США - транспорт городской

Jun 05, 2015 08:49


Ещё пару десятилетий назад в советах путешественникам в США всегда отмечалась крайняя степень неразвитости (за исключением нескольких мегаполисов на Северо-востоке) общественного транспорта в Штатах.

Но в последние десятилетия общественный транспорт в американских городах переживает настоящий ренессанс. Даже в маленьком калифорнийском городке Мерсед, архитипичнейшей "одноэтажной Америки", через который ехал в нацпарк Ёсимити, обнаружилось 6 автобусных маршрутов.

В мегаполисах обычно городской транспорт представлен массой различных систем.
Метро в общечеловеческом понимании распространено не так, чтобы особо широко. К таковому безусловно относится вашингтонское Метро, пара линий Метро Лос-Анджелеса, сан-францисский БАРТ, трансгудзоновский ПАТГ, майамский Метрорайл.



А вот нью-йоркскому сабвею (подземке) решительно отказываю в гордом имени метро - даже на лайт райл не тянет, и вообще, вещь какая-то внеклассификационная.



Восточноазиатских станций закрытого типа в США не встречал - как и в Москве, в Лос-Анджелесе или Вашингтоне ощущаешь на платформе приближение поезда метро по ветру из тоннеля гораздо раньше, чем увидишь или услышишь его.
К слову, одна из причин, что нью-йоркский сабвей - не метро, в том, что этого самого ветра на подземных станциях на Манхеттене не бывает.



Гораздо чаще в американских городах встречается то, что по-английски именуется "лайт райл", что на русский правильнее всего переводить термином "метротрам", обозначающим подземно-надземный скоростной трамвай. Какой-то участок пути они проходят под землёй, какой-то - по земле, а какой-то, как в Лос-Анджелесе или Сан-Диего - по надземным эстакадам. Таковы Троллей в Сан-Диего, Муни в Сан-Франциско, портлендский МАХ.



По 2-3 длинных и широких кондиционированных вагона, достаточно быстро бегают.



Есть в американских городах и линии самых обычных трамваев (стриткары). Более всего запомнился "исторических" трамвай в Сан-Франциско, где на линии Ф наряду с современными вагонами используются стилизованные под старинные.



Самым распространённым типом общественного транспорта являются автобусы (басы).



Точнее, под этим термином в Штатах понимают весь городской колёсный транспорт - и обычные автобусы, и "гармошки", и минибасы, и разные экологически-чистые дизельные и газовые гибриды, и троллейбусы хорошо-узнаваемого отечественного вида. Нумерация маршрутов внутри систем городского транспорта сквозная, выделенные полосы местами имеются, но без ограждений.



Автобусы зачастую завязаны на рельсовом транспорте, вокруг узловых станций метро/электричек/метротрамов размешаются остановки автобусов, идущих в те места, куда рельсовый транспорт не ходит.



К слову о терминологии - зачастую под одним названием скрывается сразу несколько различных типов городского транспорта. Так, из 8-ми линий лос-анджелесского Метро 2 являются типичным метро, 4 - типичным метротрамом, а 2 оставшиеся - автобусы, ездящие по хайвеям.

Встречаются и интересные эксперименты на местности вроде сиэтлского Даунтаун транзит туннеля, по которому одновременно ездят метротрам и автобусы.



По пригородам и в соседние города (как "Калтрэйн" из Сан-Франциско в Сан-Хосе или "Три-райл" из Майами в Форт-Лодердейл) ходят по железнодорожным путям электрички.



Они бывают довольно дальнобойные, так что зачастую возможно переехать из одного мегаполиса в другой, воспользовавшись стыкующимися системами электричек вместо "Амтрэка" - например, "Коастер"+"Метролинк" из Сан-Диего в Лос-Анджелес.

В городах, стоящих на берегу океанов/рек (как Сан-Франциско, Нью-Йорке, Сиэтле), есть и водоплавающий транспорт в виде разного рода паромов, плавающих в соседние населённые пункты.



Наконец, имеются разные экспериментальные вещи вроде стилизованных под старину автобусиков (именуемых троллей), бегающих по Александрии, Майами-бич или Сан-Педро (порт Лос-Анджелеса).



И рельсовые системы вроде майамского Метромовера, сиэтлского монорельса или сан-франциской канатки (кэйбл кар).



Теперь об использовании городского транспорта. Довольно удобно, легко скачать схемы транспорта на смартфон, в И-нете есть и удоюные планировщики по прокладке маршрута городского транспорта (вроде mta.info для Нью-Йорка или 511.org для Сан-Франциско и окрестностей). Наконец, на станциях/в вагонах/автобусах обычно имеются стойки с буклетиками с маршрутами/расписаниями движения.



Сами остановки то же достаточно информативны, указываются маршруты и расписания движения. Обычно на световом табло на вагонах/автобусах указывается направление движения маршрута, названия станций/остановок тоже обычно объявляют.

1 поездка в общественном транспорте стоит от 1,8 до 2,5 долларов.
В автобусах можно платить наличкой - при посадке бросать нужное количество монеток (без сдачи!) в ящичек рядом с водителем. Для прочих видов транспорта нужны приобретённые до посадки билеты. Обычно покупаются в автоматах на станциях/остановках. Платить в автоматах можно как наличкой, так и карточками.



Разумеется, в таком случае, как и везде в мире, удобнее всего пользоваться транспортными картами - вашингтонская СмарТрип, майамская Изи Кард, сан-францисская Клиппер, лос-анджелесская ТАП, сан-диегская Компасс, сиэтлская ОРКА. Стоят обычно от 7 до 20 долларов (цена включает "несгораемый" депозит в 2-5 долларов). Использование их не только удобно, но даёт и разные бонусы, обычно в виде бесплатного трансфера между различными автобусами/линиями метро в течение 90-120 минут. Также удобным вариантом экономии представляется покупка безлимитного проездного на сутки за 5-7 долларов (он обычно загружается в автомате на транспортную карту)



Правда системе ещё далеко до восточноазиатского охвата. Из-за обилия различных компаний, занимающихся городскими перевозками, не все они бывают подключены к единой системе - даже на лучшей из карт, Клиппере, такое есть в виде одной из двух паромных компаний.

С метро/метротрамом всё понятно - проходим через турникет. В автобусах обычно посадка через переднюю дверь с оплатой/прикладыванием карточки к ридеру.
Наконец, во многих городах Штатов до сих пор наблюдается чисто советская система проезда в общественном транспорте под девизом "совесть - лучший контролёр". Это когда можно входить в любую дверь и ехать - только надо не забыть приложить билетик или карточку к валидатору в салоне или даже перед посадкой, на остановке. В таких местах, правда, и контролёры водятся. И даже был свидетелем, как кого-то ловят (в Сан-Диего).

Метро/метротрам понятно, что останавливаются на станциях.
А вот стриткары/автобусы на каждой остановке останавливаться не обязаны. Так что если желаете выйти, надо потянуть за веревочку, протянутую вдоль салона, либо нажать на кнопочку, либо надавать на специальную резиночку (в разных местах разные варианты попадались), после чего раздастся звуковой сигнал и над кабиной водителя загорится табло "стоп реквесшед". Выход через заднюю дверь.



Троллеи, кэйбл кары и монорельсы бывают либо бесплатными, либо имеют совершенно архаичную плату за проезд, при которой не действуют транспортные карты, и платить приходиться при посадке наличкой.

Подводя итог, сделаю заключение, что времена, когда путешествие по США без собственного автомобиля представлялось невозможным, остались в прошлом.

США, технология путешествий

Previous post Next post
Up