После
Улан-Удэ перехожу к рассказам о другом посещённом в минувшем году дальневосточном городе - Хабаровске.
Перелёт из Москвы занимает порядка 8 часов, плюс-минус десяток-другой минут. Разница с Москвой +7 часов.
Хабаровск с более 600 тысяч населения является крупнейшим городом российского Дальнего Востока. Он был основан в 1858-м восточно-сибирским генерал-губернатором Муравьёвым-Амурским как военный пост Хабаровка около впадения Уссури в Амур. Место оказалось очень удачным и посетивший пост через несколько месяцев после основания военный географ Венюков предсказал, что в будущем ему суждено стать большим городом.
В 1880-м стал городом и центром Приморской области, в 1893-м получил современное имя. Являлся центром всех российских владений на Дальнем Востоке в 1884-1917 (Приамурское генерал-губернаторство), 1926-1938 (Дальневосточный край) и 2000-2018 (Дальневосточный федеральный округ) годах.
Аэропорт "Новый" расположен на востоке города и с недавнего времени носит имя Невельского - это отмечает весьма любопытная экспозиция с элементами манги, размещённая на верхнем этаже аэропорта.
Аэропорт неплохо связан с центром города общественным транспортом - перед внутренним терминалом кольцо 1-го троллейбуса, есть ещё несколько автобусов и маршруток, ехать до центра чуть больше получаса.
Железнодорожный вокзал расположился в центре города, у начала Амурского бульвара. Псевдорусский фасад необычен для здания, построенного на рубеже 20-30-х годов ХХ века (было перестроено в 60-е годы, но реконструкция 2000-х постаралась вернуть ему первоначальный облик).
На привокзальной площади к столетию основании города поставили памятник тому, в честь кого он назван - землепроходцу Ерофею Хабарову.
Автовокзал находиться в 10-15 минутах ходьбы от ж/д, на улице Воронежской за железнодорожными путями.
Городской транспорт представлен троллейбусами, трамваями, автобусами и маршрутками, и в целом можно оценить хорошо.
Трамваи как современные, так и старые - КТМ и ещё более древние. Обычно в них обилечивает кондуктор, 28 рублей с карточки. Причём в Хабаровске встретил такую особенность, как вечерний тариф - после 8 вечера проезд стоит 31 рубль.
В некоторых автобусах кондуктор то же есть, но в подавляющем большинстве, как и во всех маршрутках - оплата водителю при выходе через переднюю дверь, на разных маршрутах цены от 28 до 35 рублей, в автобусах обычно можно платить карточкой, в маршрутках - только наличка.
Супермаркеты представлены местными сетями "Пеликан" и "Максим" (в последних выбор победнее, но и цены пониже), а также "Раз-два" в формате 7-элевен, есть и магазины "Самбери" и "Рени".
Цены чуток повыше среднероссийских.
Хабаровск город весьма обширный, лежит, как говорят местные, "на трёх холмах и двух дырах" - то есть трёх отрогах Сихотэ-Алиня, идущих к Амуру, между которыми раньше текли речки, но после реконструкции 1960-70-х пролегли широкие бульвары - Амурский и Уссурийский. Подъёмы с бульваров на холмы местами довольно крутые, но в остальном рельеф спокойный.
Прогулку по городу начну с городского ПКиО, разбитого в 30-е годы вокруг стадиона "Динамо".
От него будет спуск к городским прудам в начале Уссурийского бульвара, идущего от "Платинум-Арены" - первый пруд появился в 1913-м, а в целом комплекс создали к 1983 году.
Теперь это милое место для прогулок, вечерами разноцветные поющие фонтаны.
Застройка вдоль Уссурийского бульвара в общем типовая позднесоветская, с редкими вкраплениями дореволюционной, как доходный дом купца Петренко (1914 год).
Бульвар выводит к набережной, в конце там будет несколько памятников - пограничникам, прокуратуре, полиции.
И здание речного вокзала советской эпохи - изначально торговые ряды 1899 года постройки.
От Уссурийского бульвара можно подняться - по улице Тургенева, или по лестнице у новостроек, к площади Славы.
По пути будет мемориал с Вечным огнём, открытый в 1985 году -
К которому в 2003-м добавили памятник погибшим в локальных войнах начиная с конфликта на КВЖД (Ангола в списке есть).
На самой площади в 1975-м построили Дом радио с пилоном Героев советского союза.
А в начале 2000-х воздвигли громаду Спасо-Преображенского кафедрального собора общей высотой 95 метров, третий по величине в России после Храма Христа Спасителя и Исакия.
Со смотровой в хорошую погоду прекрасно видна китайская часть Большого Уссурийского острова (по-китайски Хэйсяцзы) с самой восточной пагодой Китая.
Думаю, что и золотые купола собора китайцам также хорошо видны.
На этом вводную часть рассказа о Хабаровске заканчиваю, в следующий раз прогуляемся
по Амуру и набережной.