Сталинская Индустриализация: Сколько было построено заводов и кем?

May 24, 2017 17:35


Из типичной кричалки сталиниста: "...Есть такое "преступление" Сталина, как индустриализация. В ее рамках за первые две пятилетки в стране было построено 6 тыс. только крупных предприятия. То есть за 10 лет каждый день в стране появлялось 1,6 индустриальных гиганта. Потом эти заводы помогли нам разгромить нацистов. Без них Победы бы не было. Запомним эту цифру в 1,6 завода в день."




Хью Линкольн Купер (1865-1937) - американский полковник и известный инженер, главный консультант проекта Днепростроя с американской стороны (1927-1932). По завершении строительства был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Странно. В Википедии сообщается, что за две пятилетки вождь советского народа построил аж 9000 предприятий, то есть, по 2,6 завода в день. В ряде других источников (например, в изданной в 70-х годах в СССР для институтов обтекаемой "Истории советской индустриализации") указывалось до 1500 запланированных предприятий в I пятилетку и примерно столько же во вторую пятилетку, но из скромности умалчивалось, сколько же было построено в конечном итоге.



Когда 7-8 лет назад я по заказу одной крупной промышленной корпорации начал собирать материалы по истории советской индустриализации (в том числе, архивные), наткнулся на одну странную, на первый взгляд, закономерность. Казалось бы, индустриализация - выигрышная тема для совков. По правде говоря, они любят покурлыкать по этой теме. Но без конкретики: "мудрый Сталин и партия в разгар мирового капиталистического кризиса создали в СССР новую индустриальную базу" и так далее. Построили множество заводов, вышли на второе место по объему производства промышленной продукции в мире... Стоп. А сколько заводов построили?

Будете удивлены, но и сейчас, спустя почти 90 лет после официального начала сталинской индустриализации, в РФ не существует единого списка предприятий, который были введены в строй при Светоче нашем, Иосифе Виссарионовиче Сталине. Не интересно это советским. Не нужно. Поэтому гуляют пропагандистские цифры - то 9 тысяч предприятий вообще построено, то сразу 6 тысяч крупных построено (а сколько мелких и средних?), то просто "тысячи".

По некоторым отраслям - черной и отчасти цветной металлургии, а также отчасти машиностроению, я попытался создать для самого себя базу данных. Как понимаете, в то время это были базовые отрасли. И сколько у нас было новых крупных заводов "построено Сталиным" в 1929-1939 годах в черной металлургии, например? Давайте загибать пальцы:

1. Магнитогорский металлургический комбинат.

2. Кузнецкий металлургический комбинат.

3. Азовсталь (Мариуполь).

4. Криворожсталь им. В.И. Ленина (Кривой Рог) - Криворожский метзавод.

5. Запорожсталь (вышла на планируемые мощности только к концу 30-х годов).

И на этом все. Пять крупных предприятий в области черной металлургии за 10 лет. Конечно, помимо крупных предприятий можно насчитать еще десяток-два именно новых, но более мелких заводов, например, Днепроспецсталь на Украине, Нижнетагильский меткомбинат (введен в строй уже в годы войны), Бакальский меткомбинат (ЧМК) в Челябинске (введен в строй также уже в годы войны), Амурсталь (построена американцами в годы войны), а также Синарский трубный завод, Первоуральский новотрубный завод и так далее вплоть до совсем мелочи. Много ли это?

На 1935 год во всем СССР было 69 действующих предприятий черной металлургии (с учетом метизных, трубных и так далее). К 1941 году их число увеличилось, но все равно даже с учетом подсобных производств (например, огнеупоров, метизов и т.п.) речь шла максимум-максимумов о неполной сотне заводов. Кто же построил тогда остальные предприятия? Секрет прост: проклятый царизм.

