Террор для страны тюльпанов - поезд среди болота

Feb 26, 2019 08:41


С момента декабрьского кризиса 1975 года прошло полтора года, когда молуккские террористы нанесли новый удар по Нидерландам.

В понедельник 23 мая 1977 года около 9:00 стоп-кран останавливает обычный междугородний поезд Ассен-Гронинген в чистом поле около деревушки Де-Пюнт в провинции Дренте на северо-востоке Нидерландов. 9 молуккцев, вооруженных "Стенами", пистолетами и гранатами, во главе с 25-летним провинциальным чиновником Максом Папилайей захватывают поезд. Они довольно быстро освобождают 40 пассажиров - стариков, детей, больных и беременных женщин, оставляя в заложниках 51 человека.



Всего через несколько минут после захвата поезда 4 других молуккца во главе с Виллемом Сопланитом врываются в начальную школу де Менте в городке Бовенсмильде в паре десятков километров от Де-Пюнта. В заложники взяты 5 учителей и 105 учеников.

Террористы требуют признания РМС, освобождения всех участников прошлых акций и самолёта из Схипхола. Они намереваются лететь в африканскую страну Бенин, чей социалистический лидер Матьё Кереку поддерживает дело РМС и готов организовать военную подготовку молуккцев.
Пока террористы никого не убивают, но если их требования не будут реализованы до 2 часов дня 25 мая, они взорвут поезд и школу вместе с заложниками.

Нидерланды в шоке, но правительство по инициативе министра юстиции Дриса ван Агта отказывается вести переговоры, пока не будут освобождены дети. Террористы устраивают шумные акции, например, заставляют детей подходить к окну и скандировать на камеры телевизионщиков: "Ван Агт, мы хотим жить!"
Среда проходит спокойно - к тому времени разведчики из боевых пловцов установили, что никакой взрывчатки под поездом нет. А в четверг среди детей в школе внезапно вспыхивает эпидемия менингита. Было ли это случайностью, или природе, по словам министра образования Йоса ван Кеменаде, "помогли", до сих пор неизвестно. Но эта вспышка заставила террористов в 6:45 27 мая освободить всех детей и учительницу. 4 учителя остаются заложниками.



Начинаются долгие переговоры, в которых посредниками выступают самые авторитетные в общине молуккцы - Йосина Сумокил и известный врач Хасан Тан. Однако посредники явно ведут двойную игру, в частном порядке убеждая террористов настаивать на своём и говоря, что правительство вот-вот сдастся.
Их посулы не лишены оснований, коалиционный кабинет Йоп ден Ойл на грани развала, никто из политиков не хочет брать на себя ответственность.

Тем временем спецназовцы ББЕ готовят операции по освобождению заложников. Так как есть подозрение, что террористы поддерживают между собой связь, две такие операции должны быть синхронизированы. Главные силы ББЕ во главе с командиром спецназа майором Руудом Клоппенбургом разбили лагерь в гольф-клубе около Де-Пюнта. Рядом с школой развернёт отряд, укомплектованный новобранцами и ветеранами, во главе с лейтенантом Карелом ван Гейтенбеком.

Поезд у Де-Пюнта остановился на повороте, так что слегка наклонён. Бронетехника не сможет к нему подойти из-за болотистого характера окружающей местности, изрезанной речками и канавами. Зато такая местность позволяет действовать команде боевых пловцов флота во главе с капитаном Лео Доном, каждую ночь они проводят около поезда, наблюдая происходящее в нём через приборы ночного видения. Сотрудникам службе безопасности удалось начинить поезд подслушивающими устройствами, спрятанными в коробки из-под "Кока-колы".



Недели таких наблюдений позволили точно определить расположение и распорядок дня террористов. 4-ро во главе с их лидером Папилайей находятся в кабине поезда и соседних отсеках машинистов. В первом вагоне собраны все заложники-мужчины, во втором - все заложники-женщины, в тамбуре между вагонами всегда дежурит один из террористов. Следующие два вагона пусты, там обычно околачиваются остальные 4 террористов.

Террористы предусмотрительно завесили все окна поезда одеялами и газетами, защищаясь от снайперов.
Запертые двери решено было вскрывать с помощью начинённых взрывчаткой конструкций, больше всего напоминавших оконные рамы.
В последний момент, вспомнив, что террористы в Вейстере пугались всякий раз, когда к захваченному поезду приближался самолёт, заместитель командира капитан Ад Руттен предложил привлечь для отвлечения внимания врага истребители ВВС.

