Что-то я совсем перестал помещать статьи... утратило новизну и стало "работой". Впрочем, все (почти), что я пишу, можно найти на сайте "Эксперт-Казахстан".
Но некоторые вещи удаются особо... После августовской поездки вокруг Иссык-Куля появилась эта статья. Правда, в журнальную публикацию не вошли некоторые фотографии, что я и восполняю.
Светлый Мыс: История, будни и будущее святого места
С каждым годом усиливается ажиотаж вокруг иссык-кульского полуострова Светлый Мыс, который является одним из самых священных христианских мест в Центральной Азии. Но, помимо грандиозных религиозных драм, здесь разыгрываются драмы и более скромного масштаба - например, как выжить семейному детскому дому, нашедшему приют в стенах бывшей православной обители.
На 177 километре трассы Балыкчи - Каракол, что идет по северному побережью озера Иссык-Куль, вниз, к воде, отходит неширокая живописная дорога с поношенным асфальтовым покрытием. Первые деревья - тополя, карагачи, - были посажены вдоль тогда еще гравийного проселка свыше ста лет назад. Сегодня их разросшиеся кроны плотно смыкаются над проезжей частью, образуя зеленую, в синих небесных и золотистых солнечных пятнах, естественную галерею.
Сине-зелено-золотистая гамма как нельзя лучше гармонирует с названием поселка, лежащего на другом конце полутора километровой дороги и небольшого песчаного полуострова, на котором он расположен. В постсоветское время село было переименовано в Ак-Булун, хотя старожилы упорно продолжают называть его Светлым Мысом. Но больше всего "золото на голубом" созвучно истории - древней, новой и новейшей, - этого удивительного уголка Иссык-кульской котловины.
Сельскохозяйственный техникум
Сказка "зеленого леса" начинает развеиваться после первого километра: по левую руку мелькают несколько двухэтажных зданий, выходящих на дорогу кирпичной окантовкой пустых оконных и дверных проемов. В следующими за ними корпусами окна-двери целы, но печать упадка и "лучших времен" лежит на сухом замусоренном фонтане, облупленных скамейках и покосившемся информационном щите. Сквозь трещины в дорожках пышно лезет трава. Вечноживой Ильич грустно взирает на окружающее запустение с потрескавшегося пьедестала.
В советские годы главным градообразующим фактором поселка Светлый Мыс был сельскохозяйственный совхоз-техникум, который ковал специалистов-аграриев для всего региона. Сегодня учебное заведение является филиалом Иссык-кульского университета, но общее количество студентов в его некогда славных стенах вот уже который год не переваливает за сотню человек. В наши дни "славность" стен аграрной "альма-матер" определяет совсем другой, весьма далекий и от сельского хозяйства, и от педагогики, фактор.
В далекие 50-е годы при закладке котлована под корпус студенческого общежития рабочие наткнулись на человеческие останки. На одном из скелетов, как вспоминали очевидцы, было богатое вышитое одеяние, а на шее - массивный серебряный православный крест. С этой находки и начинается "новая" история Светлого Мыса - полуострова, которое сегодня многие, в том числе и Митрополит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир, считают самым священным для христиан местом в Центральной Азии.
Серебряный крест куда-то таинственно исчез прямо из могилы. Котлован, с несвойственной советскому атеизму щепетильностью, перенесли на несколько метров в сторону. А угол того общежития стал служить местом для молитвы православных жителей окрестных деревень.
Но в земле Светлого Мыса - или в водах окружающего его залива, - как считают некоторые ученые-историки, возможно, покоится нечто, что способно привлечь паломников с гораздо более широкого географического ареала. Это - рака с нетленными мощами святого апостола и евангелиста Матфея, единственного из двенадцати апостолов, чье место погребения неизвестно.
Христианство на Иссык-Куле
Христианство начало проникать в Центральную Азию во 2 - 3 веке нашей эры. В течение многих веков Иссык-кульская котловина была одним из самых оживленных участков Великого Шелкового пути. Когда в середине третьего века нашей эры римский император Декий начал гонения на христиан, верующие, опасаясь поругания мощей Святого Матфея, бежали с ними в Среднюю Азию, где в это время уже существовали многочисленные христианские общины. В конце концов, предположительно, в 6 веке нашей эры, останки апостола достигли берегов высокогорного озера, где и нашли успокоение в стенах христианского монастыря армян-несториан.
