Маджапахит встретил начало XV века в
зените могущества, став крупнейшей империей, когда-либо существовавшей в Юго-Восточной Азии.
В конце правления Хаяма Вурука главную роль при дворе играл муж дочери Трибхуваны, Виджаяраджаса, бра Венгкера и наместник Бали. Хаям Вурук видел своим наследником племянника Викрамавардхану, бра Матарама, за которого выдал свою единственную дочь Кусумавардхани, бра Ласема.
Но Виджаяраджаса продвигал к власти женатого на сестре Викрамавардхана сына Хаяма Вурука от наложницы, имени которого мы не знаем - в истории он остался только с титулом бра Вирабхуми.
В 1388 году умер Виджаяраджаса, на следующий год окончился жизненный путь и величайшего из владык Маджапахита, Хаяма Вурука. На трон вступил Викрамавардхана, но довольно скоро бра Вирабхуми вынудил его уйти в буддийский монастырь, фактически отказавшись от власти. Регентшей стала Кусумавардхани.
При дворе бушевали нешуточные страсти, в 1401 году Викрамавардхана вернулся к власти и в 1403 году произошёл окончательный раскол на "восточный и западный кратоны (дворцы)" - так что китайской династии Мин пришлось в том году отправлять посольства сразу в две столицы. Бра Вирабхуми контролировал восток Явы.
Гражданская война была долгой и упорной, фактически расколов всё общество. О степени раскола можно судить хотя бы по тому, что на стороне бра Вирабхуми оказался старший сын монарха, бра Тумапель.
В 1406-м войска Викрамавардханы захватили Лумаджанг, столицу бра Вирабхуми, устроив дикую резню, при этом были убиты случайно подвернувиеся под горячую руку 170 китайцев из экспедиции Чжэн Хэ. Бра Вирабхуми бежал на корабле к Радену Гадже, бра Нарапати, но тот приказал его обезглавить и отослал голову в столицу.
Викрамавардхана победил, но гражданская война очень дорого обошлась Маджапахиту. И дело не только в том, что в 1406-1408 годах Викрамавардхане пришлось истратить большую часть золотого запаса на компенсацию Минам за убитых китайцев.
Смута в Маджапахите очень неудачно (для яванцев) совпала с редчайшим в китайской истории интересом правителей Поднебесной к дальним странам, который вылился в экспедиции Чжэн Хэ. Один за другим суматранские и малайские вассалы откалывались от империи, изъявляя верность китайской династии Мин. Маджапахит сохранял контроль над Центральной и Восточной Явой, Мадурой, Бали, и, главное, торговлей с Островами пряностей. На Яве при Викрамавардхане было много и внутренних бед - извержение вулкана 1411-го, "великое землетрясение" 1416-го, голод 1426-го.
После смерти в 1429-м Викрамавардхана на престол вступила старшая из его дочерей (от жены - дочери бра Вирабхуми) - Сухита, которая и стала последней великой правительницей Маджапахита. Традиция описывает её прекрасной и мудрой "царицей-девственницей".
При ней были подавлены сепаратистские мятежи на Яве, а также восстановлен контроль, после прекращения плаваний Чжэн Хэ и возвращения Китая к традиционной изоляции, над рядом портов на берегах Малайи и Суматры, но это были последние успехи Маджапахита.
Так же Сухита пыталась преодолеть и раскол в обществе, вызванный "войной двух кратонов" - в 1433-м был казнён крупный сановник Раден Гаджа, в бытность бра Нарапати и приказавший казнить бра Вирабхуми.
Но проблемы маджапахитского общества были слишком глубоки.
Литература, эпиграфика и археология свидетельствуют о смещении центра религиозных церемоний от больших государственных храмов к скромным семейным, даже в столице. Такое чувство, что в XV веке яванцы, устав от рывка последних веков, концентрируются на внутреннем мире. Ритуалы всё больше архаизируются, сводясь к духу предков.
Совершенно исчезают упоминания об общине, фиксируется только мелкие частные землевладения.
Маджапахит XIV века противопоставлял индивидуальное и семейное общинному. Успех был признан и награждался индивидуальными и семейными прозвищами, титулами и связанными с ними символами статуса вроде особой одежды или обуви.
Результатом стало то, что многие надписи конца XIV - начала XV века просто фокусируются на материальном преуспеянии в этом мире, контрастируя с прошлым, много внимания уделявшего жизни загробной.
XV столетие даёт откат. Фрагментация общества проявлялась не только в фактическом распаде государства. Похоже, яванское общество искало иную духовную опору.
И
нашло её в исламе.