Вечером 10 июня 1977 года правительство Нидерландов, после провала нового раунда переговоров, собралось на экстренное заседание. Хотя премьер-министр ден Ойл был против, большинство министров поддержало министра юстиции ван Агта о необходимости проведения силовой операции по "восстановлению законности". Незадолго до полуночи генеральный прокурор барон ван дер Фелтц передал майору Клоппенбургу условный сигнал: "Мерседес".



В час ночи в субботу 11 июня начался обратный отсчёт. В половине пятого утра, под сереющим предрассветным небом, 30 спецназовцев, в бронежилетах, касках, с зачернёнными лицами во главе с капитаном Хансом де Валом Малефейтом, вооруженные "Узи", револьверами и светошумовыми гранатами, залегли на мокрой траве в кустах в паре сотен метров от поезда. Белые рамы заметно возвышаются над кустами - только тут до Малефейта доходит, что их стоило бы покрасить камуфляжной краской.

Вскоре спецназовцы слышат далекий шум моторов - это шестерка Ф-104 "Старфайтер" 322-й эскадрильи Королевских ВВС Нидерландов, вылетевших со своей базы в Леувардене, начинают кружить над близлежащим водохранилищем Лауверсмер, в ожидании сигнала.

В 4:54 приказ отдан. 12 армейских снайперов и 4 пулеметных расчета открывают огонь по поезду, сосредотачиваясь на тех местах, где должны быть террористы -в кабине поезда, тамбуре между 1-м и 2-м вагоном, последних вагонах. 8 тысяч пуль прошивают поезд, желтая краска осыпается с его бортов.
Через мгновенья звук выстрелов заглушает рёв приближающихся Ф-104. Они идут на малой высоте, практически над самыми верхушками деревьев. Трижды перехватчики проходят над поездом, врубая форсаж.
После третьего захода, как и было условлено, морпехи поднимаются, срывая наушники, и бросаясь к поезду. И тут же сразу с руганью снова кидаются на землю - пилоты перехватчиков решили по своей инициативе сделать ещё один заход на поезд. Одновременно подрываются заложенные боевыми пловцами вокруг поезда фейрверки.

Спецназовцы, разбившись на пять групп, бегут к поезду, со стороны головы поезда в них летят пули, они стреляют в ответ. В 5:02 синхронно подрываются пять дверей. В одном случае заряд не срабатывает и группа проникает внутрь, разбивая окно.



Группа во главе с капитаном Малефейтом, запрыгивающая в тамбур между 1-м и 2-м вагоном делает страшное открытие - из-под сорванной взрывом двери видны светлые волосы. Вопреки всем выкладкам разведки, в тамбуре оказалась заложница, которой там быть не должно. 20-летняя Ансье Монсье убита выстрелом снайпера.

В морпехов летят пули из женского вагона, террорист Руди Лималессил, прикрываясь заложницей, стреляет из своего "узи". Морпех Герард ван Дёвенбоде стреляет в ответ, но капитан Малефейт приказывает ему прекратить огонь и бросать светошумовую гранату. При виде летящей гранаты Руди бросает свою жертву и бежит прочь, но сталкивается с другой группой морпехов.
Два морпеха, прочесывающие задние вагоны, замечают в полутьме какое-то движении и дают очереди из "узи", убита единственная женщина из террористов Хансина Уктолсейя.
Остальные террористы находились в голове поезда - 5 были мертвы, а двое тяжелораненых не способны оказать сопротивления.

Операция внутри поезда заняла 120 секунд. Итог - 6 террористов и 2 заложника убиты, ранены ещё 6 заложников и 2 морпеха. Три террориста арестованы.

В Бовенсмильде операция прошла без жертв. Ровно в 5:00 взревели моторы 4-х тяжелых БТРов жандармерии и через 4 минуты они протаранили фасад школы. Спрыгнувшие с брони спецназовцы бросились внутрь здания. Трёх террористов, толком не успевших даже проснуться, взяли прямо в спальных мешках. 4-й, который и стоял на страже, при виде несущихся к зданию БТРов перепугался насмерть и спрятался в туалете, где и послушно поднял руки, когда туда вошли морпехи.



Успех операции делает бойцов ББЕ героями всей страны, на другой день возвращающуюся в Дорн колонну морпехов приветствуют стоящие на обочинах толпы граждан, у входа в казармы навалили огромную кучу цветов и ящиков с пивом.

Но не для всех жителей Нидерландов морпехи были героями. И это сказалось на одном из участников операции.

Индонезия, Нидерланды, СпН

Previous post Next post
Up