Пора немного отступить от изложения португальского цикла, поговорив о внешних факторах. Нанчу с международного права в отношении колоний.
"Несамоуправляющимся территориям" посвящена статья 73 Устава ООН.
Она гласит:
"Члены Организации Объединенных Наций, которые несут или принимают на себя ответственность за управление территориями, народы которых не достигли еще полного самоуправления, признают тот принцип, что интересы населения этих территорий являются первостепенными, и, как священный долг, принимают обязательство максимально способствовать благополучию населения этих территорий в рамках системы международного мира и безопасности, установленной настоящим Уставом, и с этой целью:
a. Обеспечивать, соблюдая должное уважение к культуре указанных народов, их политический, экономический и социальный прогресс, прогресс в области образования, справедливое обращение с ними и защиту их от злоупотреблений;
b. Развивать самоуправление, учитывать должным образом политические стремления этих народов и помогать им в прогрессивном развитии их свободных политических институтов в соответствии со специфическими обстоятельствами, присущими каждой территории и ее народам, и с их разными ступенями развития;
c. Укреплять международный мир и безопасность;
d. Способствовать развитию созидательных мероприятий, поощрять исследования и сотрудничать друг с другом и, где и когда это уместно, со специализированными международными организациями ради практического достижения изложенных в настоящей статье социальных, экономических и научных целей, и
e. Передавать регулярно Генеральному Секретарю для информации и с таким ограничением, какое может потребоваться по соображениям безопасности и конституционного порядка, статистическую и другую информацию специального характера, относящуюся к экономическим и социальным условиям, а также условиям образования на территориях, за которые они соответственно несут ответственность, кроме тех территорий, на которые распространяется действие Глав XII и XIII [эти главы описывают систему опеки]"
Из этого списка смысл имеет только пункт е, ибо предписывает ежегодное подробное информирование о положении несамоуправляющихся территорий, из которого должен быть виден прогресс данных территорий либо на пути национального освобождения либо на пути становления полноценной частью метрополии.
Начиная с 1946 года ООН ведёт официальный лист несамоуправляющихся территорий. Но изначально сами страны-члены ООН решали, какую из своих территорий считать колониями и включать в список.
С вступлением Португалии в ООН в 1955 году она неизменно отказывалась выполнять пункт е статьи 73 на том основании, что у неё нет колоний, а только заморские территории. Всё это вызывало большие споры в ГА ООН из-за расплывчивости термина "несамоуправляющаяся территория".
Для преодоления этого казуса 14 и 15 декабря 1960 года Генассамблеей ООН были приняты две резолюции.
№ 1514 имела подзаголовок "Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам" и представляла собой общую декларацию.
Декларация призывала незамедлительно покончить с колониализмом во всех его формах и проявлениях, предпринять незамедлительные шаги для передачи власти народам подопечных, несамоуправляющихся или других территорий, еще не получивших независимости, прекратить вооруженные действия и репрессии против зависимых народов. Осуждала любые попытки, направленные на то, чтобы частично или полностью подорвать национальное единство и территориальную целостность освободившихся стран. Особо подчёркивалось, что недостаточная политическая, экономическая и социальная подготовленность или неподготовленность не может быть использована использоваться как предлог для задержки в предоставлении независимости.
Декларация была внесена неприсоединившимися странами и поддержана СССР и его союзниками - всего 89 за, 9 стран воздержались - Австралия, Бельгия, Доминиканская Республика, Франция, Португалия, Испания, ЮАС, Великобритания и США.
Резолюция № 1541 прописывала 12 принципов, соответствие которым делало территорию подпадающей под пункт е статьи 73 Устава. Основополагающим при этом был принцип "географической обособленности и этнического и/или культурного отличия территории от управляющей им страны". Но этим дело не ограничивалось - также применялись соображения административного, политического, правового, экономического или исторического характера.
Для таких территорий предусматривалось три варианта развития: полная независимость, свободная ассоциация или интеграция с другим независимым государством (разница между двумя вариантами в том, что в случае ассоциации территория сохраняла внутреннее самоуправление).
В 1961 году создаётся специальный комитет по имплементации резолюции 1514 ("Комитет 24-х"), ежегодно обязанный представлять Генассамблее доклады о ходе процесса деколонизации. В том числе и облечённый правом полностью самостоятельно, на основании резолюции 1541, включать в список те или иные территории.
С тех пор ежегодно на осенней сессии по результатам доклада комитета Генассамблея принимала дежурную резолюции с требованием принятия незамедлительных мер по скорейшему предоставлению судьбы данных территорий "народам данных территорий, без всяких условий и оговорок".
Комитет по деколонизации действует до сих пор. По состоянию на 2016 год в Список несамоуправляющихся территорий входит 17 территорий.
10 из них принадлежат Британии - Ангилья, Бермуды, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, Фолклендские острова, Гибралтар, Монтсеррат, Питкэрн, Святая Елена, Тюркс и Кайкос.
Три - США (Американское Самоа, Гуам и Американские Виргинские острова), два - Франции (Французская Полинезия и Новая Каледония), по одному Новой Зеландии (Токелау) и Марокко (Западная Сахара).