Восточный вопрос в британской внутренней политике - в преддверии бури

Dec 01, 2014 06:47


Обострение ситуации в европейских владениях Османской империи в середине 1870-х годов, вызванное восстаниями христианского населения Герцеговины и Болгарии, спровоцировало острый кризис в европейской политике, приведший в итоге к русско-турецкой войне и Берлинскому конгрессу.
Восточный кризис в двух странах неожиданно обрёл ещё и важное внутриполитическое измерение.

В России небывалый общественный подъём фактически заставил власть начать войну.
В Британии сравнимое по масштабам неравнодушие общественности, породившее самые жаркие дискуссии со времён эпической битвы за фритред тремя десятилетиями ранее и фактически расколовшее общество, сделало невозможным вмешательство власти в эту войну на сторону турок.

Изложение на основе "A “Lasting Solution”: The Eastern Question and British Imperialism, 1875-1878" Лесли Шумейкер и "The Eastern Crisis 1875 -1878 in British and Russian Press and Society" Джеймса Филлипса

Банкротство Порты в 1875 году имело своим следствием не только покупку Британией доли Суэцкого канала, о чём уже как-то рассказывал. Другим важным последствием финансового кризиса было то, что пытаясь наполнить государственную казну, османские власти решили улучшить собираемость налогов - прежде всего за счёт "неверных" райя.
В ответ на это летом 1875-м в переживавших неурожай Герцеговине и Боснии вспыхнуло восстание христианского населения.

Очередное восстание на турецких землях вызвало оживлённую дипломатическую переписку великих держав, но нельзя сказать, что сильно взволновало общественность - экая невидаль, там каждые несколько лет где-то и полыхнёт :)
Премьер-министр Дизраэли публично обвинял Россию и Австро-Венгрию в провоцировании и поддержке восстания с целью развала Османской империи, а бывший британский посол в Константинополе Стрэтфорд де Редклифф в январе 1876-го называл Восточный вопрос "вулканом", что угрожает "обрушить всю Европу в состояние губительного смятения, если даже не настоящей войны".

28 августа 1875 года "Таймс" опубликовала небольшое письмо лорда Джона Рассела. В нём бывший лидер вигов и премьер-министр извещал публику, что пожертвовал 50 фунтов в пользу герцеговинских повстанцев, выступивших против "дурного турецкого правления". И пояснял, что этот его жест является повторением его пожертвования греческим повстанцам "много лет назад".
Письмо Рассела было перепечатано многими провинциальными газетами и произвело сильное впечатление на читающую публику в Британии.

Уже 1 сентября 1875-го "Таймс" опубликовала статью Генри Драммонда Вулфа, считавшегося у консерваторов главным экспертом по Восточному вопросу. Вулф дал резкую отповедь попыткам сравнивать современных балканских повстанцев с греческими полувековой давности. "Экономист" и ряд других изданий жёстко атаковал Рассела, заявив, что его поступок недопустим для бывшего премьера.
А министр иностранных дел лорд Дерби записал в дневнике, что "Таймс" опубликовала "странное письмо", наделавшее много шума в обществе, прозрачно намекнув на старческое слабоумие 83-летнего экс-политика.
Письмо не осталось без внимания и за пределами Британии - 22 сентября, рассказывая о "герцеговинских симпазантах", "Таймс" упомянула слова Джузеппе Гарибальди, назвавшего лорда Рассела "истинным представителем великодушной английской нации".

Непосредственным же следствием письма Рассела было объявление 8 сентября 1875-го на страницах "Таймс" о создании комитета с целью "поддержки начинания, изложенного в письме лорда Рассела". Объявление подписали Джеймс Льюис Фарли и преподобный Уильям Дентон.
Именно первый и стал ключевой фигурой набиравшей силы общественной компании. Ирландский банкир и торговец, Фарли вёл дела на Ближнем Востоке и прожил там много лет, имел близкие отношения с главными деятелями Танзимата, великими визирями Фуад-пашой и Аали-пашой, одно время возглавлял Оттоманский банк, но в последние годы разочаровался в перспективах развития Османской империи и написал ряд книг, в которых объяснял инвесторам, почему не стоит вкладывать деньги в турецкие ценные бумаги.

