В завершающей
части рассказа будут самые интересные достопримечательности Дьенбьенфу.
Севернее музея и кладбища расположен холм А1 (у французов - "Элиан-2"). Вход на территорию с проспекта 7 мая, билет всё те же 15 тысяч донгов.
У подножия - несколько подбитых "Чаффи" и другая ржавая техника французов.
Далее вверх по холму идут отреставрированные к 60-летию битвы французские позиции.
Траншеи почти в мой рост.
До вершины несколько минут ходьбы.
Тут будет и французский блиндаж с переходами.
Тут же еще один подбитый "Чаффи".
Рядом - мемориальная плита на братской могиле солдат двух полков Вьетминя, штурмовавших А1.
Часть холма занимает громадная воронка - результат подрыва вьетнамцами под французскими позициями подземного заряда, с чего и начался штурм Элиан-2 в ночь на 6 мая 1954 года.
С вершины холма видны уже окрестные рисовые поля.
К другим местам тех времён надо идти на другой берег реки Намюм.
Дорога от холма А1 идёт через местный рынок.
Через реку перекинут мост, построенный французскими сапёрами.
Рядом - мемориальная плита о штурме моста 7 мая, после захвата которого французы и капитулировали.
От моста минут 10-ть пройти налево - до бункера генерала де Кастри, восстановленный к 60-летию битвы.
Вход те же 15 тысяч.
Немного походить по траншеям.
И внутренним помещениям.
Простенькая складная мебель, на стенах - карты и таблицы о битве, правда на вьетнамском языке.
К слову, вьетнамские туристы обожают фоткаться на бункере с национальном флагом, в духе исторической фотографии 7 мая 1954 года. Правда я гулял по историческим местам Дьенбеьенфу в обычный вторник практически в полном одиночестве - только в музее повстречал местную тургруппу.
Через дорогу от музея будет и последний подбитый французский "Чаффи".
Из Дьенбьенфу предстояло перебираться одной из самых живописных дорог Вьетнама в Сапу.