Песня Катюши и начало Джей-попа

Oct 28, 2020 08:07


В 1914 году мир потрясли разные события. В Японии то же произошло эпохальное событие, а именно родилась национальная популярная музыка, будущий Джей-поп.

Разумеется, как и везде, жители Японских островов испокон веков пели разные народные песни, которые их исполнители, не задумываясь о терминологии, именовали просто "ута" (песня).
Затем случилась Реставрация Мейдзи и Япония побежала прогрессировать. Правда после первых десятилетий угарного западничества японских интеллектуалов потянуло к корням.

В 1888 году в Японии начал выпускаться "Фудзоку гахо" ("Иллюстрированный журнал обычаев"), призванный собрать и познакомить японцев с их народными традициями. Журнал публиковал и народные песни, исполняемые в разных уголках родной страны. Значит, потребовалось и какое-то обобщающее название, сначала редакция называла эти народные песни "хина ута" (деревенские песни), а затем просто перевела немецкое слово фолькслид, соединив кандзи "народ" и "песня", так появился закрепившийся в Японии за народными песнями термин "миньё". При этом в самой Японии в состав "миньё" не включают народные песни айнов и обитателей Рюкю.



Миньё записывались, издавались сборники, появились и профессиональные исполнители этих песен.
Но рождение настоящей популярной музыки происходит десятилетия спустя, и связано с именем театрального режиссёра Симамуры Хогецу, занявшегося развитием и популяризацией в Японии театра западного типа. Первые постановки большого успеха не имели, и в поисках путей повышения популярности своих спектаклей Симамуру осенила идея включать в них песни. Для постановки пьесы по толстовскому "Воскресенью" Симамура заказал своему другу, композитору Накаяме Синпею, "песню, которая не будет ни народной песней, ни западным гимном, а чем-то средним между ними… напиши то, что вся Япония сможет петь". Так родилась "Катюша но Ута" (Песня Катюши), которая дважды звучала в спектакле в исполнении игравшей главную роль Мацуи Сумако, пожалуй первой японской звезды западного типа.



Премьера "Воскресенья" состоялась в марте 1914 года в театре Гейдзюцуза в Токио и имела оглушительный успех, в том числе и благодаря песне. Симамура оказался не только режиссёром-новатором, но и первым музыкальным продюсером Японии. Уже 8 мая 1914 года был выпущен первый в истории Японии сингл - пластинка с записью "Катюша но Ута" в исполнении Мацуи (за запись ей был уплачен гонорар в 2 тысячи йен). С учётом того, что граммофон сам по себе не был особо распространён в те годы в Японии, цифра в 27 тысяч проданных пластинок не может не впечатлять.

Но Симамура на этом не остановился. 1 июня в продажу поступили брошюрки с партитурой и словами песни, ценой в 5 йен. За первые месяцы их было продано 78 тысяч штук. Именно благодаря им "Катюшу но Ута" стала распевать вся Японская Империя, как профессиональные исполнители, так и простые японцы. Она стала настоящим суперхитом. Осенью 1914-го токийские газеты даже сообщали, что в ряде школ для девочек директорам пришлось вводить запрет на распевание "Катюши но Ута" старшеклассницами.



А ещё Симамура сделал и первый в истории видеоклип. 1 августа 1914 года в кинотеатре в Асакусе состоялась премьера фильма. На экране Мацуи пела песню в декорациях спектакля, а в зрительном зале звучала пластинка с записью.

После такого успеха Симамура стал включать песни во все свои театральные постановки, театр ездил с гастролями в Корею и на Тайвань, а в 1915 году посетил Владивосток, так что впервые Джей-поп за пределами Японской Империи прозвучал именно в Империи Российской. Разумеется, популярную музыку с самого начала сопровождали и скандалы - в 1917 году песня "Кавай Дзоси" (Кавайные девушки) была признана непристойной и запрещена.

Симамура умер от испанки в начале 1919 года, Мацуи после его смерти покончила с собой. Но Накаяма продолжал писать песни в своём стиле, на стыке японской и западной традиции, появились и новые композиторы, работающие в схожем ключе.



Исполнялись песни обычно популярными актёрами и (японская специфика) гейшами, часто сопровождали спектакли и фильмы. С 1925 года песни транслировались по радио, что способствовало росту их популярности. Называли новый жанр по-разному, "син миньё" (новое миньё), "хаяри ута" (городская песня), но в итоге закрепилось название "рюкока", что означает просто "популярная песня".

Новую эру начало в 1928 году создание первых звукозаписывающих компаний, первоначально бывших филиалами американских. За несколько лет формируется система, в которой звукозаписывающие компании ставят на потом производство популярных песен. В 30-е годы появляются и первые настоящие идол-певцы. Таким был Фудзияма Ичиро, которого чуть было не исключили из оперной школы за исполнение популярных песен, и пара певиц-гейш Коута Кацутаро и Ичимару, которые были настоящими соперницами во всём - от гонораров до кимоно. Именно исполненная Коутой летом 1933 года новая песня Накаямы "Токио Ондо" стала первым в истории Японии суперхитом, превысив отметку в миллион проданных пластинок.



Во второй половине 30-х годов рюкока переживает настоящий расцвет в Японии. При этом к концу десятилетия, по мере развития войны в Китае, всё большую роль в песнях начинает играть военная тематика, появляются поджанры "сендзи каё" (военная песня) и "тайрику каё" (континентальная песня).



Производство хитов останавливается только в конце 1944 года, из-за перевода экономики на военные рельсы. Новый этап развития японской популярной музыки происходит уже после поражения Империи.

Япония

Previous post Next post
Up