Это мегакруто! Надеюсь, ВАС не отдаст оспаривание НПА по антимонопольке ВС РФ

Oct 28, 2013 09:05

Недавно я рассказывал о том, что ВАС России определением от 28.08.2013 прекратил производство по делу о проверке отдельных положений Методических рекомендаций ФАС России по проведению ФАС и ее территориальными органами плановых и внеплановых выездных проверок по контролю за соблюдением требований антимонопольного законодательства (по заявлению ЗАО "Аргус-Спектр" к ФАС России).
С учётом изменений, внесённых в АПК РФ, ВАС посчитал, что специального закона, устанавливающего, что такой спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде, нет. А значит, дело неподведомственно арбитражному суду:
"федеральный закон, относящий данное дело к компетенции арбитражных судов, обществом не приведен, судом не установлен."

Мой комментарий тогда был таким: "Грустно от того, что законность методических рекомендаций ФАС России будет проверять теперь Верховный Суд".

А оказалось, что ещё не всё потеряно. По-видимому, ВАС России решил, что раз уж такое дело с фактической ликвидацией, то грех отдавать ВС РФ оспаривание нормативных-правовых актов (НПА) по антимонопольке хотя бы до тех пор, пока суд ещё работает.

Тройка судей в составе Пановой, Сарбаша, Бабкина передала в Президиум данное дело, посчитав, что

Согласно пункту 2.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 No 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» (далее - постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 58), заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в арбитражный суд, если федеральным законом прямо предусмотрено обжалование нормативного правового акта в арбитражный суд, а также если в федеральном законе содержится указание на рассмотрение в арбитражном суде споров в определенной сфере правового регулирования, так как это означает в том числе и возможность обжалования в арбитражный суд нормативных правовых актов в этой сфере.

Таким федеральным законом, применительно к пункту 2.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации No 58, является Закон о защите конкуренции.

Подпунктом «а» пункта 6 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено полномочие антимонопольного органа по обращению в арбитражный суд с заявлениями о признании недействующими полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству, в том числе создающих необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 No 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» при применении статьи 29, части 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункта «а» пункта 6 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции в их взаимосвязи, следует учитывать, что данные нормы не могут быть истолкованы как исключающие право иных лиц, кроме антимонопольных органов, обращаться в арбитражный суд с требованиями об оспаривании нормативных правовых актов, полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству.

При этом, названными положениями не исключается возможность оспаривания в порядке главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нормативных правовых актов самого антимонопольного органа. Таким образом, в силу указанной специальной нормы Закона о Защите конкуренции и с учетом приведенных положений арбитражного процессуального законодательства дела об оспаривании нормативных правовых актов, связанных с деятельностью антимонопольного органа, на момент рассмотрения дела судом первой инстанции, продолжали относиться к подведомственности арбитражных судов. При этом заявителем по делу является юридическое лицо, в отношении которого был применен оспариваемый нормативный правовой акт антимонопольного органа при проведении проверки, то есть затронуты права и законные интересы указанного лица в сфере предпринимательской деятельности.

Логика есть, хотя, конечно и трёхэтажная.
Посмотрим, может до НГ успеют рассмотреть.

Номер дела: ВАС-14231/13

UPDATE 26.03.2014: Президиум ВАС отменил решение ВАС и направил дело на новое рассмотрение. Спор подведомственен арбитражному суду.


Скачать постановление Президиума ВАС

Судебные акты, Позиция ВС РФ и ВАС России

Previous post Next post
Up