Чтение в субботу вечером - про историческую безграмотность

Apr 10, 2021 13:46


А сегодня весьма саркастичная статья Педро Борбадильи с рассуждениями о нелюбви части испанцев к собственной истории, под говорящим названием "Терции нанесли себе поражение в Бреде".

Британские испанисты, зарабатывающие себе на икру, интерпретируя историю Испании с акцентом инспектора Скотланд-Ярда из телесериала, по крайней мере, хоть что-то прочитали и иногда (хотя тут гарантировать что-то сложно) даже работали в архивах. Рядом с ними обычно появляются доморощенные "испанофобы", похожие на карлика-шута, которые сопровождали инфантов и грандов на полотнах Золотого века.

Испанский "испанофоб", это обычно такая бестолочь, который способен заработать только на чечевицу - на большее мозгов не хватает. Чтение им книг, конечно стремящееся к нулю, могло бы принести ему хоть какую-то пользу, если бы его башка не была под завязку набита политическими лозунгами и твитами.
В повседневной жизни его реакция на любую неудачу, например штраф за нарушение парковки или лужу на тротуаре, выражается словами "Что за дикая страна!" и "Когда мы наконец-то станем европейцами!"

Когда он обращается к истории Испании, он как правило выносит убогие вердикты, унаследованные из традиций салонов краузистов [философское течение в Испании XIX века] вроде "Мы не можем быть свободными, потому что не казнили королей, как французы", "Священники, изгнавшие французов, приговорили нас к отсталости" (хотя более продвинутые версии "испанофобов" уже заменяют бонапартовских солдат андалусскими мусульманами) и "Испанский флот не выиграл ни одного сражения со времён Лепанто".

С настоящим испанистом из Гибернии, Каледонии или Англии послеобеденные разговоры, как правило, гораздо увлекательнее, чем с убогим "испанофобом", хотя бы потому, что первые обычно являются заядлыми дегустаторами алкоголя во всех его видах. Некоторые вузовские товарищи хорошо помнят поединки, и не только словесные, между испанистами, которые перебрали с выпивкой. По контрасту, доморощенный "испанофоб" зачастую обращён в новую освободительную веру XXI века с веганством и трезвенничеством. Может разговор за салатиком и уменьшает количество холестерина, но и веселья совсем никакого.

Несколько дней назад в главном органе "испанофобии", "Паис" появился настоящий перл, отбрасывающий всякие культурные ограничения. В редакционной статье антивоенного характера, припоминая о знаменитой картине Веласкеса в Прадо, говорится: "через 10 лет после победы под Бредой фламандские терции сдались испанским войскам в 1652 году".
После того, как академик Хуан Луис Себриан удивил нас "Коварной Реконкистой", которая, оказывается, была предательским ударом подлых испанцев по мирным мусульманам, а парочка редакторов Наталья Хункера и Хесус Дива придумали ложь об "украденных детях" франкизма, из данной газеты мы узнали, что фламандские терции были войсками, которые сражались против испанской короны.

Да, пора наверно либо отказываться от утреннего джина с тоником, либо перестать читать газеты. Думаю, выбор тут очевиден.

Вполне возможно, эта статья просто является проявлением ещё одного любимого лозунга "испанофобов": "Испанская армия одерживала победы только в гражданских войнах"? Возможно, "Паис" вообще имел в виду мятежи войск в связи с задержками поступления жалования? Полагаю объяснение, что многие из солдат терций, сражавшихся во время Восьмидесятилетней войны за то, чтобы Фландрия оставалась под властью короля Испании, были коренными жителями этой страны, взорвало бы мозги прогрессистам.
В 1573 из 50 тысяч солдат герцога Альбы только 8 тысяч были испанцами, а 30 тысяч - фламандцами. В армии Алессандро Фарнезе из 60 тысяч солдат 6300 были испанцами, 5000 - итальянцами, а остальные были уроженцами фламандских провинций. Многие фламандцы предпочитали власть Мадрида правлению протестантских олигархов Вильгельма Оранского и Морица Нассауского.

В одном из своих эпических безграмотных трудов Генри Кеймен упрекнул нас, испанцев, в приватизации генуэзского генерала Амброзио де Спинолы, победителя Бреды. То, что он был подданным Генуэзской республики, верным союзником Испании, преданно служившим и осыпанном наградами королями Филиппом III и Филиппом IV, что все его военные предприятия оплачивались Мадридом, не делает его испанцем, говорит он. Прямо как Фернан Магеллан, которого какой-то из наших министров назвал португальцем. Потому что, как все мы знаем, Испании не существовало до 1812 или 1978 года… Но зачем мелочиться-то? Испании не существует вообще, это как Гондор или Руритания, литературная выдумка. Хотя, кому же тогда мы платим налоги?

Испания, историософия

Previous post Next post
Up