Каждый раз, когда слышу очередные рассуждения доморощенных "либералов" про "свободнорыночный" Сингапур, всегда долго смеюсь.
Одним из крупнейших портов мира является сингапурский. Через него проходит половина сырой нефти мира и пятая часть контейнеров. Управляет им крупнейший портовый оператор мира PSA International. Ныне он управляет ещё тремя десятками портов на всех континентах. Компания частная, даже в английской википедии написано private.
И кто же акционеры? 100 % акций PSA International принадлежат "Темасек Холдинг".
Это то же частная компания. Вот только 100 % её акций принадлежат министерству финансов Сингапура, все члены совета директоров назначаются президентом Сингапура, его же согласие требуется на все крупные сделки. Возглавляет Темасек Хо Чин, жена нынешнего сингапурского премьер-министра Ли Сяньлуна, сына создателя "сингапурского экономического чуда" Ли Куан Ю.
Помимо PSA Темасек принадлежит 100 % акций Singapore Power (вся электроэнергетика и газоснабжение страны) и Mediacorp (всё телевидение и радио страны, ведущие печатные СМИ),
67 % - Neptune Orient Line (национальная судоходная компания),
60 % - Chartered Semiconductor Manufacturing (производитель полупроводников),
56 % - SingTel (крупнейшая телекоммуникационная компания страны) и Singapore Airlines (национальный авиаперевозчик, одна из лучших авиакомпаний мира),
55 % - SMRT (железные дороги, такси и общественный транспорт) и Singapore Technologies Engineering (проектирование в сфере высоких технологий),
51 % - Sembcorp Industries (проектирование в судостроении) и CapitaLand (главный риэлтор страны).
Это только мажоритарные доли, контрольным же пакетом акций Темасек владеет в практически любой сколь-либо заметной сингапурской компании. Так у него 32 % в Sembcorp Marine (судостроение страны) и 28 % в DBS Bank (крупнейший банк страны).
А ещё все эти формально частные компании создают дочерние предприятия.