Эвтаназия русской культуры

May 03, 2016 16:00



На сайте ТАСС в проекте «Первые лица» вышло интервью с министром культуры РФ Мединским.
На мой взгляд, интервьюеру удалось нарисовать реалистичный портрет человека, руководящего одним из важнейших ведомств в государства, ведомством, отвечающим за сохранность культурных кодов нашего народа. Для меня Мединский уже давно является образцом некого выхолощенного патриота, стерильного храбреца-менеджера.
Интервью занимательное, так и представляешь себе картину, когда любой сферой в стране руководит бухгалтер, считающий исключительно нолики и единички.
Судите сами:

«...Надо заметить, после прихода в Новосибирск Владимира Кехмана, далеко не всеми любимого, ситуация в театре изменилась к лучшему. Если оперировать стандартной бизнес-терминологией, существенно выросли экономические показатели ─ сборы от продажи билетов, заполняемость... Театр в кратчайшие сроки был отремонтирован. Говорят, теперь стало намного лучше. Пока не видел, в мае-июне собираюсь съездить ─ посмотрю. Сейчас еще один зал приводят в порядок. Театр сам по себе уникален, таких в стране единицы...»

«Или возьмите Андрея Могучего, свежеиспеченного лауреата „Золотой маски“ как лучшего режиссера. Его трехлетний контракт в Большом драматическом театре имени Товстоногова министерство решило на днях продлить. Можно до бесконечности ругать Могучего, спорить, хорошие спектакли он ставит или плохие. Откровенно скажу, лично я не поклонник новой драмы. Но давайте смотреть на цифры: когда Могучий три года назад пришел в БДТ, заполняемость зала была менее шестидесяти процентов, а сейчас ─ девяносто шесть. Театр раньше зарабатывал 68 миллионов рублей в год, теперь получил такую же сумму за первый квартал 2016-го. Есть разница?»

«...У многих театров заметен хороший финансовый рост. За последние три года они стали зарабатывать практически на семьдесят процентов больше. Посещаемость выросла, возросло количество сыгранных спектаклей и премьер.
И по музеям рост порядка тридцати процентов по посещаемости и по внебюджетным средствам, заработанным самостоятельно за счет открытия на территории музеев кафе, сувенирных киосков, книжных лавок и так далее.» [!]

Нет. я понимаю, что министр культуры должен считать в том числе и деньги. Но когда он считает ТОЛЬКО деньги... Настоящая культура в обществе торжествующего регресса никогда не была и не будет коммерчески эффективной. По большому счету, это даже школьнику понятно. Платить не будут за высокую гуманистическую культуру, тянущую человека из общества потребления наверх. Потому что лезть наверх - всегдя тяжелее, чем катиться в болото. Платить будут за развлекалово, за секс и простоту.
За такую «культуру», которая говорит человеку: «Да, ты катишься вниз, но это правильно/прикольно/выгодно!»
У верблюда два горба потому что жизнь - борьба! (с) к/ф Гараж

Да, есть феномен выставки Серова. Но мы говорим не о точечном феномене, имеющем причины возникновения, в том числе и бомондно-снобистские (водил меня Серега на выставку Ван Гога, ага). Мы говорим о тренде, о направленности самого процесса.
Да, вы можете нарастить объем самостоятельно заработанных музеем и библиотекой денег за счет кафе-ресторанов-магазинов и так далее. В пределе - вплоть до игорных домов и еще чего похуже. Например, конкурсы боди-арта уже в музеях проводятся, а что? Это ведь нормально? Что естественно, то не безобразно, так сказать? Нет.
Человек становится человеком (при помощи культуры) - когда отходит от природной естественности. Когда отдаляется от зверя. И этикет, и табу, и социальные связи, и мораль - все это вместе плетет ткань человеческого естества.
К чему это все? Да к тому, что в развернутом интервью целого министра культуры России слов о культуре нет. Просто отсутствуют. Нет такой задачи государственной - вытаскивания общества за уши из скотского болота мещанства и гниения. Есть задача оптимизации, наращивания выручки, количества процентов и т. п.
А содержанием всех этих процентов занимаются персонажи типа Гельмана или режиссера, ставящего спектакль «Тангейзер», который, по факту, не имеет никакого отношения к произведению Вагнера «Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге», а является эпатажной порно-поделкой. А сколько таких «Тангейзеров», «городов Солнца», «Козлят в молоке» еще демонстрируются по городам и весям России?
Культура может существовать на рынке, как морковка на огороде, на котором она может свободно конкурировать с пыреем и осотом. Понятно ведь, что вырастет на таком огороде? Вырастет Гельман. Не как человек, а как феномен.

«─ Цель, чтобы половина проката была занята отечественными картинами, но это мечты на перспективу. Задача по итогам 2018 года ─ двадцать пять процентов, хотя и ее решить безумно сложно.»

«Мы проранжировали учреждения, ввели категорийность, унифицировали все и создали справедливую систему. Четкие критерии ─ количество сотрудников, объем выручки, имущественный блок и прочее, прочее.
И зарплаты у руководителей теперь мотивированы. Оклад, скажем, сто тысяч и такая же ежемесячная премия при условии выполнения KPI. С лета постепенно перейдем на новую систему, где ключевых показателей эффективности будет не более пяти. Зачем нам знать лишнее? Людей грузить справками и отчетами, самим отвлекаться на проверки. Какое министерству дело, сколько спектаклей сыграл тот или иной театр на гастролях в каком-нибудь областном центре? Ненужная информация! Основные индикаторы ─ выручка, наполняемость зала, премьеры.»

Если уж дела министерству культуры нет дела, насколько глубоко учреждения культуры прорабатывают российскую глубинку (вы вдумайтесь в эти слова Мединского по-настоящему!) - то о каком служении государству может идти речь? Все упирается в циферки выручки и т.п. И мы возвращаемся к позднесоветскому формализму, только с элитарно-наплевательским монетарным душком.

«─ Премьера „Экипажа“ состоялась 21 апреля, но вы, надо полагать, посмотрели картину раньше?
─ Да, мне показывали еще рабочую копию. Так в моем случае обычно и бывает. Я говорил, что стараюсь следить за теми фильмами, на которые государство выделяет существенные деньги.
„Экипаж“ вызвал у меня чувство удивления и гордости за то, что в России не разучились снимать столь масштабные фильмы. Построили аэродром и сожгли его. Взорвали самолет. Правда, старый... Спецэффекты тоже на уровне лучшего Голливуда, но за гораздо более скромные деньги. Конечно, „Экипаж“ надо смотреть на большом экране и в 3D.»

Я не знаю, как вам, но мне кажется, что Мединский - очень хреновый министр культуры для России. Не самый худший (можно представить на его месте г-на Сванидзе какого-нибудь, или Пивоварова), но и далеко не лучший.
Усыпитель русской культуры, которую, как известно, аршином общим (особенно денежным) не измерить.

Мединский, ликвидком, культура

Previous post Next post
Up