В 1920 году, по мере того как 5-я армия РККА оккупировала Сибирь до Байкала, контролируемые большевиками бандформирования исподволь и постепенно овладевали Дальневосточной окраиной. Общая картина этой ползучей советизации была та же, что и в Сибири до прихода РККА, но с одним отличием - она происходила на территориях, населенных сравнительно большим числом иностранных граждан (частично прикрытых воинскими контингентами Японии и США). Поэтому произошло то, что должно было произойти - приключился «инцидент»: меч «пролетарской диктатуры» задел граждан сопредельной страны. Разразился международный скандал - и о том, как устанавливается советская власть, стало известно всему миру.
Во Владивосток красные бандформирования вошли еще 31 января, но там они ничего не могли себе позволить: в городе было слишком много иностранных войск, которые обеспечили мирный переход власти к социалистам (Земской управе). Иначе складывалась обстановка во втором портовом городе Дальнего Востока - Николаевске-на-Амуре, ибо путей к нему до схода льда не было, а дислоцировался в нем - всего один японский батальон (350 солдат и офицеров) при русском гарнизоне численностью в 300 человек.
![](http://pics.livejournal.com/ternej/pic/0006es0p)
Крупная банда - до 4000 боевиков - окружила город в начале февраля. Пришлось вступить в переговоры. Но, вместо того чтобы тянуть время, городское самоуправление руководствовалось лозунгом: «Долой гражданскую войну!» (обычная для той поры картина эсеровского идиотизма), а японское командование эту глупость поддержало, наивно полагая, что большевики будут вести себя так же, как во Владивостоке. И вот 28 февраля первым представителям пришедшей на Дальний Восток советской власти население Николаевска устроило торжественную встречу…
Дальше всё было, как обычно: наведение «социальной справедливости» вкупе с «террором против буржуазии и ее агентов» - в предельно откровенном варианте, разумеется. Грабежи - без формальностей, изнасилования - по декрету о «социализации», ликвидация «гадов и паразитов» - не таясь. Убивали семьями, в самых художественных вариантах, услаждая взоры. Напоследок разбивали черепа обухами топоров, грудных и младшего возраста детей разрывали пополам.
И, как обычно, проделывалось всё это под маркой высокой миссии, почти торжественно. Как же! - «законная месть угнетенных», «благородное мужество пролетариев, рвущихся из оков», вступление в «светлое царство социализма». Недаром советские историки, описывая дни установления «власти рабочих и крестьян», всегда тщательно скрывали подробности расправ, яростно открещиваясь от многочисленных досье комиссии Деникина с сообщениями об обнаруженных «трупах с отрубленными руками, переломанными костями, об обезглавленных телах, о раздробленных челюстях, об отрезанных половых органах». Недаром! ибо при таких подробностях, кто поверит в подлинность идейной мотивации?
![](http://pics.livejournal.com/ternej/pic/0006gc01)
Массовые умерщвления с признаками глумления и мучительства - это провал в архаику, в первобытную тьму. Такие деяния заведомо не ради какой-то разумной цели вершатся, а под влиянием бессознательного порыва - по страсти, по похоти. Тут сомневаться не приходится. Другое дело, что нужны особые условия, чтобы самые темные, давно обузданные цивилизацией инстинкты так бесстыдно высвобождались, а эти-то условия явно и создавала коммунистическая идеология. Ленин призывал: "подчинить нравственность интересам классовой борьбы", "грабить награбленное", "расправляться с паразитами". С языческих времен на Руси не было такого озверения.
![](http://pics.livejournal.com/ternej/pic/0006hz6d)
Японцы были потрясены. А поскольку с русскими они жили вместе и те, естественно, искали у них защиты, обстановка складывалась весьма сложная. И тогда командир японского батальона майор Исикава решил вступиться за истязуемых жителей Николаевска. Не имея достаточных сил, он пошел на смертельный риск - в надежде, что бандиты не посмеют наброситься на отряд, за которым стоит вся японская армия. Бой начался 12 марта.
Не следует забывать об этом редком примере боя из чувства человеческой солидарности. Именно на такого рода реакцию со стороны народов мира рассчитывал годом ранее Леонид Андреев в своем обращении «SOS!»:
«имея глаза и уши, имея разум и волю - надо быть или таким же дикарём, как сами большевики, или человеком, который страдает нравственным помешательством, чтобы остаться равнодушным к бесчеловечной деятельности большевиков и называть её каким-нибудь другим именем кроме преступления, убийства, лжи и грабежа. Нужно быть самому нечеловечески, скотски или безумно безнравственным, чтобы называть «внутренними делами» тот случай, когда здоровенный мерзавец насилует женщину, или жестокая мать истязает ребёнка и не вмешиваться под тем предлогом, что упомянутые действия некоторой группой людей называются «социализмом» или «коммунизмом».
Майор Исикава недооценил дерзости противника. Большевицкая банда была сформирована на базе отряда хунхузов и бывших каторжников - профессионалов, которых останавливал только направленный в лоб ствол. Они окружили японцев и занялись выжиганием обороняемых ими зданий. Вынужденные стоять на смерть, японцы отбивались три дня. Из их числа (350 военнослужащих и 380 мирных граждан) погибли 602. Остальные (117 мужчин и 11 женщин) сдались в плен по распоряжению из Хабаровска. Среди погибших - майор Исикава и даже местный консул с детьми и слугами, которых, кстати, как и многих других японцев, большевики подвергли истязаниям.
![](http://pics.livejournal.com/ternej/pic/0006fp9t)
По своим убитым согражданам скорбела вся Япония, в парламенте состоялись специальные заседания, правительство протестовало на международном уровне и добилось от Совдепии выражения сожаления. Убитых русских - а их гораздо больше - не поминал никто. Москва одобрила действия тов. Тряпицына, главаря банды, захватившей Николаевск, и местная власть в лице главнокомандующего НРА Г. Эйхе назначила его приказом от 22 апреля «командующим Охотским фронтом». Дальше были только замалчивание и ложь.
Единственным правдивым рассказом на русском языке о событиях марта 1920 года в Николаевске стала книга А. Я. Гутмана, изданная в 1924 году в Берлине. В России она не издавалась никогда. Зато десятилетиями публиковались и продолжают публиковаться на Дальнем Востоке славословия Тряпицыну.
СОВДЕПИЯ ПОМНИТ СВОИХ ГЕРОЕВ.