В годы первой и второй пятилеток большая часть этих производств, а некоторые из них еще и ранее - в 20-х годах - были реконструированы при помощи западных "партнеров". Это Керченский меткомбинат, Таганрогский метзавод, Мариупольский меткомбинат им. Ильича, Северский трубный завод (основан в 1739 году, кстати), Липецкий метзавод, Донецкий, Енакиевский, Алчевский, Макеевский метзаводы (все в XIX веке), масса уральских заводов - Нытвенский метзавод (основан в 1756 году), Надеждинский метзавод (при СССР - Серовский), Лысьвенский метзавод (основан в 1785 году), Петровск-Забайкальский метзавод (основан в 1789 году), Чусовской метзавод (1879 год), Царицынский (Волгоградский) метзавод (1897) и так далее. Перечислять десятки этих заводов я тут не могу, нет ни сил, ни времени.

Получше была ситуация в цветной металлургии, ибо проклятый царизм здесь имел отставание. Например, в медеплавильной отрасли к существующему Карабашскому заводу американцы построили большевикам Медногорский комбинат, Среднеуральский медеплавильный завод и предприятие Уралэлектромедь. То есть, сразу три новых объекта, из которых один точно тянул на звание крупного производства.

Там, где речь шла о создании принципиально новых отраслей, которых при загнивающем царизме не существовало, коммунисты также строили заводы, но отнюдь не тысячами, и даже не сотнями или десятками. Например, в СССР американцы в 30-х годах построили сразу три гигантских тракторных завода - Харьковский, Сталинградский и Челябинский. Напомним, что от отсталого царизма СССР досталось только два относительно небольших таких завода - "Красный Путиловец" и Харьковский паровозостроительный с небольшим тракторным производством. Аналогичная ситуация была в нефтепереработке - американцы построили и оснастили оборудованием в РСФСР Хабаровский НПЗ, Московский НПЗ, Туапсинский, Уфимский, Орский, Саратовский и Ухтинский заводы. Всего семь, из которых крупными можно назвать лишь три (на тот момент). Затем, как уже писал РесФед, в 40-х годах США подогнали СовДепу оборудование сразу на 4 завода с производственными линиями по выпуску высокооктанового бензина.

Конечно, можно восхититься, какие большевички молодцы, что реконструировали "трофейные" русские заводы. Но вообще-то это обычная и нормальная практика во всем мире, когда раз в 20-25-30 лет любое предприятие (например, в металлургии) проходит реконструкцию. Эти заводы были бы в свое время реконструированы и без красно-коричневых.

Как понимаете из этих примерных подсчетов вытекает, что никаких тысяч новых предприятий и тем более 6 тысяч новых КРУПНЫХ предприятий, о которых пишут современные безграмотные нео-сталинисты, в природе просто не существовало. Повторю - я смотрел лишь несколько ключевых отраслей, в каких-то картина будет немного иной (например, авиационная отрасль, нефтехимия, двигателестроение и так далее), но нет никаких тысяч и даже сотен новых крупных производств. Хотя тут вопрос как считать.

Например, можно упороться до уровня каких-нибудь песчанных карьеров, мелких рудников, ремонтных депо и так далее. Что касается "старых" отраслей, которые были хорошо развиты при отсталом царизме, то большевики там ничего нового и не создавали. Например, в паровозостроении, где коммунисты, если я не ошибаюсь (я не сильно копенгаген тут), не построили ни одного нового предприятия. А успешно пользовались трофейными русскими Брянским, Луганским, Коломенским, Воткинским, Харьковским, Невским, Путиловским, Сормовским заводами (последний был основан аккурат в 1845 году - задолго до коммунистов).

Надеюсь, теперь понятно, почему "историки сталинизма" уже скоро как полвека не заинтересованы в создании полного списка предприятий, "построенных" лучезарным Сталиным?

Секрет ведь прост: никаких тысяч заводов нет и в помине. При Сталине американцы и отчасти англичане с немцами построили от силы что-то около сотни, максимум, полутора-двух именно новых производств разного калибра (из них действительно крупных - порядка 20-30, может чуть более), а еще несколько сотен заводов - доставшихся от "держиморд" - реконструировали. Вот и все.

