Пришла пора посмотреть на государственное
устройство Маджапахита.
В центре политической философии Маджапахита стоит понятие мандала, пришедшее из древнеиндийского политического трактата "Артхашастра". Данный трактат выделяет два типа государств: раджья (царство) и мандала (держава) как объединение таких царств, которое отечественный исследователь "Артхашастры" Д.Н.Лелюхин остроумно назвал "неравноправный коллектив правителей". Во главе мандалы и стоит чакравартин, "вращающий колесо власти".
В древнеиндийской политической философии целью правителя называлось создание мандалы, которая в идеале должна была объединить все индийские земли от Гималаев до океана.
Мандалой Маджапахита должен был стать весь малайский мир Южных морей.
Мандала Маджапахита состояла из трёх частей.
В центре располагалась Негара Агун (Великая Страна) - коренные земли Маджапахита во внутренних районах Центральной и Восточной Явы.
Остальная часть Явы, Мадура, Бали, Ломбок, прибрежные районы на юге и западе Суматры представляла собой Манканегару или Ява Бхуми (Священная Ява) - территории, находившиеся под непосредственным управлением маджапахитских чиновников.
Вокруг шла Нусантара (Внешние острова) - цепь вассальных княжеств, обязанных присылать ежегодную дань. Постоянного присутствия Маджапахита здесь не наблюдалось.
Но фольклор народов на разных концах малайского мира - в Аче, Минанкабау, Палембанге, Малайе, Сунде, Сумбаве - сохранил один устойчивый сюжет - про то, как какой-либо правитель разгневал владык Маджапахита, результатом чего явилось появление флота из сотен кораблей и десятков тысяч воинов, после чего "кровь текла рекой".
Так, например, в 1398-м маджапахитцы разгромили древний Тумасик (современный Сингапур), после чего бежавший от них на север раджа Парамешвара основал Малакку. Сингапура оставалась маджапахитской провинцией минимум ещё полвека - она упоминается в последнем известном списке провинций от 1447 года.
Во главе Маджапахита стоял обожествлённый абсолютный монарх, именовавшийся обычно раджарая (если мужчина) или ратурая (если женщина), Также использовались титулы махараджи, чакравартина, бхатары, прабхудевы. Наряду с титулами санскритского происхождения, в этот период после нескольких веков забвения возрождается и такой титул местного происхождения как рату. Монархи Маджапахита именуются и "рату всех рату земли яванской" и "рату Нусантары".
Культ божественной династии являлся становым хребтом государства, по всей стране существовала сеть храмов божественных предков.
Сурья Маджапахит - герб империи, 8-лучевое солнце с фигурами 8-ми локапал - хранителей сторон света.
Ближайшие родственники монарха носили титулы прабху, наиболее влиятельные среди них составляли "Совет семи прабху" (Бхаттара Сатхапрабху) при монархе, решавший важнейшие вопросы жизни государства, в том числе и назначение на главные административные посты. При Хаяме Вуруке в совет входили родители монарха и две его сестры с мужьями.
Родственники монарха являлись покровителями (бра) разных яванских провинций (негара). Иногда их называют "правителями" или "наместниками", но это неправильно. Бра в отношении своих провинций выполняли чисто церемониальные функции, проживая большую часть времени в столице и посещая провинцию только для участия в религиозных фестивалях. При этом, зачастую бра одновременно могли быть и вполне реальными наместниками земель на другом конце империи - так при Хаяме Вуруке бра Венкера (область в центре Явы) Виджаяраджаса был наместником Бали.
Наиболее важными были титулы бра Дахи (бывшей Кадири), Тумапеля (бывшая столица Сингасари), Матарама и Каурипана (современная Сурабая).
В центре общественной жизни был ежегодный фестиваль Чайтра, продолжавшийся месяц в марте-апреле, первый месяц индуистского лунного календаря. В ходе него двор двигался по берегам Брантаса - водной артерии, символизирующей жизнь Маджапахита. Эта река давала воду для поливного рисоводства, и она же являлась главным торговым путём во внутренних районах Явы.
Монарх в разных городах принимал подношения, выслушивал отчёты местных чиновников и жалобы на них, проводились религиозные службы, театральные и танцевальные представления.
В Маджапахите был создан разветвлённый многоступенчатый государственный аппарат. Во главе его стоял совет из пяти высших чиновников (Санг Парча Ри). Возглавлял его мапатих (главный канцлер), замещавший монарха во всех светских делах.
Также в состав совета входили демун (отвечал за повседневную жизнь дворца, отдых и развлечения монарха), канурухан (отвечал за церемониальную жизнь дворца, в том числе сношения с иностранными государствами), ранга (командир дворцовой гвардии), туменгун (командующий армией). Армия в Маджапахите была кадровая, формировалась из находящихся на жаловании солдат.
Ниже пятёрки главных администраторов находились многочисленные мантри (министры), отвечавшие за конкретные дела. Среди них выделялись вредхамантри (старшие министры) и ювамантри (младшие министры). Также существовал институт адъякши (ревизоров), контролировавший деятельность провинциального чиновничества.
Отдельно стоит выделить пангасалана - чиновника, отвечавшего за охрану общественного порядка. В его распоряжении были подразделение танда (стражи порядка).
Совершенно отдельно от аппарата исполнительной власти существовал аппарат духовно-судебной власти. Во главе его стояли два дхармадъякша, ведавшие делами соответственно индуистов (дхармадъякша рин кашеван) и буддистов (дхармадъякша рин касогатан). Помимо контроля за храмами и их собственностью, они же руководили деятельностью упапати (судей). Семь наиболее уважаемых знатоков местного права составляли совет при дхармадъякшах (Дхарма-упапати), своеобразный Верховный суд.
Такое разделение прослеживается и на провинциальном уровне, где существовали независимые друг от друга администраторы светские и духовно-судебные. В провинциях, покровительствованных бра, светскую власть представляли патихи (канцлеры), в других провинциях - адипати (наместники).
Низшим уровнем администрации являлись буюты (старосты общин) и титибаны (смотрители рынков).
В следующий раз поговорим об
экономике Маджапахита.