопасным.

Я долго разглядывал окрестности перевала Турьего истинного и пришел к выводу, что я бы попробовал пройти чуть севернее.

Вид на перевал Турий со стороны Турьего озера. Линией выделен предполагаемый путь к перевалу.

Общий вид на Турьи озера с перевалами. Тонкая линия под пиком Динника очерчивает хребет, который отделяет Турьи озера от склонов пика Динника, и ведет к ложной вершине пика. Ложная - она потому, что с перевала Федосеева хочется подняться именно на нее. Что, впрочем, совершенно не запрещено :--)
Напоминаю, что перевал Турий я не ходил и линию спуска/подъема нарисовал исходя из собственных раздумий. Если буду еще раз на Турьих озерах - обязательно разведаю.

Рассказ про борщец, спортивных гостей и реклама верхних стоянок.

Когда мы варили борщец, поедали его и откупорили бутылочку чего-то "доброго", к нам на стоянку завернули два товарища-спортсмена. Они совершали вечерний моцион - с обходом вокруг озера. От зеленого вина отказались, от борщеца не отвертелись. И вот, что поведали они. Что на озере есть две стоянки - нижние, где остановились мы, и верхние - где стоят все остальные. Верхние стоянки сокращают путь подъема на перевалы на полчаса, на верхние стоянки раньше приходит солнце и !!!!!! На верхних стоянках отличное место для купания, скалы высотой до 6м, глубина озера соответсвующая.

Умные люди знают это место, приезжают сюда уже к концу августа, когда снег весь уже стаял. Становятся в на верхних стоянках, купаются в свое удовольствие, ходят по окретсным горам (за радиальный день от Турьего озера можно песетить большое количесвто достопрмечательностей хребта Абищара-Ахуба). Разве что район пика Речепсты находится за пределами радиального дня.

Путь на Турье озеро относительно простое. Думаю, подъем на перевал Федосеева проще остальных загрузок в район. Так что есть и такой способ путешествия - заезжать к базе, через перевал Федосеева заносить скарб на турьи озера, ставить базовый лагерь - и вперед, на исследование окрестностей.

Верхние стоянки находятся в правой части этих бараньих лбов. Скалы для прыжков в воду - в левой. Хорошо виден тот самый снежник, по которому я отправлял свои вещи на пляж, поскольку в июле легко пройти с пляжа на скалы для прыжков не удатся.

Перевал Агур.
Напоследок коротко о перевале Агур.
Перевал Агур имеет две седловины - Южную и Северную. По сложности они одинаковы, Южная - чуть потехничней и более правильная, на мой вкус. На Южную седловину ведут два пути - по спусковой тропе перевала Федосеева и короткий траверс крутого снежника под скалами. Второй путь - прямо вверх от бараньих лбов по короткому склону с неприятной мелкой сыпухой на разрушенных скалах. Сыпуха кое-где залита льдом. Мы ходили и так и так. По снежнику под скалами мы проходили первый раз при спуске с Федосеева в день радиального выхода на пик Динника. Снежник был подтаявший (примерно 12 дня).

На шестой день, 30 июля 2016г, мы не сильно торопились на выход - со стоянки вышли в восемь утра. Было довольно прохладно, солнце не согравало. Дети рванули вперед, кроме Жени. У нее вдруг открылся приступ горняжки. На тот момент это было неясно, что это есть. Диагноз был поставлен после спуска с перевала Агур, когда после сброса 150м по высоте всякие приступы болезни вдруг пропали без следа. Ну а на подъеме это выглядело так. Дети вдруг без взрослых рванули на перевал Федосеева, в надежде встретить там Влада, который должен был в это время подняться с той стороны. А взрослые медленно тащили хоть и похудевшие, но еще не совсем легкие рюкзаки. Увидев детей на перевале Федосеева, Саша рванула туда же, бросив рюкзак под перевалом Агур. А я нес Женю на плечах, вспоминая поход двухлетней давности, в котором она сидела на плечах у меня все четыре дня и страшно болела.

Во время подъема стало становиться пасмурно. Но на камне пока тепло - солнце согрело его прямыми лучами.

Детей возвернули и провели на перевал Агур как раз по снежнику под скалами. На этот раз снежник был подмороженный, прищлось немного поработать над ступенями для детей и немного рассказать им о правилах передвижения по крутым снежным склонам. Все 30 метров, что они шли - было за них страшно, особенно, когда они ступали внутренней ногой по ступеням. Без подбивки. Потом я поднялся на перевал с рюкзаком - а Саша с Женей за руку по сыпухе. В туре кем-то заботливо были оставлены жевательные конфеты мамба, что пришлось ко двору. В приступе доброты мы в свою очередь упаковали туда же несколько мелких твиксов.

С седловины перевала вниз ведет ломовая тропа. Саша осталась ждать Влада, который обещал подниматься еще не менее двух часов.

Мы все остальне двинулись в сторону перевала Мылгвал, к перевальному озерцу, которое хорошо виднелось сверху. Спуск к перевалу Мылгвал с отдыхами занял менее двух часов. Сел глухой туман и стал накрапывать дождь. 12-30.

Встали на обед, поставили палатку для отдыха и натянули кухонный тент. Окружающая погода шептала, что сегодня полудневка.

Влад и Саша подтянулись к двум. Влада мучила горняжка, он был в пути с пяти утра, поэтому мой замечательный рис с лососем был обруган :--)

Вместе с нами с перевала Агур прошла группа отдыхающих с фотоаппаратами. Они стояли на верхних стоянках Турьего озера и вышли прогуляться на перевал Мылгвал.

Потом подошла пара из Белорусии. Попыталсь в тумане спуститься с перевала, не получилось - потеряли тропу, а бродить в дождь по бараньим лбам не стали. Вернулись назад и стали вместе с нами.

Часа в три со стороны озера Кяфар подтянулась группа школьников из Питера под руководством жизнерадостного дядьки. Полчаса они думали - идти им дальше, или оставаться здесь. Решили идти на Агур и утянули туман за собой.

Ну а у нас - полудневка.

Вечерняя беседа.

Хозяин в полный рост знакомится с гостями :--).

Про пещеру Туманную я уже упоминал. Посещение пещеры заняло у нас 2.5 часа от нижней стоянки с учетом поиска входа в пещеру.
Хронометрическое-метеорологическое. День шестой. 30 июля 2016г. Выход со стоянки часов в восемь утра. Холодно. Безоблачно. В 10:00 под перевалом Агур.Пасмурно. В 10:30 на перевале Агур. На перевале Агур пасмурно, на перевале Федосеева солнечно. В 12:00 группа под перевалом Мылгвал. Сильный туман. Мелкий дождь. Поставили лагерь. Влад и Саша на перевале Федосеева встретились примерно в час дня. Сильный туман со стороны озер переваливает через Федосеева. В тумане спускались на перевал Агур и к перевалу Мылгвал. Примерно в 14:00 вышли к стоянкам. Несколько раз начинался и заканчивался мелкий дождь. В 15:00 прошла группа из Питера с пер. Мылгвал в сторону пер. Агур. К четырем часам развиднелось. Дождь и туман прекратились; пасмурно и холодно.

Следующая серия. Перевал Мылгвал. Переход до г. Речепста.