Другой важной фигурой кампании был известный историк Эдвард Фримен, регулярно публиковавший обширные статьи.



В первой из них, напечатанной в "Фортингли Ревью" 1 декабря 1875 под названием "Истинный восточный вопрос", он писал:
"Нам рассказали 21 год назад [отсылка к Крымской войне], что наши интересы в опасности и что русский медведь настолько ужасен, что мы остались глухи к страданиям угнетаемых народов, которых мы сами обрекли на притеснения…
Англичан совсем не стыдит то, что каждое пенни, которое они дают в долг [Османской империи] идёт на укрепление чудовищной и позорной тирании".
С фактами Фримена не спорили даже противники. Отвечая на его первую публикацию, "Палл Малл Газетт" 10 декабря 1875 в статье "Два взгляда на турецкий вопрос", признавала что "99 из 100 наших соотечественников согласятся с его взглядами", но говорила, что болезни Порты надо лечить "лекарством реформ", а не "хирургическими ампутациями", в результате которых "всё тело, включая христиан погибнет".

По инициативе Фарли и Фримена в декабре 1875-го была создана "Лига помощи христианам Турции". Целью Лиги была заявлена помощь христианам как европейской Турции, так и Малой Азии и Сирии в деле "освобождения от мусульманского угнетения" и "продвижения к свободе и цивилизации".
Лига проводила митинги, собирала средства, организовывала отправку гуманитарной помощи на Балканы. Фарли регулярно давал на страницах "Таймс" информацию о деятельности Лиги, а также публиковал письма различных балканских деятелей в адрес Лиги.

В деятельности Лиги также участвовала небольшая группа парламентских радикалов во главе со знаменитым Джоном Брайтом, соратником Кобдена по борьбе за фритред.
Но в целом Восточный вопрос в парламенте большого интереса не вызывал. Необходимость реформ в Османской империи признавали все, либералы во главе с их лидером лордом Хартингтоном сомневались в способности османского руководства к таким реформам.

В либеральной прессе возобладала точка зрения, что Восточный вопрос не имеет решения в рамках территориальной целостности Порты.
Консервативная пресса возражала - "предоставить Порту своей судьбе" означало передать её на уничтожения соседям, прежде всего России. И поддерживала политику правительства по сдерживанию "имперских амбиций" России и сохранению статуса-кво в Османской империи, ибо она "отвечает британским имперским интересам".

Самые большие митинги "Лиге помощи христианам Турции" удалось собрать в Манчестере и Бирмингеме в начале апреля 1876-го, лорд Рассел направил участникам митингов письма поддержки, заявив о "большой симпатии" к их делу.
Митинги включали длинные речи различных деятелей, рассказывающих о ситуации в Герцеговине со славянской точки зрения, чтение писем поддержки и голосование за резолюции с требованием к правительству принять все меры, дабы "положить конец бесчеловечному правлению османов" в балканских провинциях.

Весной 1876-го Фарли выпустил книгу "Турки и христиане: решение Восточного вопроса", призванную "покончить с равнодушием британской публики" и показать ей, что Османская империя "является банкротом во всех смыслах". Книгу он посвятил лорду Расселу - "только вы, Ваша Светлость, смогли разглядеть в этом облачке [имеется в виду герцеговинское восстание] первый порыв шторма".
Главное внимание в книге Фарли уделялось развеиванию многочисленных предрассудков британской публики. Например, рядовые британцы искренне полагали, что Европейская Турция населена преимущественно турками, а славяне составляют там крайне незначительное меньшинство - в то время как из 14 с половиной миллионов населения Балкан только три миллиона являлись мусульманами.

Книга с её широким тиражом вышла очень вовремя, ибо в начале лета 1876 года Европу достигли сообщения о турецких зверствах в ходе подавления восстания в Болгарии.

Но прежде стоит поговорить о том, какие еще странные идеи жили в головах британцев, серьёзно влияя на их отношение к Восточному кризису.

история, Британская Империя

Previous post Next post
Up