Последние монахи-несториане покинули это место в 15 веке, с окончательным утверждением ислама в Средней Азии. Один только факт столь протяженной - тысячелетней! - истории христианского служения ставит Светлый Мыс на особое положение среди христианских святынь Центральной Азии.
В начале 1990-х годов на Западе почти одновременно увидели свет несколько исторических научных публикаций, авторы которых убедительно доказывали, что рака с мощами евангелиста находится именно на побережье затерянного среди заснеженных хребтов Тянь-Шаня горного озера. Одним из главных аргументов в пользу этого предположения является так называемая "Каталонская карта мира", составленная в 1375 году. На ней обозначено озеро Иссык-Куль и монастырь на его берегу, с надписью: "Это место называется Исикол. В этой местности расположен монастырь армянских братьев, где, как говорят, находятся (погребены) останки святого апостола и Евангелиста Матфея".
Как только о результатах исследований стало известно у нас, поиски местоположения монастыря "армянских братьев" резко активизировались. С 1999 года в этом районе почти ежегодно работают археологические экспедиции, которые пользуются финансовой и моральной поддержкой как частных лиц и организаций, так и Русской Православной Церкви. Благодаря этим работам точное местонахождение древнего монастыря уже не вызывает сомнений. А вот саркофаг с мощами пока найти не удается.
Новотроицкий монастырь
Если посмотреть на село Ак-Булун с одного из предгорных холмов, план его улиц напоминает православный крест. И это - не случайное совпадение.
В 1882 году (некоторые источники годом основания называют 1888-й) по указу Императора Александра III, для укрепления "веры православной" на недавно вошедших в состав Империи киргизских землях, на полуострове Светлый Мыс был основан Новотроицкий православный мужской монастырь. Первые монахи прибыли на берега озера из Валаама, а настоятелем был игумен из Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
В окрестностях Светлого Мыса находились монастырские сельхозугодия. Все земли были поливными, арычная система поддерживалась в отличном состоянии. По воспоминаниям старожилов, при монастыре были пасека, коровник, овчарня, кузня, большие сады, виноградник и цветники. Местные переселенцы покупали в монастыре семена пшеницы, ячменя, овса, гречки, саженцы плодовых деревьев. В ягоднике разводили несколько видов крыжовника, малины и клубники.
При монастыре была обширная библиотека, в которой находились книги не только духовного, но и светского содержания. Монахи обучали детей из окрестных сел чтению, письму, и азам землепользования.
Все изменилось в 1916 году. Восстание киргизских племен против "колониальной политики царизма" на местах привело к резне и погромам. Повстанцы сожгли большую часть монастырских построек, в том числе и главный храм. 24 из 26 находившихся в то время в монастыре монахов приняли мученическую смерть; двоим удалось бежать. За 1916-м годом последовал 1917-й, и монастырь и его обитателей предали забвению.
"Источник благоденствия"
Из многочисленных построек Новотроицкой обители до наших дней выстояли только пять. Лучше всех сохранилась сложенная из вековых вымоченных еловых бревен трапезная. Она, а также бывшая часовня располагаются сегодня на территории частного семейного детского дома "Мээрим Булагы". Во главе семьи стоят Гульнара Дегенбаева и ее супруг Руслан Мукамбетов, или "мама и папа", как их называют воспитанники - а их сегодня 68. 60 из них живут дружной семьей в просторных, отремонтированных кельях бывшей трапезной. Одно крыло - для мальчиков, другое - для девочек. Уютные спальни, комнаты для игр, библиотека, ванные, большая светлая столовая. Как говорит Гульнара, "у нас живут дети из 8 республик бывшего Советского Союза. Все говорят на двух языках - русском и киргизском".
В детском доме 45 детей школьного возраста, учеников местной школы. 8 воспитанников уже покинули "отчий кров" и учатся в вузах. Начали играть в семье и первые свадьбы: в конце сентября отдавали замуж одну из старших воспитанниц.