Неосовки любят верещать об уникальности "сталинской индустриализации", но если сравнить ее с русской индустриализацией XIX-начала XX веков, с индустриализацией в Европе, Японии, США и даже Латинской Америке, то ничего удивительного в ней нет. Ну, увеличил выплавку стали за 10 лет в три с небольшим раза с низкой базы. Достижение? Клепали на американских заводах американские же тракторы и грузовики, только более фигового качества, чем прототипы - это невероятное достижение?

И главное. Все эти предприятия ни Сталин, ни коммунисты, ни большевики в 30-е годы сами не построили. У них не было ни мозгов, ни возможностей для этого.

Все эти предприятия были спроектированы американцами и отчасти европейцами, их инженеры и проектировщики укомплектовали их оборудованием, которое заранее было заказано и произведено в США, Германии и т.п. странах, а потом перевезено в Страну победившего Сталинизма. Где американские и европейские рабочие и инженеры при участии советской рабсилы построили Магнитку, ДнепроГЭС, СТЗ, ЧТЗ, Уралмаш, Горьковский автозавод и т.п. Общая стоимость сталинской индустриализации, по разным оценкам, составила около 2-3 миллиардов долларов США и осуществлялась по большей части за счет западных кредитов, которые затем СССР возвращал золотом и кровью.

Своими силами СовДеп провести даже такую, отнюдь не эпическую индустриализацию не мог. Например, в СовДепе к концу 20-х годов просто не было сколько-нибудь заметного числа минимально толковых инженеров - большую часть трофейных полпотовцы уничтожили или отправили на лесоповал, а редкие остатки были добиты в годы "великих чисток" 1936-1939 годов. В эти годы коммунисты уничтожили и посадили в лечебно-оздоровительные профилактории ГУЛАГа десятки тысяч уже своих, советских инженеров, технологов, рабочих (про репрессии Сталина среди старых большевиков и офицеров все знают, а про "чистку" в промышленности даже не заикаются).

Что такое советский инженер в 30-х годах? Это человек с 4, реже 7 классами образования, в большинстве случаев родом из деревни, прошедшее "ускоренные курсы" в ПТУ. Но даже к таким соввласть в конце 30-х годов относилась люто, по-зверски, а любой намек на остатки какого-то образования, например, знание иностранного языка, был чреват смертью. Это не шутка, вот история первых управленцев НКМЗ:

В 1938 году Кирилкина, тогда работавшего на строительстве судостроительного завода в Двинске, обвинили в затягивании работ по строительству подсобных помещений и арестовали. Чекисты сшили Кирилкину комплексное обвинение: тут был и перерасход государственных средств, и связь с националистическим подпольем, и шпионаж в пользу двух иностранных государств, и участие в антисоветской агитации… Впрочем, в виду технической безграмотности последователей Джержинского и Менжинского, некоторые обвинения получались совсем абсурдными. Так, следствие вменило в вину Кирилкину передачу Германии ценных сведений по оборудованию…которое СССР закупал в этой стране!

Следствие по делу Кирилкина шло 4 года и, несмотря на пытки, он не признавал себя виновным. Умер он уже в тюрьме в 1942 году, и место его захоронения не известно. Леонида Коппа, арестованного еще в 1937 году, следователи обвинили в саботаже и расстреляли. В 30-х годах машиной репрессией были уничтожены и многие другие ИТР НКМЗ - третий директор завода З.И. Фалькович, главный инженер Г.Н. Закс и ряд других.

И подобное творилось почти на всех советских заводах тогда (например, вот кратенький и неполный список только из руководства СТЗ). На Криворожстали в 1937 году были расстреляны 18 начальников цехов из 19. На Первоуральском новотрубном заводе (великолепное предприятие, созданное американским инженером Штифелем) за эти три года сменилось 15 (!) директоров, от большинства из которых не уцелело даже фотографии. Кстати, гримаса истории: построенный американцами в 30-е годы Уралвагонзавод, вот ведь прикол, до сих пор носит имя палача Дзержинского...

Источник http://users.livejournal.com/_devol_/1051752.html

технологии, индустриализация, США, экономика

Previous post Next post
Up