В здание бывшего монастыря детский дом перебрался в 1999. Здание, пустовавшее с начала 90-х, медленно ветшало. Воспитанники своими силами привели здание в порядок и стали налаживать "семейный быт". Сегодня, оглядываясь на 7-летнюю историю детского дома, нельзя не отдать должное "родителям", Гульнаре и Руслану. Несмотря на то, что киргизское правительство, по словам директора, не дает "ни копейки" на содержание детей и не предоставляет никаких налоговых льгот, все воспитанники одеты, обуты, сыты, обучены и - счастливы. Выжить помогают зарубежные и местные благотворительные фонды, частные пожертвования и помощь Бишкекской и Среднеазиатской епархии.
С православной церковью у Гульнары Орозбаевны и ее детского дома складываются особые отношения. По словам "мамы", в дом приезжал - инкогнито! - специальный посланник патриарха Алексия Второго. Он представился простым верующим, был приглашен остаться на ночь. Долго молился, а утром сказал - вы живете в святом месте. А через некоторое время Гульнару официально пригласили в Москву, в епархию, где поблагодарили за ее усилия по сохранению христианской святыни - которую, как говорит Гульнара, местные "бизнесмены" хотели разобрать по бревнышкам. Из столицы России Гульнара-эже вернулась с подаренной ей факсимильной копией Каталонской карты 1375-года. Да и как не поверить в святость этого места, когда вода в скважине, пробитой на заднем дворе за трапезной, оказалась обогащенной ионами серебра. Вот уж, воистину, "источник благоденствия" - именно так переводится с киргизского "мээрим булагы".
Но, прежде всего, семья полагается на собственные силы: вокруг здания трапезной разбит обширный огород, на котором сразу бросается в глаза дружно зеленеющая ботва картофеля. Две теплицы снабжают столовую свежими овощами. Есть и собственные мастерские. За огородами крутой откос, поросший вековыми тополями, сбегает к тихим водам залива. Бухгалтер Айгуль с гордостью делится планами на будущее: «В этом году забор вокруг территории покрасили, бетонные ступеньки к заливу закончим. На следующий год думаем нашу сторону заливчика очистить от водорослей, тины и грязи, чтобы дети могли прямо здесь купаться".
Потенциальным источником доходов может стать и скважина с "серебряной святой водою" - если найдется "порядочный бизнесмен, готовый вложить деньги. Я сама - не предприниматель, я - воспитатель", с улыбкой сетует Гульнара. Впрочем, "воспитателю" приходится демонстрировать и недюжинные бойцовские качества. Территория детдома, а также кое-что из переданной ему в дар собственности показались лакомым кусочком некоторым местным "деловым людям" и представителям власти. Судебные заседания давно уже стали привычным пунктом в ежедневнике Гульнары Орозбаевны.
Светлое будущее Светлого Мыса
Уходящая в дремучее прошлое череда христианских монастырей... советский сельхозтехникум, детские дома в стенах бывшей православной обители... Все это - вехи в истории полуострова с чистым названием Светлый Мыс. Место огромного потенциала - духовного и материального. Оно может стать "среднеазиатским Афоном" для христианского мира, в первую очередь, православного. Даже если поиски саркофага с мощами святого Матфея не принесут однозначного результата, они и не опровергнут саму возможность его наличия в этих краях. А значит - при грамотно организованной информационной кампании на полуостров потянутся массы паломников. Относительная удаленность и труднодоступность места для этой категории "туристов" - скорее "плюс", чем "минус". Создание инфраструктуры, способной достойно их принять и удовлетворить их потребности - вполне реальный план экономического развития Ак-Булуна в будущем. Не следует забывать и о "светских" туристах: Восточное Прииссыккулье сегодня является одним из двух (наряду с Ошской областью) центров притяжения иностранных туристов в Кыргызстане. Уже сейчас на страницах всех ведущих западных путеводителей по Центральной Азии - к примеру, Lonely Planet, Светлый Мыс упоминается особо.
Но пока - ветшает и разрушается здание монастырской библиотеки, рассыпается в труху деревянная мельница, стала частным владением бывшая пекарня. В часовне Гульнара-эже хранит продуктовые запасы. И серебряный крест, когда-то пропавший из могилы, так и остается в чьей-то частной коллекции.
PS Статью уже успела стащить некая турфирма из Каракола, поместив в качестве рекламного материала на свой сайт. Нет, я, конечно, понимаю, что что в Сеть попало, то для авторского права пропало, но могли бы хотя бы источник указать и фамилию автора.